Фото: DW
Для того чтобы мировое сообщество в целом имело объективную картину того, что происходит с выполнением Минских договоренностей, специальная мониторинговая миссия ОБСЕ должна выполнить свои обязательства и представить развернутый аналитический доклад, в котором будет четко говориться о том, кто инициирует нарушения договоренности о прекращении огня на востоке Украины. Об этом во время совместной пресс-конференции с главой внешнеполитического ведомства Германии Хайко Маасом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине начала свою работу еще в 2014 году. С этого момента у нее есть четкий мандат на территории всей страны наблюдать за соблюдением прав человека, предотвращать возрождение неонацистских тенденций и содействовать снижению напряженности. Однако, по словам главы российского МИД, этой части своего мандата СММ уделяет недостаточное внимание.
В частности, миссия предпочитает докладывать о нарушениях режима прекращения огня и об обстрелах гражданских объектов – абстрактно (за такой-то период состоялось столько обстрелов). Ни в одном отчете не говорится о том, какая из сторон выступила инициатором. «Россия не первый год настаивает на том, чтобы миссия была конкретной в своих оценках, и чтобы она сообщала, кто виновен больше, кто начинает, а кто отвечает на такие обстрелы», – отметил глава российского внешнеполитического ведомства.
С. Лавров поделился информацией, что с помощью российского представительства в ОБСЕ на основе ежедневных рапортов, удалось воссоздать реальную картину происходящего на востоке Украины. Согласно проделанному анализу, более 80% обстрелов гражданских объектов приходится на долю Вооруженных сил Украины, из числа гражданских жертв по обе стороны соприкосновения - свыше 80% на стороне, контролируемой ополчением ДНР и ЛНР. Иными словами, большая доля нарушений договоренностей о прекращении огня фиксируется за Вооруженными силами Украины.
Министр иностранных дел Германии Хайко Маас, в свою очередь отметил, тот факт, что договоренности о прекращении огня оформлены на бумаге, уже многое значит. По словам дипломата, в конфликте всегда одна сторона утверждает, что другая не соблюдает правила, поэтому он призывает создать специальные структуры, которые будут расследовать эти нарушения.
Х. Маас констатировал, что Германия полностью поддерживает необходимость выполнения всех договоренностей, которые были достигнуты на саммите в Париже в декабре прошлого года. В этой связи С. Лавров подчеркнул, что Россия надеется обратить внимание германских и французских коллег (участников нормандского формата) на те заявления, которые звучат из Киева. Например, вице-премьер и представитель Украины в контактной группе Алексей Резников заявляет, что Минские договоренности устарели, а президент страны Владимир Зеленский просит, чтобы ему объяснили, что эти договоренности означают.
Отдельно министры иностранных дел России и Германии остановились на еще одном противоречивом вопросе – кибербезопасности.
Сергей Лавров рассказал, что Российским центром по компьютерным инцидентам с января прошлого года по конец мая нынешнего зафиксировано около 75 случаев, когда российские ресурсы, включая более 50 государственных, подвергались хакерским атакам из германского сегмента интернета. По всем этим случаям были направлены запросы в соответствующую немецкую структуру. Однако только 7 из них получили ответы, и то достаточно формального характера, не содержащие в себе конкретных объяснений. «Игнорирование российских запросов мало корреспондирует с желанием активизировать работу в киберпространстве, которое на политическом уровне проявляют наши германские друзья», – отметил российский министр.
Напомним, что между странами проводились двусторонние межведомственные консультации по вопросам информационной безопасности. Однако в 2018 году очередной раунд этих консультаций по инициативе германской стороны был отменен и с тех пор не возобновлялся. Москва призывает Берлин восстановить «замороженный» формат, а также осуществлять практическое взаимодействие в этой сфере.
Х. Маас подчеркнул, что несмотря на то, что в сфере кибербезопасности между нашими странами есть взаимные упреки (в частности, Германия обвиняет Россию в кибератаке на Бундестаг в 2015 году), Берлин заинтересован как можно скорее начать диалог в этой области по профессиональным каналам.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs