ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Минский процесс по-украински: расширить и углубить

10:00 08.08.2020 • Денис Батурин, политолог

Минский процесс в Украине становится предметом активных обсуждений - Киев выдвигает все новые идеи и инициативы. Речь идёт о кадровых перестановках с украинской стороны в Трехсторонней контактной группе, заявлении Юлии Тимошенко об участии парламентариев в переговорах по Донбассу и идее выноса вопроса об особом статусе Донбасса на референдум, озвученной вице-спикером Русланом Стефанчуком. 

 

В трёхсторонней группе в должности полномочного представителя Украины экс-президента Леонида Кучму 30 июля сменил экс-президент Леонид Кравчук, который в своём стиле уже наговорил много интересного. Так, он заявил[i]:

  • Система местного самоуправления в Донбассе должна отличаться от общеукраинской из-за особенностей региона: «У этих территорий не может быть такого управления, как, скажем, у Херсонской или Ивано-Франковской областей. Там дело очень сложное и с точки зрения населения, и граждан, и с точки зрения войны. (...)  ...мы обязаны учесть, что они оказались в такой ситуации. И, - дабы они поняли, что мы их выделяем в особую группу, имеющую больше прав, свобод и возможностей, - я внесу свое предложение».

  • Еще одной возможностью он назвал уточнение положений закона о свободных экономических зонах: «Когда я еще выполнял обязанности президента, мы приняли закон о свободной экономической зоне в трех областях: Донецкой, Луганской и Днепропетровской, - уточнил он. - Это больше экономических возможностей, инвестиций. Не исключаю, что территорией заинтересуются и внешние инвесторы».

  • Кравчук также повторил уже озвученный им ранее тезис о том, что в случае с Донбассом следует говорить не об "особом статусе" региона, а об особой системе местного самоуправления.

  • При этом он обозначил, в традициях украинской политики, свои «красные линии»: он будет предлагать ряд экономических и социальных свобод для Донбасса, но отнюдь не политических.

 

Видно, что первый президент постсоветской Украины, остававшийся всегда  личностью публичной, но после отставки - не влиятельной, хочет проявить инициативу. Пока все это слова, да и должность у него не та, чтобы принимать решения. К тому же, стремясь к оригинальности, он за «красные линии» все же не выходит, говоря об особом статусе Донбасса в каком угодно, кроме политического, измерении. 

 

Со своей стороны, лидер политической партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко не упустила возможности и выступила с инициативой создания некой «парламентской миссии»:  из числа депутатов Верховной рады, которая бы принимала участие во всех международных переговорах по урегулированию ситуации в Донбассе. По её мнению «парламент много лет стоит в стороне (от переговоров – авт.), оставив это на откуп каждому очередному президенту, каждому очередному офису президента, - (это) недопустимо». В этом ключе она, судя по всему, и намерена провести переговоры с лидерами других фракций. Задачей «парламентской миссии» Тимошенко видит «самое активное участие во всех международных переговорах относительно возвращения на Украину мира и территорий».[ii]

Заявление Тимошенко – дополнительное свидетельство поиска новых направлений активности украинских политических сил, которые «бегают по кругу» давно избитых, миллионы раз в  тысячах эфиров различных ток-шоу проговоренных тем. 

При этом и предложение участия парламентариев в Минском процессе – совсем не ново. Ещё в декабре 2019 года такую инициативу озвучил депутат Верховной рады, глава политсовета партии "Оппозиционная платформа - За жизнь" Виктор Медведчук на встрече в Санкт-Петербурге с президентом РФ Владимиром Путиным.  Он предложил  создать парламентское измерение «нормандского формата» по Донбассу. Владимир Путин инициативу поддержал, а в январе текущего года  Медведчук провел встречу в Сенате Франции с депутатами верхней и нижней палат парламента, а затем представил парламентское измерение «нормандского формата» в Германии для всех крупных фракций Бундестага.

Именно это подтвердил экс-депутат Верховной Рады Олег Царёв: «Это на самом деле инициатива Виктора Медведчука, у которого давние отношения с Юлией Тимошенко. Наверняка, она выходит с этой идеей по его просьбе. Виктор Медведчук усилил свои позиции и очень активно занимается проблемой Донбасса». По мнению Царева, если бы эту инициативу активно лоббировал Медведчук, то к ней бы относились в Верховной раде настороженно, а так, есть некоторые надежды: «Однако получается, что ее предложил один из лидеров фракции, которая никогда не была замечена в тесных отношениях с Россией. Есть все шансы, что предложение поддержат другие депутаты, и оно найдет поддержку в администрации президента Украины. Тогда инициатива будет реализована».[iii]

Каковы перспективы у этой инициативы, выдвинутой уже не только оппозицией, пока говорить трудно. Однако становится  очевидно, что в ней стали заинтересованы разные политические силы и персоны. Но причины такого интереса различны. Тимошенко интересует новое направление своей политической активности, Медведчука и его политическую силу - разрешение конфликта на Донбассе. А третьей заинтересованной стороной оказывается президент Владимир Зеленский, для которого парламентское измерение «нормандского формата» будет очередной возможностью «забалтывать» реализацию Минских соглашений. 

Первый заместитель председателя Верховной Рады и представитель президента Украины в парламенте Руслан Стефанчук допустил проведение референдума об особом статусе Донбасса: «...если вопросы, интересующие народ, требуют внесения изменений в конституцию, их тоже надо решать и выносить на референдум, если понадобится».[iv] При этом Стефанчук в современной украинской традиции не забыл определить свои «красные линии» - напомнил, что на референдум нельзя выносить вопрос, касающийся территориальной целостности Украины или подразумевающий утрату ее суверенитета. 

А что же президент? Референдум о статусе Донбасса Зеленскому настолько же выгоден, насколько опасен. Так, согласно июньскому опросу центра «Социальный мониторинг» уже 45% украинцев высказались за то, чтобы ради прекращения войны предоставить неподконтрольным территориям Донецкой и Луганской областей особый статус, который предполагает автономию в составе Украины.[v] С одной стороны, это очередное подтверждение того, что украинцы связывают многие внутренние проблемы страны с войной на юго-востоке, что вроде бы вполне соответствует заявленному Зеленским стремлению к миру. Но, с другой стороны, на фоне этих настроений результаты референдума могут обозначить выход за все «красные линии», охраняемые националистами и активистами, а также антироссийским зарубежьем. А это Зеленскому совсем не нужно.

Референдум о статусе Донбасса, по сути, инициатива разумная. Однако, смеем предположить, что эта инициатива, как и многие другие с украинской стороны, касающиеся выполнения Минских соглашений, являются средством не разрешения конфликта на Донбассе, а способом затягивания реализации соглашений. Схема проста: вместо выполнения соглашений - создание новых форматов и подформатов, а теперь вот ещё нужно бы и народ спросить на референдуме, а референдум надо законодательно согласовать, организовать, провести, результаты потом утвердить… Короче, дело это - «важное, но непростое».

Но жизнь не стоит на месте. Внутри Украины складывается ситуация, когда политическая дискуссия о Донбассе,  как естественным путём, так и под влиянием некоторых сил, становится все более значимым фактором общеполитического процесса. Именно об этом свидетельствует расширение круга участников этого процесса, а также поиск новых политических и социально-экономических инструментов для «работы» с ситуацией на юго-востоке страны. Но опять же – «работы», а не разрешения конфликта, так как почти каждый из участников будет неизбежно определять для себя пресловутые «красные линии». А как показывает анализ истории Минского процесса - разрешение конфликта лежит как раз за границами этих линий.  Не исключено, что Зеленский, ответственные в его команде за минское направление на фоне своей неготовности выполнять соглашения с удовлетворением воспринимают новые внутриполитические манёвры, более того, сами подбрасывают инициативы (идея референдума по Донбассу), а значит, на мой взгляд, решили  в очередной раз растворить Минский процесс в болоте украинской внутренней политики. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати