ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Православный собор в Ницце имеет шанс стать «любимым памятником Франции 2020»

16:09 24.07.2020 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фото arrivo.ru

Православный собор Святого Николая в Ницце стал номинантом конкурса «Любимый архитектурный памятник французов - 2020». Такое состязание инициировал на французских телеканалах известный журналист радио и телеведущий Стефан Берн. (Именно ему в 2017 году президент Франции Эммануэль Макрон доверил провести ревизию всех 43 тысяч памятников культуры в стране с целью изыскать средства на их реставрацию и содержание). Пятиглавый собор Святого Николая, выстроенный в 1912 по проекту архитектора Михаила Преображенского, – образец русского зодчества и поистине украшение знаменитого курортного города на Лазурном побережье Франции. Собор является самым большим православным храмом в Западной Европе. Он имеет богатую историю и хранит немало святынь, в том числе – чудотворных икон. Идею назвать собор Святого Николая в качестве «Любимого архитектурного памятника французов - 2020» активно поддержал на своем сайте мэр города Ниццы Кристиан Эстрози, не скрывающий своих симпатий к России. Как рассказал журналу «Международная жизнь» настоятель храма протоиерей Андрей (Елисеев), г-н Кристиан Эстрози очень расположен к России, к русским, к российским туристам. По словам о.Андрея, мэр неоднократно повторял: «Нет и никогда не будет никаких санкций для россиян в Ницце». Кристиан Эстрози сам эмигрант из Италии, в раннем детстве родители привезли его во Францию, и он хорошо помнит этот русский храм. Неподалеку он учился и дружил с русскими, всегда восхищался собором Святого Николая – архитектурной жемчужиной города.

Настоятель собора Св. Николая в Ницце протоиерей о.Андрей (Елисеев). Фото: Яна Белицкая, kron-pravoslavie.ru

Настоятель о.Андрей отметил, что «присутствие собора в списке номинантов конкурса связано и с его обновленным обликом: в 2014-2016 гг. были проведены реставрационные работы, на которые ушло более 20 млн. долларов». Настоятель храма подчеркнул, что для причта и прихожан важен сам факт участия собора в национальном конкурсе Франции. «Это позволит большому количеству людей узнать о соборе даже до его посещения как о символе русского православия, а для туристов – определить приоритеты при выборе наиболее интересных памятников культуры во Франции. Важно, что собор Святого Николая внесен в список номинантов на популярный в стране, общефранцузский конкурс», - подчеркнул настоятель храма. О.Андрей отметил, что со стороны Церкви не было запроса на участие в конкурсе, о котором ему стало известно от самих телевизионщиков, прибывших в один прекрасный день к храму, чтобы снять два ролика - рекламный и содержательный, непосредственно об архитектурном памятнике. Во втором ролике речь шла об уникальной архитектуре собора и о технологиях при строительстве, которые на начало XX в. были передовыми. «Нижняя часть храма закладывалась традиционно – каменными блоками, а верхняя часть собора и колокольни, а также барабаны для куполов возводились из железобетона. Это было новаторским решением, что оправдало себя, - за 108 лет храм не дал трещин. Фасады собора украшены полихромными флорентийскими изразцами», - уточнил о.Андрей.

По словам настоятеля, история закладки храма связана с династией Романовых. Старший сын императора Александра II Цесаревич Николай после внезапной болезни окончил свою земную жизнь на вилле Бермон в Ницце в 1865 году. Два года спустя император выкупил эту виллу, а в 1868 году поставил Никольскую часовню на месте дома, где скончался его первенец Великий Князь Николай. На освящении часовни присутствовал родной брат покойного, будущий император Александр III. На внешней стороне в нише была установлена икона Святого Николая Чудотворца, которая находилась у изголовья умирающего Наследника. К чудотворному образу Николая Угодника мы еще вернемся, а пока продолжим беседу с о. Андреем. «Храм строился на средства императора Николая II и его матушки вдовствующей императрицы Марии Федоровны, а также некоторых частных лиц. Такой собор не мог бы быть построен на средства только частных пожертвований, - подчеркнул о. Андрей. - Изначально и сейчас храм является собственностью России. Вместе с тем – это памятник французской истории. В 2008 г. истекал срок аренды, начался судебный процесс между Российской Федерацией и управляющей собором религиозной Ассоциацией, относившейся к Константинопольскому патриархату. В 2011 году по суду храм был возвращен в юрисдикцию России, но все архивы были тайно вывезены из храма сотрудниками Ассоциации. Где они, мы не знаем, - сказал о. Андрей. – Доступ к ним зарезервировала за собой эта Ассоциация и не хочет их возвращать. Сейчас она ушла из юрисдикции Константинопольского патриархата в Венгерскую. Однако по истечении ста лет архив имеет право быть открытым для историков. Мы очень надеемся его когда-нибудь увидеть».     

Интересно, что роспись собора была выполнена не по замыслам архитектора М.Преображенского, этому помешали русско-японская война 1904 г., политическая ситуация в России 1905 г, затем предреволюционная обстановка в стране. Интерьеры расписывал итальянский мастер Де Сеньори по эскизам художника-декоратора Леонида Пяновского, вскоре эмигрировавшего во Францию. О.Андрей рассказал журналу «Международная жизнь» о святынях храма, связанных с именем императора Александра II.  «У нас хранится военный мундир императора Александра II, его предсмертная рубашка с запекшимися каплями крови после покушения на монарха, - их передала в храм светлейшая княгиня Екатерина Михайловна Юрьевская, вторая супруга императора, - сказал о.Андрей. - Она прожила в Ницце 40 лет и упокоилась на Никольском православном погосте в 6 км. от собора. У нас хранится и любимый гусарский мундир Александра II, есть данные, где он отдавал предпочтение именно этому мундиру. Сохранилась прижизненная картина, где император в том мундире с сигарой, а у ног его лежит пес. К сожалению, хранившиеся в архивах собора письма Александра II и княгини Юрьевской пропали. Но сохранился медальон с локоном волос Цесаревича Николая Александровича и его фотографией. Золотые часы, бывшие при императоре Александре II во время смертельного покушения на него, - всё это достояние собора Святого Николая вместе со святыней – чудотворной иконой Николая Угодника, которая сопровождала Цесаревича Николая во всех его походах и путешествиях», - сказал о.Андрей.  

Возвращаясь к образу Николая Угодника в соборе, настоятель отметил, что первоначально он был укреплен на стене той самой часовни, открытой в 1868 г. Под южным солнцем олифа на иконе запекалась, а в богоборческий период в СССР образ и вовсе полностью почернел. Как писали современники в 30-х годах, «лик был совершенно неразличим и надписей не было видно». Тогда и был перенесен в собор, где находится и по сей день, однако уже не почерневшим, а осветленным. О. Андрей рассказал: «На Николу вешнего 22 мая 1935 года икона начала самостоятельно осветляться. По этому случаю был составлен специальный церковный акт. Икона покрылась маслом и постепенно очистилась». По словам настоятеля собора, в перспективе планируется открыть музей (платный) при храме по совету местного Департамента культуры. Это позволит финансово содержать и музей и храм.   

На вопрос в отношении платного входа в храм, о чем в перспективе размышляет организатор конкурса Стефан Берн, о.Андрей ответил: «Такая  практика существовала в 50-х гг. XX в. вплоть до 2011 г., – вход был платным, т.к. приход не имел возможности оплачивать собор. Может быть, в Виндзорском замке – резиденции британских монархов - это и оправдано, там много королевских реликвий, исторических достопримечательностей. В Англии заплатить 5-10 фунтов за вход – это подспорье в сохранении памятников для потомков. На мой взгляд, платный вход в храм – сомнительная привилегия. Я видел множество церквей, где берут плату за вход, не обращаясь к бюджету государства.  Мне думается, что вход в собор должен оставаться бесплатным».

Завершая беседу, о.Андрей отметил: «С момента своего создания собор несет особую миссионерскую идею – своим видом говорить о величии православной веры и Российского государства, нашего Отечества. С этой идеей собор и строился, и освящался его первым настоятелем о.Сергием (Любимовым). До сих пор собор служит свидетельством величия русского зодчества, русского православия. А для иностранных посетителей – это всегда открытие. Сколько раз я слышал восторженные возгласы туристов! – рассказал о. Андрей. – Собор действительно прекрасен, по-моему, это самый красивый и большой храм в Европе, он говорит о том, что такое Россия и Русская Православная Церковь. Особенно это важно для тех, кто наслышан негатива по отношению к России. Это не новость последних времен, это было и в XIX в., о чем писали русские публицисты, писатели, поэты. В частности, Федор Иванович Тютчев. Когда люди видят этот собор, они проникаются уважением и любовью к России, ведь построить такой храм без веры невозможно», - подтвердил о.Андрей. Он добавил: «Большая ответственность быть настоятелем храма с такой большой и богатой историей, ответственность по сохранению этой православной святыни и жемчужины во Франции. Получаю личное моральное и духовное удовлетворение по сохранению этой исторической реликвии. Собор Святого Николая служит вдохновением для современных архитекторов, являя гармоничный сплав арт-деко и новых веяний, современных и древних культурных стилей в архитектуре».

Добавим, что конкурентами в конкурсе собору Святого Николая в Ницце выступают такие памятники, как Идеальный дворец почтальона Ф.Шеваль (Овернь Рона-Альпы) 1879 г.,  Цитадель и лев Бельфор (Бургундия Франш Конте) 1749 г., Шато-де-ла-Рош-Гойог, или «Форт Ла-Латте» (Бретань) XIV в.,  замок и сады Вилландри (центр долины Луары) XVI в., Императорская часовня Дворца Феш в Аяччо (Корсика) II половина XIX в. и другие.  Остается дождаться результатов конкурса «Любимый архитектурный памятник французов - 2020».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати