ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Евразийская повестка в информационном пространстве России

13:12 21.07.2020 • Ольга Вихрова, кандидат филологических наук, координатор образовательных и научно-исследовательских проектов со странами СНГ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Фото: ia-centr.ru

На днях в Минске состоялось очередное заседание Евразийского межправительственного совета. И снова в повестке торговые барьеры, изъятия, инновации, инвестиции, и ни слова о формировании внутри- и внешнеполитического имиджа Союза, разработке общей информационной стратегии и необходимости усиления информационного сопровождения интеграции.

Требует ли ситуация наднационального механизма регулирования или внутренние инструменты каждого из государств достаточны и эффективны в решении обозначенных задач? В 2015 году директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько отмечал, что средства массовой информации должны выступать «в качестве мотора евразийской интеграции, применяя весь арсенал современной мультимедийной журналистики», и что именно от них зависит, насколько успешно она будет развиваться[i].

Выполняют ли сегодня национальные СМИ функции вышеупомянутого «мотора», способствуя распространению интеграционных настроений среди граждан стран-участников? Обеспечивают ли наполнение государственных информационных пространств тематически и количественно достаточное для того, чтобы в них закрепилась евразийская повестка, а интеграционные идеи обрели поддержку широких масс?

Анализ новостного контента ведущих российских СМИ[ii] за IV квартал 2019 года[iii] показал, что в настоящее время число упоминаний Евразийского экономического союза в медиа является несущественным.

Телеканалы   

Количество
материалов, шт.   

Печатные СМИ

Количество
материалов, шт.   

Онлайн СМИ   

Количество
материалов, шт.   

Первый

9

Ведомости

36

360tv

23

НТВ

9

Коммерсантъ

42

RBK

74

Россия 1

9

Известия

59

Газета.Ru

18

ТВ Центр

5

Российская Газета

160

Lenta.ru

57

5 канал

7

Комсомольская Правда   

0

RT

53

Частота упоминаний ЕАЭС в новостных программах российских телеканалов, печатных и онлайн СМИ, IV квартал 2019 г.

Несмотря на возможности, которые по-прежнему обеспечивает охват аудитории ТВ и декларируемую заинтересованность властей в продвижении евразийской повестки на государственном уровне, суммарное количество инфоповодов за IV квартал 2019 года ни для одного из рассматриваемых телеканалов не превышает девяти. На первый взгляд, ситуация в печатных и онлайн СМИ выглядит несколько лучше, но, фактически, ЕАЭС в подавляющем большинстве материалов имеет второстепенное значение − встречается в контексте дополнительной, «подсвечивающей» или пояснительной информации. В качестве наглядных примеров можно привести: «Коммерсантъ», где количество материалов, непосредственно касающихся Союза, составляет только 57% от общего числа статей с упоминаниями, RT с аналогичным показателем в 36% и 360 tv, где доля соответствующих материалов составляет около 39%. Стоит отметить, что в ориентированной на массовую аудиторию «Комсомольской правде» в IV квартале 2019 года не было опубликовано ни одного материала, посвященного Евразийскому экономическому союзу. Аналогичная ситуация наблюдается и на сайте издания.

Таким образом, количество новостных материалов российских печатных  и онлайн СМИ, в которых фигурируют события, связанные с ЕАЭС, а также встречаются упоминания регионального объединения, превышает число предлагаемых зрителям отечественных телеканалов, однако также является незначительным и недостаточным для формирования медийного портрета Союза и закрепления его в сознании массовой аудитории.

Исключение составляет только «Российская газета», обеспечивающая полный охват инфоповодов интеграционной тематики и качественную их проработку журналистами. При этом в издании находят отражение темы, связанные не только с законодательным регулированием и продолжающимися интеграционными процессами, но и с отдельными областями функционирования государств-участников. Нередко встречаются и рассчитанные на неподготовленную аудиторию статьи развлекательно-информирующего характера, привлекающие внимание к интеграционной тематике: например, «Ваш туроператор – Дед Мороз» о туристической привлекательности Беловежской Пущи, персонифицированный материал о роли женщин в развитии экономики Киргизии «А ну-ка, девушки!» и другие.

Тематическая структура посвященного ЕАЭС новостного контента российских СМИ в период с 01.10.2019 по 31.12.2019 выглядит следующим образом:

Основными тематиками, в связи с которыми упоминается Евразийский экономический союз являются: встречи лидеров государств ЕАЭС (заседания Высшего Евразийского экономического совета, неформальные встречи лидеров и встречи глав отдельных государств-участников), законодательное регулирование (изменения в техрегламентах, регулирование рынков), перспективы развития отношений стран-участников интеграционного объединения, укрепление связей с внешними партнерами (материалы о создании ЗСТ, заключении договоров о сотрудничестве и др.), а также отдельные заявления и высказывания лидеров стран ЕАЭС (например, президент РФ Владимир Путин раскрывает архивные документы об истинном раскладе сил в Европе накануне Второй мировой войны на заседании лидеров ЕАЭС; президент Республики Беларусь Александр Лукашенко предложил ЕАЭС использовать опыт СССР и аналогичные). Дополняет классификатор тематика «кадровые назначения», представленная в материалах издания «Коммерсантъ».

Тематическая структура евразийской повестки в национальном информационном пространстве России в IV квартале 2019 года выглядят следующим образом:

 

Тематика

% СМИ, в которых встречается

Законодательное регулирование

85,7

Перспективы развития отношений стран-участников интеграционного объединения, а также укрепление связей с внешними партнерами

78,6

Встречи лидеров государств ЕАЭС

78,6

Отдельные заявления и высказывания лидеров стран ЕАЭС

64,2

Кадровые назначения

7,1

 

Результаты исследования демонстрируют, что на сегодняшний день частота упоминаний ЕАЭС ведущими российскими СМИ является низкой, а число контекстов, в которых освещается тематика молодого регионального объединения – ограниченным.

Для результативного информирования населения о преимуществах, которые обеспечивает евразийская интеграция гражданам стран Союза, существенно увеличиться должно не только количество материалов, в которых упоминается ЕАЭС, но и спектр тематик. Журналисты должны ориентироваться на персонифицированные материалы, наглядно иллюстрирующие «плюсы» евразийской интеграции для рядовых граждан, а не на обезличенную информацию о встречах лидеров, изменениях в законодательных актах и статистическую информацию о росте товарооборота с новыми партнерами. Необходимо на понятных и доступных примерах демонстрировать аудитории СМИ преимущества, которые обеспечивает межрегиональное сотрудничество отдельному гражданину или конкретным семьям. Населению любого из государств-участников будет интересно, прежде всего, наличие общих насущных проблем, и решений, касающихся каждого из них.

Как точно отмечает заведующий кафедрой телерадиожурналистики Академии медиаиндустрии Евгений Дугин, «…освещение сотрудничества государств ЕАЭС далеко от совершенства. Любое взаимодействие должно служить сближению и взаимопониманию населения, а не просто фиксировать статистику товарообмена между странами. Освещение межгосударственных взаимоотношений можно считать сотрудничеством в полном объеме только в том случае, когда информация пропущена через души людей, через мозг, когда она «овладевает массами». Если этого нет, то никакие цифры, никакие факты, никакие другие аргументы не работают»[iv].



[i] «Хватит говорить об интеграции», Алексей Пилько. РИА Новости. 26.05.2015. Режим доступа: https://ria.ru/20150526/1066585015.html (дата обращения: 29.04.2020)

[ii] Данные СМИ были выбраны для анализа как наиболее репрезентативные и влияющие на повестку на основании данных, представленных в следующих рейтингах компании «Медиалогия»: «Топ-10 самых цитируемых ТВ-каналов за 2019 год», «Топ-10 самых цитируемых газет за 2019 год», «Топ-30 самых цитируемых интернет-ресурсов за 2019 год».

[iii] Данный период является достаточным для анализа и репрезентативным с точки зрения формирования тематической повестки, так как с 1 октября по 31 декабря отсутствовали события, оказывающие существенное влияние или искажающие ее на протяжении длительного времени, как это произошло, например, во второй половине I и II квартале 2020 года, когда основным инфоповодом для подавляющего большинства СМИ стал COVID-19.

[iv] «Создание единого информационного пространства ЕАЭС обсудили в Москве. Международная жизнь. 23.10. 2018. Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/20824

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати