Аннотация: в статье анализируются новые тенденции в развитии трансатлантического партнерства, отражающие те противоречия и проблемные узлы, которые осложняют в последние годы союзнические связи США и ЕС.
Президентство Д. Трампа отличается заметным охлаждением отношений США с Евросоюзом. Большинство европейских аналитиков считают, что в подходе нынешней американской администрации к Евросоюзу заложено деструктивное начало, поскольку она исходит из того, что европейская интеграция направлена против США и потому именно «разъединенные штаты Европы» отвечают их стратегическим интересам. Это означает, что сегодня США предпочитают выстраивать привилегированные двусторонние отношения с отдельными странами в зависимости от геополитической, региональной или конкретной страновой конъюнктуры. Американская поддержка Брексита – наглядное тому подтверждение.
Проявлений беспрецедентного усложнения трансатлантических связей и взаимодействий предостаточно. В укрупненно-целостном виде это наглядно подтвердила состоявшаяся 15 июня 2020 г. видеоконференция министров иностранных дел 27 стран-членов ЕС с участием госсекретаря США Майка Помпео, итоги которой авторитетная французская газета «Монд» красноречиво охарактеризовала как «диалог глухих» [5].
Существенно разнятся подходы США и ЕС к борьбе против коронавирусной пандемии. В отличие от ЕС, рассматривающего разрабатываемую в различных странах вакцину как «глобальное общественное достояние», США стремятся получить эксклюзивный доступ к ней с целью монополизации возможностей ее использования в мире. При этом без всяких комплексов предпринимались попытки перекупить исследовательские проекты даже таких известных европейских фармацевтических концернов, как Curevac. Д. Трамп проигнорировал призыв различных международных организаций пересмотреть решение США о разрыве отношений с ВОЗ, с которым, в частности обратились к нему в совместном заявлении председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель.
Внесенный группой американских сенаторов законопроект «О защите европейской энергетической безопасности» (Protecting Europe Energy Security Act) предполагает введение «сокрушительных американских санкций» против всех, кто каким-либо образом связан с строительством газопровода «Северный поток-2». Тем самым расширяются уже действующие санкции США против судов-трубоукладчиков и во всей полноте распространяются на все компании, занятые в строительстве, эксплуатации, техническом обслуживании газопровода. В случае законодательного одобрения этой новой санкционной инициативы пострадают более 120 компаний из 12 европейских стран. Под санкции подпадут также порты, юридические и страховые компании. Более того, предусмотрено, что в случае завершения строительства газопровода санкции охватят даже специализированные организации, которые его сертифицируют.
Реакция из Евросоюза последовала незамедлительно. Выступая 1 июля 2020 г. в бундестаге, А. Меркель прямо заявила о неправомерности экстерриториальных санкций против «Северного потока-2». Ее заявление приобретает особое политическое значение в свете того, что оно одномоментно совпало с переходом к Германии на следующее полугодие председательства в Совете ЕС. Комментируя центральную задачу германского председательства на внешнем контуре и явно имея в виду давление США на ЕС, министр иностранных дел ФРГ Х. Маас подчеркнул приоритетность суверенной стратегической и тактической линии ЕС: «Мы не намерены ходить на помочах, хотим идти своим путем и активно влиять на геополитическую повестку» [2].
Куда менее дипломатично высказались депутаты германского бундестага. Так, спикеры фракции СДПГ по газовой политике и по торговой политике – соответственно Т. Греммельс и М. Тёнс прямо заявили: «Мы убеждены, что время дипломатической сдержанности прошло. Для защиты европейских интересов правительство ФРГ и Европейский союз должны ввести меры противодействия и подумать о введении ответных санкций, например, против американского сланцевого газа. Только когда возникнет реальная опасность введения серьезных ответных санкций, появится реальный шанс уладить конфликт: Дональд Трамп понимает только такой язык» [4].
Весомым конфликтогенным фактором в американо-европейских отношениях стало расхождение позиций по Ирану. Франция, Германия и даже самый близкий союзник США – Великобритания выступили против введения новых американских санкций на Иран, прямо демонстрируя свое несогласие с установкой США на ликвидацию ядерной сделки по Ирану.
Существенно усилились разногласия в геополитическом треугольнике США-ЕС-НАТО. Знаковой приметой этих разногласий стал публично озвученный диагноз – «паралич мозга НАТО», который поставил Э. Макрон североатлантическому альянсу, в котором определяющую роль играют США. За фактическим игнорированием многократного требования Трампа увеличить практически вдвое финансовый взнос Германии в НАТО последовало его решение сократить американский военный контингент в ФРГ на 9.500 человек под тем предлогом, что США несут чрезмерную нагрузку по обеспечению безопасности Германии.
При всей своей непредсказуемости Д. Трамп проводит свою линию в отношении военно-политического трансатлантического партнерства вполне последовательно. Внимательные наблюдатели вспомнят, что еще три десятилетия назад, выступая в прессе в поддержку одного из кандидатов на пост президента США, Трамп выражал недовольство тем, что американские ресурсы идут на защиту богатых стран-союзников, недостаточно инвестирующих в собственную оборону, а в результате от этого в выигрыше оказываются только они, но никак не Вашингтон. И потому, призывал Трамп, США не должны нести издержки такого мирового порядка, который отвечает только интересам других государств, даже если они являются союзниками США.
Примечательно, что в ответ на предложение руководства Польши создать на ее территории полноценную военную базу США за счет выводимого из Германии американского контингента Д. Трамп пригласил польского президента А. Дуду с визитом в США буквально за несколько дней до президентских выборов. Вмешательство США в летнюю избирательную компанию 2020 г. в стране-члена ЕС было столь же очевидно, сколь и бесцеремонно. Не говоря уже о том, что тем самым А. Меркель был послан многозначительный знак – напоминание о ее отказе приехать в Вашингтон на июньский саммит G-7.
Группа французских политологов в исследовательском проекте «Положение в мире 2020» с конкретизированным названием в вопросительной форме «Конец американского лидерства?» выразили убежденность в том, что «в военном плане ЕС должен избавиться от иллюзии защитного американского зонтика, обеспечивая свою собственную коллективную оборону. Стратегическое отдаление США (от Европы – авт.) вписывается в долгосрочную перспективу. Следовательно, зависимость от НАТО может стать угрозой для безопасности на континенте» [3, p.181].
Удивительно прозорливым оказалось предвидение Сирила Н. Паркинсона, автора знаменитых «законов Паркинсона», прогнозно обозначившего много десятилетий назад кризисные перспективы в развитии отношений США и Европы. В комментариях к своим «Законам» он разъяснял: «Если Запад намерен выжить, он должен достичь определенного единства, сплотить свои ряды, чего сейчас нет и в помине. Если из этой цели начнут выпадать звенья, это случится не в пограничном государстве, где всегда сохраняется напряженность, не в странах, которые отчаянно цепляются за свой ускользающий суверенный статус, – надлом произойдет там, где с виду полная благодать: в Брюсселе или Вашингтоне» [1, c.318].
Вместе с тем было бы самонадеянным пророчеством и надуманным преувеличением говорить о «конце истории» трансатлантического партнерства. Апробированные временем союзнические связи ЕС-США на основе общих или совпадающих в целом ценностных, мировоззренческих, политических и экономических приоритетов проходят сегодня испытания глубинными международными вызовами и угрозами и одновременно – болезненными для ЕС инициативами, исходящими от американской администрации. По мере расхождения интересов сторон формат их отношений конечно же в той или иной степени изменяется или модифицируется, но до размывания самих скреп трансатлантического партнерства дело явно не дойдет. Вероятность его экстремально кризисного развития в нынешнем геополитическом контексте исчезающе мала. В условиях безусловно затяжного кризиса либеральной модели миропорядка конкурентное партнерство США и ЕС будет и дальше прорастать проблемными узлами конфликтного противостояния, которое все же не станет магистральным антагонистическим трендом в их отношениях.
Список литературы:
1) Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: сборник. М., Прогресс, 1989, 448 с.
2) Außenminister Maas zum heutigen Beginn der deutschen EU-Ratspräsidentschaft. Auswärtigen Amts. 01.07.2020. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/maas-deutsche-ratspraesidentschaft/2361154 (дата обращения: 15.07.2020)
3) Fin du leadership américain? L'état du monde 2020. Editions La Découverte, Paris, 2019. 224 p.
4) Handelsblatt, 02.07.2020.
5) Monde, 21-22 Juin 2020.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs