Джон Болтон со своей книгой, вызвавшей скандал в Вашингтоне.
Фото Imagn Content Services, LLC
Бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон выпустил книгу «Комната, где это произошло: мемуары Белого дома» («The Room Where It Happened: A White House Memoir»), которая вызвала гигантский скандал в администрации президента Трампа. Сам президент предупреждал своего бывшего советника о том, что не надо публиковать эти заметки о 453-х днях работы Болтона с Трампом. Мотивировка очень простая – нельзя выдавать на широкую публику подробности «политической кухни» Белого дома, не надо разглашать «сведения, способные нанести ущерб национальной безопасности».
А госсекретарь Помпео выразил мнение, что раскрытие Джоном Болтоном сравнимо с преданием огласке информации о методах работы спецслужб экс-сотрудником АНБ США Эдвардом Сноуденом. «Честно говоря, из-за того, что он раскрыл некоторые сведения, он подлежит непосредственной уголовной ответственности, – сказал Помпео в эфире телеканала Fox News. – Мы все видели, что бывает, когда люди допускают утечки секретных сведений, как Эдвард Сноуден. И то, что сделал Джон Болтон, не отличается от этого».
Однако, Болтон не внял, и книга на этих днях появилась в продаже, вызвала огромный интерес, и купить её можно даже по смешной цене – например, в Англии по 0,99 фунта стерлингов. Зато в самих США – со скидкой – по 19,42 доллара.
Нам удалось ознакомиться с некоторыми эпизодами этого фолианта в 588 страниц, и мы представим их сегодня. Это будет, в частности, изложение некоторых деталей в переводе на русский язык, осуществленном переводчиками ресурса inosmi.ru и ТАСС.
Полагаю, что комментарии для первого знакомства с творчеством Болтона сейчас не уместны – их даст, уже дает, сам Трамп, а мы пока почитаем, что написал его бывший помощник по национальной безопасности.
- Болтон пишет, что Трамп был недоволен тем, что Украина является препятствием для сближения США и РФ. По версии Болтона, Трамп предложил, чтобы военную помощь Украине оказывала НАТО, а не США. «Украина – это стена между нами и Россией», – добавил Трамп. После этого Трамп поручил вице-президенту США Майклу Пенсу позвонить генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу. Американский лидер, якобы, дал Пенсу указание уведомить Столтенберга о том, что помощь Украине должен предоставлять Североатлантический альянс, а не Вашингтон. Позже Трамп изменил это решение.
- «Судя по моим наблюдениям, президент Трамп использовал на Украине властные полномочия, чтобы содействовать своим собственным политическим целям, – пишет Болтон. – Я не говорю, что Трампа не нужно было подвергать импичменту, я говорю лишь о том, что были вызывающие сожаление действия, не все из которых были бы поводом для импичмента. Но демократы, добиваясь импичмента Дональда, взяли на вооружение стратегию, которая явно вела к неудаче, поскольку они преследовали, прежде всего, свои узкополитические цели». Трамп, якобы, неоднократно требовал от официальных лиц перестать помогать Украине «в качестве возмездия за ее действия в 2016 году» и «рычага давления» для проведения расследования в отношении демократа Джо Байдена.
- Глава министерства финансов США Стивен Мнучин выражал опасения относительно того, что из-за частого введения санкций Вашингтоном против других стран, в том числе, России и Китая. Болтон констатирует, что администрация президента США Дональда Трампа часто вводила санкции, но, по его мнению, «нет свидетельств того, что эти меры были по-настоящему эффективны». Болтон утверждает, что «ни Трамп, ни Мнучин не были заинтересованы и не желали проводить санкционную политику решительно и последовательно. Мнучин, напротив, подчеркивал, что «постоянное введение санкций, а также давление, которое мы оказываем на международную финансовую систему, приведет к тому, что данный инструмент станет менее эффективным, поскольку страны попытаются уклоняться от действия рестрикций». Глава минфина США выражал опасения относительно того, что слишком частое введение санкций «подорвет статус доллара, как мировой резервной валюты, и подстегнет другие страны, такие как Россия и Китай, осуществлять транзакции в евро, проводить сделки по бартерной системе или иными методами».
- Джон Болтон заявил, что сам принял решение уйти в отставку из-за несогласия с Дональдом Трампом по вопросам внешней политики. «Свое прошение об отставке я подготовил заранее. Постепенно это желание крепло и последней каплей стало намерение президента Трампа пригласить талибов (движение «Талибан» запрещено в России – ред.) в Кэмп-Дэвид для подписания, так называемого, соглашения о мире в Афганистане. Я считал это плохим соглашением, полагал, что президент проводил неверную политику, а решение пригласить талибов в Кэмп-Дэвид – совершенно безответственным». Болтон также выразил уверенность, что президент Трамп считает миссию США в Афганистане «провальной».
- Болтон пишет, что США после того, как Иран сбил американский беспилотник, рассматривали возможность удара по трем военным объектам Ирана, «построенным русскими». «Трамп спросил, были ли эти объекты российскими и насколько они были дорогими, а генерал Джозеф Данфорд (глава Объединенного комитета начальников штабов) заверил его, что «они были сделаны русскими, но не так дороги, как наш беспилотник». Мы обсудили, могут ли быть жертвы среди русских, что было сомнительно, но не невероятно». Это был бы «хороший вариант ответа» на действия Тегерана, однако, Трамп принял решение не наносить удар. Как утверждает Болтон, у него был «совершенно сюрреалистичный разговор» с президентом, из которого он узнал, что заместитель юридического консультанта Белого дома Джон Айзенберг один пришел в Овальный кабинет с цифрой о 150 потенциальных жертвах, говоря о незаконности такого непропорционального ответа. После этого Трамп, пишет Болтон, позвонил Данфорду и отменил удар. «Я пытался объяснить, что мнимое число "жертв" было абсолютно гипотетическим, но Трамп не слушал. У него в голове стояли образы 150 мешков с телами, и объяснять было нечего. Он не дал никакого другого обоснования».
- В мемуарах Джона Болтона содержится утверждение о том, что Трамп, якобы, попросил Си Цзиньпина «помочь ему выиграть выборы в 2020 году». Лидер США обратился с такой просьбой на саммите в Японии летом 2019 года, и Трамп поднял тему о предстоящих президентских выборах в США, ссылаясь на экономические возможности Китая.
А теперь – прямые цитаты:
- «Встреча закончилась дискуссией о России, и Трамп сказал: «Я вижу, вы позавчера говорили по вопросу РСМД». Он имел в виду Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, заключенный с Россией. Трамп посетовал на несправедливость того, что только России и Америке запрещено разрабатывать такие средства средней дальности (но не Китаю, Ирану или Северной Корее), а также сказал, что русские нарушают этот договор. Он сказал точно то, о чем я говорил ранее, поэтому у меня отпали последние сомнения в том, что он до сих пор смотрит «Fox News». Я предложил сказать Путину, что он должен соблюдать условия ДРСМД, а иначе мы выйдем из договора. Трамп с этим согласился».
- «Трамп был обеспокоен тем, что русские могут понести потери в Сирии, поскольку их военные присутствуют там в большом количестве, и они серьезно расширили свое присутствие в Сирии при Обаме. Это была обоснованная озабоченность, и мы попросили председателя Объединенного комитета начальников штабов Джо Данфорда позвонить своему российскому коллеге Валерию Герасимову и заверить его, что какие бы действия мы ни предприняли, они не будут направлены против российских военных и их боевой техники. Канал связи Данфорд — Герасимов был очень важен для обеих стран, и во многих случаях он был намного удобнее обычного дипломатического общения, потому что так Вашингтон и Москва лучше понимали интересы и намерения друг друга».
- «Трамп пустился в рассуждения о возможных действиях России в ответ на наш удар по Сирии, сказав, что они могут потопить американский военный корабль. Мэттис заверил его, что это маловероятно, хотя в восточном Средиземноморье присутствует несколько российских боевых кораблей».
- «Трамп вначале согласился ввести дополнительные санкции против России. Присутствие Москвы в Сирии имело огромное значение для поддержания режима Асада, и не исключено, что она способствовала применению химического оружия и совершению других злодеяний (или, как минимум, позволяла Асаду это делать). Но впоследствии Трамп передумал. «Мы донесли нашу точку зрения, — сказал он мне, — и при необходимости мы можем ударить их намного больнее». Более того, 6 апреля США уже ввели весьма серьезные санкции против России в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который Трампу очень не нравился, так как был направлен против России… Что касается оценки самого Путина, то Трамп никогда не высказывал свое мнение о нем, по крайней мере, в моем присутствии. А я никогда не спрашивал, какого он придерживается мнения, опасаясь того, что он может мне сказать. Его личная точка зрения о российском лидере осталась загадкой».
- «После Сингапура я поехал по европейским столицам готовить саммиты. Одна из запланированных поездок была в Москву. Здесь возникли осложнения. Когда я сказал Трампу об этой поездке с целью подготовить почву для его визита, он спросил: «А вам обязательно ехать в Россию? По телефону договориться нельзя?» Я объяснил, что если заранее рассмотреть все вопросы, это поможет подготовить визит... Трамп на самом деле хотел, чтобы Путин посетил Вашингтон, но русские не собирались это делать, и мы на различных встречах говорили о Хельсинки и о Вене, как о возможных местах для проведения саммита… Трамп сказал: «Как хотят [русские], так мы и сделаем. Скажите им, мы сделаем все, что они хотят». И после дополнительных дискуссий и препирательств мы остановились на Хельсинки».
- «Я прилетел в московский аэропорт Внуково во вторник 26 июня, и на следующее утро отправился в Спасо-Хаус, издавна являющийся резиденцией американского посла в Москве… В половине третьего поехали в Кремль на встречу с Путиным… Мне показалось, что Путин полностью контролирует ситуацию, что он спокоен, уверен в себе, невзирая на все экономические и политические трудности, с которыми сталкивается его страна. Он прекрасно осознавал приоритеты Москвы в сфере национальной безопасности. Мне бы очень не хотелось оставить его в комнате один на один с Трампом».
- «Тереза Мэй (премьер-министр Великобритании – ред.) заговорила о Сирии, в частности, о том, что делать с российским присутствием в этой стране. Она подчеркнула, что Путин ценит только силу, видимо надеясь, что Трамп обратит на это внимание... Потом зашла речь о покушении России на Скрипалей (бежавший в Британию бывший российский разведчик и его дочь). Седвил (секретарь кабинета министров Великобритании – ред.) охарактеризовал это как «нападение на ядерную державу с применением химического оружия». Трамп воскликнул: «О, так вы ядерная держава?» Я знал, что он спросил вполне серьезно. Я спросил Мэй, зачем русские это сделали, и Трамп сказал, что он задавал тот же самый вопрос накануне. Мэй заявила, что это был «сигнал, доказывающий способность России действовать безнаказанно, карая и запугивая диссидентов, перебежчиков и им подобных». Она указала Трампу на то, что в Хельсинки ему следует действовать на переговорах с позиции силы, и Трамп с ней согласился. Он даже заявил, что это Путин попросил о встрече (хотя все было как раз наоборот), и заверил Мэй, что ни на какие уступки не пойдет».
- «…Мы ждали очень долго, потому что встреча (в Хельсинки Путина и Трампа – ред.) с глазу на глаз длилась почти два часа. Трамп вышел примерно в пятнадцать минут пятого и проинформировал о содержании разговора Келли, Помпео, Хантсмана и меня. Разговор шел, главным образом, о Сирии, причем особый упор бы сделан на гуманитарную помощь и на восстановление (Россия хотела, чтобы финансировали это мы и, в целом, Запад), а также на уход (из Сирии) Ирана. Трамп сказал, что говорил в основном Путин, а он слушал, что было весьма необычно… Трамп также сказал, что Путина не очень-то беспокоит наш выход из иранской ядерной сделки, хотя он заявил, что Россия от нее не намерена отказываться. Комментируя торговые отношения США и Китая, Путин отметил жесткую позицию Америки, на что Трамп заявил, что «у него нет выбора». Путин хотел, чтобы США больше занимались бизнесом в России, и подчеркнул, что ЕС делает в России в двадцать раз больше, чем Соединенные Штаты. Ключевой момент заключался в том, что не было достигнуто никаких договоренностей ни по каким вопросам… Я был доволен и почувствовал облегчение».
…Пока оставим без комментариев эти ставшие известными фрагменты из книги, которая вызвала политический скандал в Вашингтоне. На наш взгляд, для начала надо ознакомиться с полным текстом книги.
Но заметим, что Болтон пренебрег правилом о том, что «молчание – золото», особо после того, как он покинул пост весьма осведомленного по многим чувствительным вопросам советника президента США по национальной безопасности.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs