Сегодня Санкт-Петербургу исполняется 317 лет. Несмотря на ограничения, связанные с коронавирусом, настроение приподнятое. Ведь мы, петербуржцы, не просто любим свой город - мы гордимся им, для нас он лучший в мире. День города - праздник, который с нами всегда.
Как, наверное, и у каждого петербуржца, у меня в любимом городе есть места, обладающие особой притягательной силой. Одно из них – Государственный Русский музей. В этом году он отмечает своё 125-летие. И весь 2020 год как в самом музее, так и в культурной жизни Петербурга в целом должен был проходить под знаком этого юбилея. Жизнь, как мы видим сегодня, вносит свои коррективы во все сферы. Но ничто не может умалить уникальную роль Русского музея для нашей цивилизации.
В память навсегда врезались впечатления от первого посещения музея в далекие студенческие годы. Грандиозная колоннада, величественные статуи, яркая богатая роспись, широкая парадная лестница главного здания. В залах полотна, от которых невозможно оторвать взор. Многие из них знакомы с детства по репродукциям. И вот я вижу их воочию, впервые соприкоснувшись с великими произведениями искусства. Вышла из музея потрясённая до глубины души. Сказала себе: буду приходить сюда снова и снова.
И выполняю данное тогда обещание! Не будет преувеличением сказать, что именно Русский музей ввёл меня в мир национального изобразительного искусства, открыл глаза на это неисчерпаемое художественное и духовное богатство. И хотя в последующие годы я познакомилась с сокровищницами многих других музеев России, именно ГРМ остаётся для меня первым и главным. Русский музей - храм, где я приобщаюсь к великому искусству великой страны. Моей страны.
Музей развивается. Сейчас в нём, говоря казённым языком, свыше 400 тысяч единиц хранения. Они находятся в зданиях, которые сами по себе - образцы архитектурного искусства. Огромное количество филиалов, реальных и виртуальных, как в России, так и за её пределами. Год от года увеличивается поток посетителей. В 2019 году их было почти два с половиной миллиона человек.
Экспонаты музея наглядно демонстрируют: русское изобразительное искусство – не периферия и не следование западным образцам. Творчески освоив всё, что вписывалось в русскую ментальность, отечественные художники быстро поднялись на вершины живописи, скульптуры, графики. Сохранив при этом своеобразие своего национального, именно русского искусства.
На мой взгляд, оно особенно отчётливо присутствует в отечественной пейзажной живописи. Ни в одном зарубежном музее мне не приходилось видеть ничего подобного. Васильев, Шишкин, Саврасов, Левитан, Куинджи, Айвазовский, художники ХХ века - Юон, Ромадин, Нисский… Говорю сейчас о том разлитом в их картинах настроении, которое передаёт неяркую, неброскую, но такую близкую нам красоту родной природы. Как же глубоко надо было чувствовать Россию, чтобы создать эти шедевры. А портреты Крамского, Ге, Серова, Нестерова! Сколько в них психологической глубины, проникновения в личность человека.
Я назвала лишь тех художников, картины которых мне особенно дороги. Уникальность музея в том, что в нём представлена вся история нашего изобразительного искусства, начиная с Х века и до наших дней. Во всех её видах и жанрах, направлениях и течениях – от иконописи до русского авангарда ХХ века, социалистического реализма, произведений народного творчества. Далеко не в каждой стране есть хранилище национального искусства такого масштаба, действительно мирового культурного значения. У нас оно есть.
Многие из перечисленных художников не были русскими по происхождению. Но важна не кровь, важно, кто ты по духу. А они все выросли в русской культуре, впитали и своим творчеством обогатили её. По сути, то, что мы называем русской живописью, а если смотреть шире, – русской культурой – сумма лучших творений представителей разных народов и национальностей нашей страны. И метафизика, если хотите, чудо такого явления в том, что результатом стало не просто механическое сложение разрозненных творческих актов. Родился единый, неделимый, мощный феномен. Вот ещё одно свидетельство неповторимости русской цивилизации как единства в многообразии. И это, как в зеркале, отражено в залах Михайловского дворца и корпуса Бенуа. Такова особая ценность экспозиции Русского Музея.
Убеждена, приобщение людей к культурному богатству, сосредоточенному в музеях, сегодня приобретает, без преувеличения, критически важное значение. Ибо мы живём в эпоху глобализации, и один из самых опасных её вызовов – риск утраты народами своей исторической и национальной идентичности.
Иллюзий быть не должно: Россия тоже сталкивается с этим вызовом. Вопросы «Кто мы?», «Куда идём?» перестали быть умозрительными, сугубо философскими, они сейчас в актуальной повестке дня. Наше уверенное движение вперёд невозможно без чёткого ответа на них. Если не найдём его – рискуем потерять себя как уникальный многонациональный народ. Как суверенное государство.
Повторю, это не «страшилки», а реальный вызов, рождённый глобальными процессами. А также политикой определённых кругов ряда государств, нацеленной на превращение России в мировую периферию. И это не призыв к обособлению от остального мира. Россия – неотъемлемая часть международного сообщества. Немного найдётся государств, которые бы столь активно выступали за развитие равноправного всестороннего сотрудничества, как это делает наша страна. Вместе с тем не следует забывать о том, что человечество – не однородная безликая совокупность людей, а многообразие народов, языков, культур. И каждая страна вправе свободно определять своё государственное устройство, модель экономики, образ жизни.
У нас за плечами большой и трудный опыт. Мы убедились: стремление к самостоятельности в определении пути развития, к государственному и, я бы сказала, духовному суверенитету является неотъемлемой частью нашего ментального, культурного кода.
Роль искусства во всём этом огромна. И прежде всего – роль русской культуры. Она была и остаётся фундаментом России как единой страны, источником наших базовых ценностей.
Убеждена, музеи – один из тех институтов, который позволяет преодолеть действительно реальную угрозу дегуманизации. Русский музей, считаю, достойно выполняет эту миссию. Его коллекция – это связь времён, дух народа, размышления о прошлом, настоящем и будущем нашего Отечества, которые запечатлены в произведениях талантливых, любящих свою Родину людей. Приятно видеть, что такие же люди составляют ядро коллектива ГРМ сегодня. Его сотрудники не просто бережно хранят сокровища музея, но и являются настоящими подвижниками в своем служении. Спасибо им за это!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs