ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Горящие церкви Украины

10:53 02.05.2020 • Михаил Леонов, журналист

Коронавирус шагает по планете. Все новостные издания, интернет, телевидение и радио наводнены сводками о заболевших, зараженных, умерших, статистическими данными, комментариями членов правительств и эпидемиологов.

Однако, на этом фоне, как это обычно бывает, множество других происходящих процессов и событий остаются за кадром.

Согласно сообщению сайта Одесской Епархии УПЦ МП, в ночь с 23 на 24 апреля на территории Свято-Успенского Одесского мужского монастыря произошёл крупный пожар, причиной которого, по предварительной версии, стал умышленный поджог[1].

О том, что это был именно поджог, заявили свидетели, показавшие, что изначально неизвестный бросил бутылки с зажигательной смесью под монастырские машины Toyota Hiace и ВАЗ-2107. Одновременно с этим начался пожар в хозяйственном помещении. Насельники монастыря, заметив ещё одно возгорание, оперативно вызвали пожарную охрану и через семь минут прибыли первые расчеты спасателей, которые приступили к ликвидации пожара. По состоянию на 04:00 утра пожар был локализован. Жертв и пострадавших от пожара нет, за исключением сломавшего ногу 46-летнего архимандрита Владимира (Якименко), неудачно упавшего во время тушения пожара.

В эфире программы украинского телевидения «Горячая линия» на телеканале «КРТ» по этому вопросу высказался глава Информационно-просветительского отдела УПЦ МП Митрополит Нежинский и Прилукский Климент (Вечеря). Прокомментировав ситуацию с поджогами храмов и монастырей УПЦ, владыка сообщил, что настало такое время, когда многие украинские епархии и монастыри обращаются к властям Украины с просьбами об усиленной охране. «Много епархий, много монастырей обращается к власти с просьбой предоставить усиленную охрану, обратить внимание на эти случаи и защитить монастыри, защитить наши святыни от таких ситуаций, – сказал он. – Потому что мы так понимаем, никто от этого не застрахован, и есть определенная система, и есть, наверное, какие-то люди, которые просто заинтересованы в дестабилизации ситуации, в нагнетании этой ситуации»[2].

И действительно, только за последние десять дней, по просторам Украины прокатилась серия странных пожаров, вернее сказать – поджогов.

12 апреля в селе Липки Гощанского района Ровенской области горели хозяйственные помещения Свято-Успенского мужского монастыря УПЦ МП;

15 апреля горел старинный деревянный храм в честь святой Параскевы Сербской в Черновицко-Буковинской епархии УПЦ МП, которому было более 120 лет. Версия поджога подтверждена, виновник задержан;

21 апреля пожар на территории Гамалеевского женского монастыря в Сумской области;

И вот теперь Одесса.

Случайность? Давайте вспомним видео, размещенное 13 февраля 2018 года телеканалом «ZIK». В эфире украинского телеканала известный праворадикал Дмитрий Резниченко, находясь в студии с директором Департамента по делам религий и национальностей Андреем Юрашем, с полным спокойствием заявляет, что поджигать храмы – «это единственный возможный вариант»[3].

И ведь именно тогда, в начале 2018 года по Украине прокатилась волна пожогов, аналогичная сегодняшнему дню. На фоне травли в прессе канонической Украинской Церкви было осуществлено 4 поджога храмов УПЦ МП: один во Львове и три – в Киеве. Осенью того же года была попытка поджога православного храма в Одессе.

Травля и шельмование УПЦ МП происходит и сейчас. Только на этот раз еще и на фоне борьбы с коронавирусом, на что, кстати, так же обратил внимание паствы и общественности Митрополит Климент в своем интервью.

Почаевская Лавра, расположенная в Тернопольской области, как и Киево-Печерская оказались первыми и основными на линии огня «сознательных» украинских националистов. Рупоры псевдо-церковной стамбульской ПЦУ с первых дней украинских карантинных мер начали нагнетать тему о массовом заражении в монастырях «церкви московских агрессоров». Ту тут, то там всплывали сообщения о почти поголовном заболевании насельников, священнослужителей и паломников монастырей. Особо торжественно националистической общественностью были восприняты сообщения о закрытии на карантин Почаевской и Киево-Печерской Лавр.

К великому сожалению, даже заявление мэра Почаева, о том, что официальных данных об обнаружении коронавируса у монахов Почаевской обители и ее наместника нет, а заражены лишь некоторые жители города[4], осталось незамеченным.

Распространению слухов о массовом заражении в Киево-Печерской Лавре, к сожалению, приложил свою руку некоторые российские информагентства[5] со ссылкой на главу информационно-просветительского управления УПЦ МП митрополита Климента, что пришлось ему самому и опровергать впоследствии.[6]

С опровержениями массовой зараженности на территории Ризоположенческого мужского монастыря села Томашовка Фастовского района Киевской области вынужден был выступить Свято-Введенский монастырь Киева[7].

И случаи эти не единичны. Какова же истинная цель этих столь «болезнующих» о здоровье украинской нации «правдолюбов»? Это становится понятным в свете последних событий.

15 апреля на сайте Президента Украины была опубликована петиция №22/092966-еп под заглавием «Прекратить использование Киево-Печерской лавры Украинской православною церковью Московского патриархата путем расторжения договора аренды и передачи Киево-Печерской лавры в пользование Православной Церкви Украины (ПЦУ)»[8]. По состоянию на 27 апреля данная петиция собрала 22 791 подписей.

Петиция была размещена и продолжает собирать подписи, несмотря на то, что она напрямую нарушает статью 231 Закона Украины «Про обращения граждан…»[9]. Почему это происходит незамеченным даже на сайте президента Украины, обещавшего невмешательство государства в церковные вопросы, отдельная тема.

Впрочем, вернемся к Одессе. Еще не рассеялся дым над Успенским монастырем, а множество местных изданий, как, например, «Одесский курьер» начали цинично глумиться по поводу произошедшего: «Не успели пророссийские СМИ заговорить о гонениях РПЦвУ в Украине, а тут же загорелся один из сараев Московского патриархата в Одессе»[10]. О том, что возгорание произошло почти одновременно в трех разных точках обители и под угрозой взрыва был корпус, в котором находилось 80 насельников, издание скромно умалчивает.

Нужно отдать должное украинской полиции, которая не только открыла уголовное производство по факту поджога[11] (дело находится в зоне прямого контроля со стороны высшего руководства МВД), но и пообещала доложить о ходе и результатах расследования непосредственно Президенту Украины. Посмотрим на итоги….

В интервью украинскому каналу «112», Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич), открыто назвав происходящее террором, справедливо заметил, что «…подобной кризисной ситуации можно было избежать. Если бы в свое время попросту последовала надлежащая реакция на совершенные в предыдущие годы акты нападений и вандализма в отношении храмов УПЦ»[12].

Однако не только по линии националистов и некоторых украинских СМИ идет очередная атака на УПЦ МП. Агентство УНИАН сообщает, что Министр здравоохранения Украины Максим Степанов, по сути дела обвинил Церковь, заявив, что новый антирекорд по числу заразившихся коронавирусом в стране произошел из-за несоблюдения карантина украинцами во время Вербной недели и на Пасху, когда верующие массово пошли в храмы[13]. Не будем спрашивать, как он это выявил, учитывая инкубационный период с момента заражения до момента озвучивания статистики, вопрос в другом. Принимая во внимание, что порядка 70 процентов украинцев являются прихожанами храмов именно УПЦ МП, становится ясно, в чью сторону кивает власть.

Поджоги, вброс фейков о «массовых заболеваниях» в монастырях УПЦ МП, десятки «новостей» о распространении коронавируса храмами и священниками канонической Церкви Украины – ничто иное, как очередная попытка реванша националистических сил и подготовки общественного мнения для псевдо-законного лишения УПЦ МП и её прихожан храмов; запугивание и без того потерявших способность трезво мыслить[14] украинских граждан и верующих. Ни законы Украины, ни дни Святой Православной Пасхи этим активистам не указ и не святость.

Не удивлюсь, если в ближайшие дни полыхнет где-то еще. Остановить этот неприкрытый террор против Церкви, на мой взгляд, можно только твердым контролем соответствующих государственных органов, соблюдением конституционного принципа невмешательства государства в дела церкви. А до тех пор всполохи пожаров, в прямом и в переносном смысле, от рук активистов ПЦУ и героев АТО и далее будут коптить не самое мирное небо Украины.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати