ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Россия-Республика Корея: 30 лет дипломатических отношений

12:02 07.04.2020 • Анна Ершова, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: primamedia.ru

Сегодня Республика Корея является одним из приоритетных партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этом году страны отмечают 30-летие установления дипломатических отношений. За последние годы Москва и Сеул сделали значительные шаги в сторону укрепления экономического взаимодействия. В феврале 2019 года страны подписали план действий по инициативе «девяти мостов»: под ними понимаются 9 приоритетных направлений сотрудничества России и Южной Кореи – природный газ, энергетика, железные дороги, морские порты, Северный морской путь (СМП), судостроение, промышленные комплексы, сельское хозяйство и рыболовство. Летом был открыт Российско-корейский центр инноваций, а в сентябре состоялось подписание соглашения о намерениях по созданию южнокорейского индустриального парка в Приморье, также в конце прошлого года странами было принято решение объявить 2020 год Годом взаимных обменов.

 

ИСТОРИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ  

Первые контакты между Россией и Кореей имели место еще в далеком XVII веке. В середине XIX века после того, как между двумя странами появилась общая граница по реке Туманган, увеличилось количество контактов между корейцами и населением российского Дальнего Востока. Историки утверждают, что период 1896-1898 годов можно считать наиболее тесным в отношениях между Россией и Кореей. Так, например, весной 1896 года корейские представители были официально приглашены на коронацию императора Николая II.  После торжеств в Москве их делегация прибыла в Петербург, где состоялись специальные переговоры с правительством России, касающиеся оказания гуманитарной и экономической помощи корейской стороне. В результате этих переговоров в августе 1896 года Россия начала строительство телеграфных линий, а также помогла Корее решить ряд финансовых вопросов: в декабре 1897 года был открыт первый российско-корейский банк. Что касается культурных отношений между Россией и Кореей, то в 1897 году на факультете восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета началось преподавание корейского языка.

Однако за довольно коротким периодом сближения между странами последовал длительный период взаимного игнорирования.

С 1910 по 1945 год Корея была японской колонией. Однако, исход Второй мировой войны положил конец японскому господству на корейском полуострове и послужил строительству нового миропорядка: северная часть Корейского полуострова была отдана под контроль Советскому Союзу, а южная – США.

В 1948 году были созданы два государства: Республика Корея на юге и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) на севере. Спустя два года, в 1950 году, между ними начались военные действия, которые в условиях холодной войны переросли в широкомасштабный конфликт. Косвенно или прямо в корейское противостояние оказались втянуты великие державы: СССР, США, Великобритания и Китай. В итоге ни Северу, ни Югу не удалось достичь поставленных целей, а Корея осталась разделенной на два совершенно разных государства. Этот раздел был закреплен двумя противостоящими лагерями на мировой арене. Следуя стандартам «холодной войны», Советский Союз, КНР и другие социалистические страны игнорировали существование Республики Корея, в то время как США и их союзники не признавали КНДР.

Официально дипломатические отношения между Москвой и Сеулом были установлены только лишь в 1990 году, когда биполярное противостояние между СССР и США стало ослабевать.

 

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И НОВЫЕ ТРЕНДЫ В ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Новый импульс развитию двусторонних отношений между странами дали переговоры Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином, которые состоялись 6 сентября 2017 года во Владивостоке на полях III Восточного экономического форума. В следующем году корейский лидер повторно посетил Россию: 22 июня состоялись российско-южнокорейские переговоры на высшем уровне, по итогам которых было принято Совместное заявление, а также подписан ряд важных двусторонних документов.

К настоящему времени создана разветвленная договорно-правовая база двустороннего взаимодействия: заключено более 50 соглашений, охватывающих сферы торговли, инвестиций, рыболовства, военно-технического сотрудничества, мирного использования атомной энергии, культуры и другие.

Сегодня РК является одним из основных приоритетных партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По данным ФТС России, в 2018 году товарооборот России с Республикой Корея составил 24,841 миллиарда долларов, значительно увеличившись на 29,2% по сравнению с 2017 годом. Экспорт России в Южную Корею составил 17,832 миллиарда долларов, импорт – 7,009 млрд. долларов. По итогам января-апреля 2019 года объем внешней торговли России и Республики Корея составил 8,471 млрд. долларов, в том числе российского экспорта – 5,834 миллиарда долларов и импорта – 2,637 миллиарда долларов.

Однако многие эксперты утверждают, что за прошедшие тридцать лет не произошло радикальных изменений в структуре взаимного товарооборота. В российском экспорте по-прежнему более 80% приходится на минеральные ресурсы, другие же экспортные статьи включают в себя продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы, продукцию химической промышленности, а также древесину и целлюлозно-бумажные изделия. То есть в основном сырьевые товары или товары с низкой добавленной стоимостью. В свою очередь российский импорт более чем на 60% представлен автомобилями, высокотехнологичной техникой и оборудованием.

Также отмечается, что пока не произошло прорыва и в инвестиционной сфере сотрудничества, несмотря на усилия российского руководства повысить инвестиционную привлекательность, особенно Дальневосточного региона, и, казалось бы, сильную заинтересованность южнокорейского крупного бизнеса. По последним данным, инвестиции РК в российскую экономику составляют около 2,5 млрд. долларов.

Тем не менее, сегодня на российском рынке представлено более 150 крупнейших компаний из Южной Кореи, которые готовы вкладывать капиталы в промышленность, сельское хозяйство и гостиничный бизнес. Однако энергетика продолжает оставаться ключевой сферой двустороннего сотрудничества.

Южнокорейские компании активно содействуют освоению российских месторождений углеводородов в Арктике. Для транспортировки газа с предприятия «Ямал СПГ» на южнокорейских верфях строятся 15 танкеров-газовозов ледового класса. Также сторонами обсуждается возможность участия корейских партнеров в российском проекте по добыче и сжижению газа «Арктик СПГ-2».

Во время встреч на высоком уровне главы государств заявляют, что реализация планов развития регионов Сибири и Дальнего Востока России входит в число приоритетных направлений экономического сотрудничества России и Республики Корея. Но пока, к сожалению, все ограничивается проработкой вопросов участия южнокорейских компаний в проектах, реализуемых на территориях опережающего развития России и в свободном порту Владивосток (СПВ), а также подключения Республики Корея к взаимодействию в рамках Арктического совета.

В области сельского хозяйства Южная Корея и Россия ведут переговоры о предложенном корейской стороной проекте строительства рыбоперерабатывающего и логистического комплекса во Владивостоке. В 2017 году на Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин выступил с инициативой навести с Россией «девять мостов»: концепция предусматривает взаимодействие в таких областях, как железные дороги, морские порты, энергетика, природный газ, арктическое судоходство, судостроение, сельское хозяйство, рыболовство, создание промышленных комплексов, экология, образование и здравоохранение.

Это хорошая инициатива, однако она не станет каким-то новым поворотом в развитии российско-южнокорейского взаимодействия, зато крайне органично впишется в российское видение эффективного сотрудничества в формате Россия - Республика Корея - Корейская Народно-Демократическая Республика. Реализация трехсторонних экономических проектов с участием России, РК и КНДР в транспортно-логистической, газовой и электроэнергетической сферах могло бы не только принести значительные дивиденды странам-участницам, но и внести весомый вклад в развитие межкорейских отношений, а также поспособствовать укреплению мира и стабильности на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии в целом.  

«Россия давно проявляет интерес к осуществлению трехсторонних экономических проектов в формате РФ-КНДР-РК, поскольку видит в них как экономические выгоды для всех участвующих сторон, так и один из способов укрепления мира в регионе. Масштабные проекты соединения железных дорог трех стран, прокладки газопровода из России в РК через территорию КНДР, а также поставки электроэнергии с Дальнего Востока России на Корейский полуостров обсуждаются уже много лет, однако так и не вышли пока на формат практической реализации в трехстороннем формате. Главная причина этому на данном этапе – неурегулированность межкорейских отношений и напряженная военно-политическая ситуация на Корейском полуострове. В случае нормализации отношений Севера и Юга Кореи, а также ослабления международных экономических санкций против КНДР есть высокая вероятность того, что трехсторонние экономические инициативы окажутся очень востребованными», – отметила кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики МГИМО Людмила Захарова.

В июне 2018 года президенты России и Республики Корея приняли совместное заявление о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между странами. Предполагалось, что образование ЗСТ будет способствовать раскрытию транзитных возможностей России для транспортировки грузов южнокорейских компаний, а также привлечению инвестиций и технологий РК в энергетику, транспорт, судостроение, рыбохозяйственный комплекс. Можно отметить, что в настоящее время активно идет процесс институтализации инвестиционного сотрудничества между странами: создаются структуры, способствующие реализации в будущем крупных проектов, требующих больших финансовых фондов и координации их обеспечения.

Так, например, созданный по инициативе Комитета по северному экономическому сотрудничеству, Российско-Корейский деловой и инвестиционный совет включает в себя более 180 компаний из 23 регионов РФ. В их числе крупный бизнес – РЖД, Первая грузовая компания, СУЭК, «Автодор», АЛРОСА, «Россетти», «Роснано». Корейская сторона представлена более чем 120 крупными компаниями, среди которых Hyundai, Samsung, Woori Bank, LOTTE, POSCO.

Также совместно РК и Россия создают информационные научно-технические площадки. Так, в июне этого года в южнокорейском городе Инчхон прошла торжественная церемония открытия Российско-корейского инновационного центра. Одним из приоритетных направлений работы центра является поддержка сотрудничества в сфере передовых технологий, совместные исследования и разработки, а также обмен между стартапами, малыми, средними и венчурными предприятиями.  

«К нынешнему времени стороны преодолели большую часть взаимных иллюзий: в Москве осознали, что Сеул не будет решать российские экономические проблемы, а в Сеуле – что Москва не будет «давить» Северную Корею по просьбе Южной. Кроме того, в отношениях двух стран нет болезненных и «неизвлекаемых», проблем наподобие тех, которыми отмечены отношения РК и Японии. Вне зависимости от того, находятся у власти консерваторы или демократы, всплески напряженности не наблюдаются. Тем не менее, об уровне стратегического партнерства говорить не стоит. Союзниками наши страны являются, в основном, в борьбе против глобальных угроз. Это хорошо показывает статистика голосований в ООН, особенно – по проектам, предложенным Россией. О новых трендах тоже помолчим: хотя каждый новый руководитель РК выдвигает патетический лозунг типа «Девяти мостов» или «Новой северной политики», обычно это слегка перелицованные предложения из прошлого, которые так и не были воплощены в жизнь. Нет угрозы охлаждения, но нет и горячей любви. «Вода течет тепленькая», и скорее всего, так и будет продолжаться», – заявил ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Константин Асмолов.

Получается, что сегодня взаимодействие между двумя странами базируется на общности долгосрочных стратегических интересов и характеризуется высоким уровнем взаимопонимания и доверия. Значительный потенциал российско-южнокорейского инвестиционного взаимодействия по-прежнему связан с освоением на двустороннем и многостороннем уровнях минеральных и энергетических ресурсов России. В ближайшие годы сохранится взаимодействие в топливно-энергетической сфере – это касается и углеводородов, и электроэнергии, и атомной энергии. Россия обеспечивает более 20% потребностей атомных электростанций Южной Кореи в обогащенном уране. Среди высокотехнологичных отраслей особое внимание обращено на медицину и биотехнологии. В поле зрения инфраструктурные региональные проекты, связанные со строительством автомобильных дорог и электростанций. Актуальны перспективы подключения РК к проектам сотрудничества в рамках Арктического совета, широкого участия южнокорейских судоходных компаний в освоении Северного морского пути, а южнокорейского бизнеса — в развитии его инфраструктуры. С учетом высокого уровня технологического развития и богатого опыта, накопленного РК в сфере специализированного судостроения и развития портовой инфраструктуры важно расширять взаимодействие в этой области. 

Пока сложно говорить о том, что принимаемые Россией меры в рамках политики «Поворота на Восток» не оказали ожидаемого стимулирующего эффекта на южнокорейского инвестора, получается, что встает вопрос о разработке согласованной стратегии долгосрочного перспективного сотрудничества Москвы и Сеула, учитывающей вызовы, проблемы и перспективы мирового и национального развития.

Как уже упоминалось ранее, в 2020 году страны отмечают не только 30-летие установление дипломатических отношений, но также это год станет Годом взаимных обменов. По заявлениям дипломатов, в преддверии знаменательной даты Россия и РК будут работать над продвижением 12 совместных программ, которые основаны на принципах совместного развития, устремленности в будущее, инновационного творчества и открытого участия. Вице-премьер РК Хон Нам Ги отметил, что южнокорейская сторона подготовила порядка 162 различных мероприятий по случаю юбилейной даты, российская сторона – 180. Также вице-премьер сообщил, что правительство Республики Корея организует в России крупный концерт с участием популярных групп, выступающих в жанре кей-поп (корейская поп-музыка), по случаю 30-й годовщины установления дипломатических отношений между двумя странами. По его словам, помимо концерта, правительство проведет в России торговую ярмарку, а также ряд других «интересных» мероприятий. Однако сегодняшняя ситуация, связанная со стремительным распространением пандемии коронавируса ставит под сомнение проведение данных инициатив.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати