Фото Посольства Ирана
В России начал работу Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран Казим Джалали. Он дал эксклюзивное интервью журналу «Международная жизнь».
- Уважаемый господин Посол, добро пожаловать в Россию! Желаем Вам успеха в Вашей работе! В связи с этим первый вопрос – насколько хорошо Вы знаете нашу страну? Бывали ли здесь раньше?
- Я возглавлял парламентскую группу дружбы двух стран и приезжал в вашу страну. У меня было общее знание о России и об отношениях между нашими странами, и за последние три месяца моего пребывания в Москве я старался расширить уровень моих знаний.
- Как Вы оцениваете уровень сегодняшних отношений Ирана с Россией с учетом того, что ещё лет 25-30 назад они были совсем не дружественные?
- Сегодня ирано-российские отношения в результате созданного доверия между двумя странами приобрели устойчивый и крепкий характер. Общие интересы и общие угрозы сблизили нас. Мы являемся стратегическими партнерами в Сирии, и многие вопросы такие, как противостояние терроризму и контрабанде наркотиков, каспийская тематика, противостояние унилатерализму, противостояние американскому вмешательству в регион, сохранение стабильности в Центральной Азии и на Кавказе, а также мира в Афганистане и многие другие вопросы требуют взаимодействия и координации Ирана и России.
- Каковы основные задачи внешней политики Ирана на нынешнем этапе с учетом современных вызовов и угроз?
- Создание стабильности в регионе и противостояние угрозе, исходящей от присутствия в странах региона западных военных сил, являющихся главным фактором отсутствия безопасности и нестабильности в регионе, имеет большое значение. Мы убеждены в том, что безопасность в регионе будет достигнута только тогда, когда она будет сформирована естественным образом с помощью всех региональных стран, и аутсорсинг безопасности является одной из проблем нашего региона.
- Вокруг Персидского залива сформировались четыре центра силы. Они и цивилизационные, и национальные. Это – Иран, Саудовская Аравия, Турция и Израиль. Каковы, на Ваш взгляд, особенности сегодняшнего противостояния этих сил?
- Персидский залив является одной из тем безопасности на Ближнем Востоке, и Иран, а также другие страны Персидского залива нуждаются во всеобъемлющих рамках для формирования диалога по безопасности. План Ирана, известный как «Мирная Ормузская инициатива», и российская Концепция коллективной безопасности в зоне Персидского залива были представлены в этих же целях. К сожалению, до тех пор, пока Запад и некоторые другие страны двигают регион в сторону превращения в склад оружия и страны региона не пойдут по пути диалога, нельзя надеяться на улучшение ситуации. Иран постоянно заявлял о своей готовности вести диалог со странами, находящимися на Персидском заливе, и считает, что установление гегемонии в этом регионе является невозможным и неразумным, и это то, во что некоторые еще не верят.
- Коронавирусная эпидемия, увы, не обошла Иран. Есть ли информация о том, откуда появилась в вашей стране это заболевание, и какова динамика его распространения в настоящее время?
- Коронавирус преодолел границы с большой скоростью и застал мир врасплох. Важнее источника коронавируса, который является темой для рассмотрения, в настоящее время является самый главный вопрос – это его обуздание и то, чтобы всё мировое сообщество сплотилось и сообща противостояло им, поскольку коронавирус угрожает человечеству, а не странам. Поэтому нельзя допустить, чтобы политическая враждебность препятствовала усилиям стран по противостоянию коронавирусу. Вызывает недоумение то, что антииранская политика США преобладает над усилиями по борьбе с коронавирусом.
Унилатерализм, «America first!», национализм и дискриминация не отвечают интересам мирной коллективной жизни, и должно быть сформировано глобальное сотрудничество для противостояния проблемам мирового сообщества в области здравоохранения.
- Поскольку ваша страна в настоящее время борется с коронавирусом, а с другой стороны вы находитесь под односторонними санкциями США, что, по вашему мнению, международное сообщество может предпринять для противостояния этому вопросу. Другими словами, какое требование у Ирана от международного сообщества, в частности России по данному вопросу?
- Наше требование абсолютно прозрачное. Односторонние санкции США создают серьёзные препятствия для Ирана на пути противостояния коронавирусу. Эти санкции, с одной стороны, жёстко ограничивают даже доступ к лекарственным препаратам и гигиеническим товарам, а с другой стороны, вводя санкции против нашей нефти, США сильно ограничили доступ к нашим финансовым источникам для обуздания этого заболевания и уничтожили нашу возможность иметь доступ к нашим финансовым источникам в других странах. Мы требуем от мирового сообщества, чтобы оно громким голосом заявляло о снятии санкций и игнорировало эти угнетательские санкции. Антииранская пропаганда одновременно с кризисом коронавируса настолько усилилась, что можно сказать борьба с Ираном для американцев стала важнее борьбы с коронавирусом.
- Интересно было бы узнать, какие основные проблемы сегодня есть у иранского общества? Чему люди радуются, против чего выступают? Не секрет, что в Иране в последнее время были демонстрации протеста – чем они вызваны?
- США ввели санкции против Ирана для достижения своих целей и обеспечения своих интересов и продолжают политику оказания максимального давления на Иран. Мы ожидаем от мирового сообщества противостояния односторонним санкциям, которые являются незаконными с точки зрения норм международного права и прав человека. Россия в качестве одного из ключевых членов мирового сообщества может сыграть ведущую роль для снятия санкций.
Санкции оказывают влияние на экономические условия в Иране, снижают торговлю и создают много проблем для нее. Хотя мы применяем модель экономики сопротивления для противостояния этим давлениям, но, тем не менее, эти давления оказывают влияние на экономику и инфляцию и в результате давление оказывается на народ. На самом деле, главная цель санкций – давление на народ и распад экономики страны. В то же время американцы злоупотребляют всеми средствами для того, чтобы ситуация в стране стала еще труднее, и подобная ситуация не является не знакомой для России, которая сама находится под санкциями американцев и испытывает на себе различного рода давления и усиления русофобии.
- Убийство генерала Солеймани, безусловно, меняет ситуацию в регионе. Как бы Вы её сегодня охарактеризовали?
- Мученическая смерть генерала Солеймани и огромная волна чувств в Иране и других мусульманских странах, на первом шагу привели к разочарованию американцев и их союзников, поскольку они не ожидали такой популярности и выражения чувств. Атака на американскую базу Айн-аль-Асад тоже была реакцией, которая каким-то образом изменила баланс и показала, что американские базы, в том числе находящиеся рядом с Ираном, не защищены и в случае допущения ошибки станут объектами атаки. Принятие данного факта было настолько трудным для американцев, что вначале отрицали потери в живой силе, а потом постепенно заявили об этом. Союзники США, тоже увидев реакции Ирана, изменили свои расчёты и убедились в том, что в случае совершения ошибки не защищены перед жёсткой реакцией Ирана. Ось сопротивления в регионе тоже по-прежнему устойчиво движется по своему пути.
- Интересны оценки Вашего политического руководства относительно положения, которое сегодня сложилось вокруг Каспийского моря. Не кажется ли Вам, что американцы очень хотят проникнуть на берега моря из любой прибрежной страны?
- Это одна из наших обеспокоенностей с Россией. Сценарии цветных революций и деструктивное проникновение США в регион, особенно Прикаспийский регион, всегда существовали, и естественно, что увеличение проникновения США в этот регион, будет означать еще большую нестабильность. Поэтому нельзя допустить, чтобы почва для присутствия и проникновения США была подготовлена, и все страны региона должны с помощью сотрудничества и многостороннего регионального диалога, а также углубляя его, предотвратить возникновение почвы для разрушительного присутствия США.
- Господин Посол, что бы Вы сами себе пожелали на период своей посольской миссии в нашей стране?
- Моя мечта – дальнейшее расширение ирано-российских отношений и развитие сотрудничества двух стран, что является желанием Верховного лидера, Президента и всех ответственных лиц страны. Наш девиз – сильная Россия и независимый Иран. Россия – наш сосед и мы заинтересованы в самых лучших и высоких отношениях с Россией во всех сферах. В политической сфере во многом это произошло, а в сфере экономики и культуры необходимо много трудиться.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs