ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Вирусные» выборы - повлияет ли коронавирус на исход президентской гонки в США?

10:28 07.03.2020 • Андрей Кадомцев, политолог

Число заболевших коронавирусом Covid-19 стремительно растет по всему миру. Сообщается о первых жертвах в США. Для фондовых рынков Америки вопрос уже «приобретает вирусный характер» (is going viral). Остается всё меньше сомнений, что новая болезнь способна оказать серьезное влияние и на президентскую избирательную кампанию.

Глобальная вспышка любого заболевания имеет три ключевых измерения для любой страны, не исключая и Америку. Медицинское, экономическое и, как следствие, политическое. Готова ли к потенциальной пандемии американская система здравоохранения?

США занимают высокое, 37-е из 191 стран, место в последнем рейтинге национальных систем здравоохранения по версии ВОЗ[i]. Еще в середине февраля оптимисты были уверены в том, что Америка подготовлена к возможной эпидемии лучше большинства стран мира. Массовая гибель пострадавших в результате стихийных бедствий последнего времени, начиная с урагана «Катрина», вызвала к жизни ряд мер на федеральном уровне, нацеленных на подготовку системы здравоохранения «к наихудшим сценариям». В частности, речь идет о ежегодном выделении 1 млрд. долларов штатам и отдельным больницам в рамках подготовки мер реагирования в чрезвычайных ситуациях.

Тем не менее, еще 26 февраля сайт Politico.com сообщал, что Центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), отвечающий, помимо прочего, за борьбу с инфекционными заболеваниями, был не просто «не готов» к противодействию распространения вируса по территории страны. Выяснилось, что первый вариант теста для выявления коронавируса, разработанный Центром, оказался, «неработоспособным». Возможно, по причине инфицирования самой лаборатории. В целом, Белый дом начал осознавать масштаб проблемы лишь в последних числах февраля. Если не в медицинском, то в политическом отношении.

Ответственным за координацию мер против коронавируса был назначен вице-президент Майк Пенс. Что не вызвало энтузиазма среди американских наблюдателей, которые тут же вспомнили о неудачах Пенса в борьбе со вспышкой ВИЧ в штате Индиана в его бытность губернатором. Кроме того, еще 28 февраля, в ходе встречи с избирателями, президент Трамп называл сообщения о масштабах распространения коронавируса в США «мистификацией» (hoax) демократов, поставив этот вопрос в один ряд с обвинениями в связях с Россией и процедурой импичмента. Только 2 марта Трамп, наконец, объявил о мерах по ограничению сообщения со странами, где распространение коронавируса приняло значительные масштабы. А также об обязательном медосмотре пассажиров, прибывающих из эпидемически неблагополучных регионов. Растет и перечень стран, рейсы в которые отменяют авиакомпании.

02 марта The Washington Post сообщила, что вирус мог в течение нескольких недель распространяться на территории штата Вашингтон, ставшем к настоящему времени одним из эпицентров распространения инфекции, не будучи обнаруженным. В плачевном положении дел винят в первую очередь главу Министерства здравоохранения и социальных служб (HHS) Алекса Эйзера II (Alex Azar II). Причем обвинения в «некомпетентности», «вопиющей медлительности» и нежелании прислушиваться к критически настроенным признанным авторитетам в области медицины, громко звучат даже из стана администрации Трампа, выдвиженцем которого является Эйзер. Всё это еще больше усугубляет бюрократическую неразбериху. Между тем, на начало марта, CDC располагает лишь одной на всю страну лабораторией, способной предоставить комплект тестов для выявления коронавируса на местах. А появление коммерческих наборов для тестирования затягивается из-за острых разногласий между чиновниками и частными фармкомпаниями.

03 марта американские эксперты констатировали, что власти «потеряли шесть недель», прошедших с момента обнаружения первого заболевшего. Ситуацию не удалось взять под контроль на критически важном начальном этапе, когда речь шла об отдельных, изолированных случаях заболевания. В результате, риск массового распространения заболевания среди американцев возрастает многократно. 1 марта, бывший чиновник в области чрезвычайных ситуаций HHS Крис Микингс (Chris Meekins), заявил, что риск серьезной вспышки Covid-19 на территории Америки вырос с 33 до 75 процентов[ii]. Официальные лица из федеральных органов здравоохранения также сменили риторику с темы «сдерживания», тем более полной нейтрализации вируса, на меры, призванные не допустить наихудших последствий для США. Между тем, к 4 марта менее 10 штатов США начали программы массовых проверок на Covid-19. И только 12 из 100 лабораторий HHS были оснащены всем необходимым для подтверждения диагноза на коронавирус[iii].

Тем временем, в Конгрессе развернулась «битва лоббистов», представляющих интересы фарминдустрии США, за миллиарды долларов, которые федеральные власти планируют направить на борьбу с возможной эпидемией. Камнем преткновения становится вопрос о том, кто и как будет платить за пациентов, чьи симптомы не требуют немедленной госпитализации, но которым будет предписан карантин. В результате, принятие закона об ассигновании 8.3 млрд. долларов для финансирования первоочередных мероприятий едва не затянулось до середины марта. 

Наконец, ситуация осложняется и тем, что значительная часть медикаментов поставляется в США из КНР. По информации портала Breitbart, речь идет о 97% всех антибиотиков и 80% действующих веществ и субстанций для выпуска лекарств. Столь же велика зависимость от импорта в области многих базовые лекарств, а также защитного снаряжения для медиков. Наконец, фармацевтические фабрики в США больше не производят лекарства-дженерики. Эпидемия в Китае уже негативно отразилась на объемах поставок в последние недели. Отдельный вопрос – контроль качества лекарств и субстанций для них. Власти США стали заложниками собственной политики поощрения снижения издержек фармацевтическим компаний путем переноса производств в третьи страны[iv].

Экономические потери Америки от возможной эпидемии пока трудно поддаются достоверной оценке. До самого последнего времени, хорошие показатели американской экономики оставались едва ли не самым весомым фактором, позволявшим Дональду Трампу рассчитывать на переизбрание на второй срок. Заметно выросли доходы беднейших категорий работников. Зарплаты в частном секторе продолжали расти и в феврале нынешнего года.

Вместе с тем, к концу 2019 года ряд индикаторов указывал на риск значительного снижения показателей экономики «ко второй половине» нынешнего года. И уже первые сообщения об обнаружении заболевших Covid-19 на территории США обрушили фондовые индексы. 24 февраля Dow Jones Industrial Average упал более чем на 1000 пунктов. Индекс 500 крупнейших компаний S&P 500 потерял 8% 26 февраля. Белый дом резко усилил давление на руководство Федеральной резервной системы, открыто требуя понизить процентную ставку. 3 марта, «внепланово» – за две недели до официальной даты совещания Совета управляющих, на котором, как правило, принимаются такого рода решения, ФРС понизила ставку сразу на 0.5 процентных пункта. Последний раз столь резкое снижение имело место в ходе банковско-финансового кризиса 2008 года. Агентство Bloomberg высказало мнение, что, таким образом, коронавирус может «сыграть на руку Трампу». Предполагается, что снижение ставки должно привлечь новые инвестиции и стать стимулом для американской экономики. Однако на следующий день биржевые индексы Уолл-стрит упали снова.

С макроэкономической точки зрения, внешний долг Америки продолжал расти все годы правления Трампа. Рос и бюджетный дефицит. В этих условиях – еще до появления фактора коронавируса, даже прироста ВВП без малого на 2.1 процента[v] могло не хватить для преодоления ухудшающейся конъюнктуры. И теперь, вспышка эпидемии может стать той «искрой» которая сожжет «хрупкий экономический баланс» США. Некоторым утешением для Америки в целом могут послужить, разве что, прогнозы, подобные подготовленному в 2006 году специалистами Всемирного банка. Согласно тогдашним оценкам, основанным на данных пандемии SARS 2003 года, в случае новой глобальной вспышки смертельно опасного гриппа, падение ВВП США в течение первого года будет наименьшим среди всех регионов мира и составит от 1 до 3 процентов. Но кто знает как будет развиваться сегодняшняя ситуация!

Единственное, что не вызывает сомнений – последствия эпидемии Covid-19 для экономики США будут носить долгосрочный характер. А масштаб государственных мер, необходимых для противодействия негативным последствиям коронавируса, станет понятен лишь спустя несколько месяцев. Как раз к началу решающей фазы предвыборной гонки. Между тем, согласно ряду исследований, проведенных в последние десятилетия в американских академических кругах, состояние национальной экономики, в особенности, показатели динамики темпов ВПП год к году, существенно влияют на политические предпочтения избирателей США. И речь вовсе не идет о полноценной рецессии – достаточно лишь замедления экономики за квартал – полгода до дня голосования.

Не удивительно, что проблема коронавируса практически сразу после обнаружения первых случаев на территории США, оказалась в центре предвыборной борьбы. В условиях до предела обострившегося политического раскола, как в кругах истеблишмента, так и в американском обществе в целом, эксплуатация темы коронавируса может оказаться одним из самых легких способов добиться определенного успеха в предвыборной гонке. В американских СМИ уже появились истории об анонимных источниках, распространяющих в соцсетях информацию о коронавирусе, призванную целенаправленно запугать пожилых избирателей. Сократив, тем самым, их участие в праймериз Демократической партии. А также понизить общую явку на выборах в ноябре.

В этой связи критики Трампа могут интерпретировать и срочное снижения ставки ФРС, во главе которой также находится назначенец Трампа - как мягкую попытку повысить шансы действующего президента. С другой стороны, если ФРС своими мерами добьется слишком существенного ослабления доллара, это может спровоцировать падение доходов американских домохозяйств как раз в преддверии выборов. Наконец, снижение ставки может относительно негативно повлиять на рынок труда. Между тем, в 2016 году резкая остановка повышения уровня занятости за несколько месяцев до дня голосования породила среди части избирателей представление об ухудшении ситуации на рынке труда. Тогда это привело к оттоку голосов от кандидата Демократической партии, представитель которой занимал на тот момент кресло в Белом доме.

В целом, вспышка сovid-19 сулит политикам как возможные плюсы, так и высокие риски. С одной стороны, появляется отличная возможность представить себя в роли «защитника здоровья граждан». С другой, паника среди населения способна подорвать рейтинги и действующей администрации, и губернаторов штатов, и даже законодателей на Капитолийском холме. Особенно в случае, если предпринятые меры будут расценены общественным мнением как неэффективные.

Неспособность Вашингтона обуздать эпидемию, может и вовсе подорвать доверие американцев к федеральной власти. И тогда инфекция превратиться из важного фактора предвыборной кампании, в проблему национальной безопасности. В настоящее время, политика действующей администрации в борьбе с коронавирусом является важным фактором, который повлияет на перспективы Дональда Трампа на предстоящих президентских выборах. В случае обострения эпидемической обстановки, covid-19, по всей вероятности, может определить их окончательный исход.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати