Игорь Иванов и Мадлен Олбрайт – руководители МИД России и госдепа США в 1990-е годы выступили с призывом-предупреждением на страницах американской газеты «The New York Times». Они опубликовали за двумя подписями совместную статью, озаглавив её «A Plea to Save the Last Nuclear Arms Treaty» - «Призыв к сохранению последнего договора по ограничению ядерных вооружений».
«На протяжении большей части прошлого десятилетия российско-американские отношения находились в состоянии кризиса. Даже те линии коммуникаций, которые раньше считались повседневными, оказались заблокированными, и это углубляло взаимное недоверие и затрудняло попытки снизить напряженность и избегать ошибок. Нынешнее положение не отвечает стратегическим интересам ни одной из сторон и порождает риски для всеобщей безопасности, поскольку Россия и Соединенные Штаты – единственные страны, располагающие ядерными арсеналами, способными уничтожить друг друга вместе со всем остальным Человечеством», - говорится в статье.
Важная часть этой статьи отведена международному обсуждению поставленных проблем безопасности: «В конце прошлого года, в рамках Аспенского форума министров, мы встретились в Вене с другими бывшими министрами иностранных дел из более, чем десятка стран для того, чтобы переосмыслить состояние международной безопасности, исходя из нынешних тревожных тенденций. Мы покинули Вену с чувством глубокой озабоченности возможными глобальными последствиями ускоряющейся мировой гонки вооружений, нарастанием рисков вооруженных инцидентов и распада системы соглашений о сокращении и нераспространении вооружений… По итогам нашей встречи вместе с 24 бывшими министрами иностранных дел мы выступаем с заявлением, призывающим глав всех стран безотлагательно принять меры против угрозы ядерного оружия».
Ранее в журнале «Международная жизнь» была опубликована статья, посвященная проблематике продления СНВ-3. «Гибкость российской позиции можно объяснить в первую очередь тем, что СНВ-3 устанавливает для России и США одинаковые юридически-обязывающие ограничения на развитие стратегических вооружений. Это позволяет Москве частично нивелировать колоссальную разницу оборонных бюджетов. Сейчас США только на модернизацию своих ядерных сил тратят почти половину всего российского военного бюджета, а в будущем эти две цифры могут сравняться из-за масштабной программы обновления американского стратегического арсенала, запланированной администрацией Трампа. Важен и символический аспект. СНВ-3 – последний договор, который закрепляет равный статус двух ведущих ядерных держав.
Однако в США российские сигналы находят очень ограниченный отклик в силу внутриполитических причин. Принято считать, что в американской элите есть консенсус в отношении России, но вопросы контроля над вооружениями показывают его пределы. За продление соглашения выступают в основном демократы – противники Дональда Трампа. Для них договор – важный элемент наследия Барака Обамы, критиковать политику которого сегодня считается плохим тоном», - говорится в статье.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs