16 января в Минске прошло заседание трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины. Это не только первое заседание контактной группы в 2020 году, но это еще и первое заседание после саммита «Нормандской четверки» в декабре 2019 года. На решение намеченных на саммите задач главами государств четверки было отведено 4 месяца.
Контакты в рамках Минского процесса осуществляются на нескольких уровнях - Трехсторонняя контактная группа, политические советники глав государств и министры иностранных дел, главы государств. Заседание контактной группы - технический процесс, решение первичных задач и проработка деталей, что называется, «работа на земле». Если главы государств «Нормандской четверки» не собирались с 2016 года по причинам жесткой политической конфронтации, то контактная группа продолжала проводить встречи, решая гуманитарные вопросы, пытаясь договариваться о перемириях, разведении сил, периодах тишины и обмене удерживаемыми лицами. Работа нужная и конкретная, тем более, в условиях, когда после долгого перерыва руководители государств четверки определили политические ориентиры.
По итогам встречи «Нормандской четверки» контактная группа получила четкий перечень задач для выхода на следующую встречу глав государств:
-
Достичь договоренности по трём дополнительным участкам разведения с целью разведения сил и средств к концу марта 2020 года.
-
Способствовать освобождению и обмену удерживаемых лиц, связанных с конфликтом, до конца года на основе принципа "всех на всех", начиная со "всех установленных на всех установленных".
-
Договориться в рамках Трехсторонней контактной группы о новых пунктах пропуска через линию разграничения.
-
Достичь договоренностей в рамках Нормандского формата (Н4) и Трехсторонней контактной группы по всем правовым аспектам Закона об особом порядке местного самоуправления (об особом статусе) отдельных районов Донецкой и Луганской областей - с целью обеспечения его функционирования на постоянной основе.
Результаты работы должны стать основанием для следующей встречи «Нормандской четверки». При этом главным вопросом остается создание политических условий и условий безопасности, в том числе - для организации местных выборов.
Как готовится Украина к следующей встречи Н4 и какие действия предприняты ее представителями в контактной группе по реализации Минских соглашений?
Киев упорно пытается заменить особый статус республик Донбасса т.н. децентрализацией. Это называют реформой местного самоуправления, однако её смысл - стать некой альтернативой особому статусу Донбасса.
Проект о местном самоуправлении был подан в украинский парламент сразу после завершения встречи в Н4 в Париже, но особый статус Донбасса в нем даже не упомянут, а вместо этого предложено дать Раде право определять "статус административно-территориальных единиц… в системе административно-территориального устройства Украины". Формально, эта норма может стать основанием легализовать принятый ранее закон об особом статусе Донбасса, либо аналогичный закон, который может быть принят в будущем.
На Украине эта норма подверглась критике сразу с двух сторон. "Партия войны" обвинила Зеленского в том, что тот пытается "протянуть" особый статус Донбасса, а "партия мира" отмечала, что Минские соглашения прямо требуют от Украины вписать особый статус Донбасса в Конституцию, а не прятать его за какими-то нормами Основного закона. По этому поводу украинский политолог Вадим Карасёв заметил: "Все эти отмазки, зашитые, зашифрованные формулы, не устраивают ни Путина, ни Германию, ни Францию. Разговор с Украиной короткий - если есть монобольшинство [фракция «Слуга народа» партии президента Зеленского в парламенте - Д.Б.] надо голосовать. Другое дело, что это политически стремно для Зеленского".[i]
Намерение Киева отстаивать свой взгляд на особый статус Донбасса, предусмотренный Минскими соглашениями, на очередность и взаимосвязь процессов выборов, их сроков и передачи контроля над границей Киеву - имеет целью попытку пересмотра соглашений и ставит под угрозу уже следующий саммит Н4. Так, в интервью немецкому изданию Bild министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил: "Если в 2020 году на оккупированных территориях не состоятся выборы, или процесс разведения войск продлится слишком долго, тогда нужно рассматривать возможные альтернативы Минску. Это может быть миротворческая миссия. Впрочем, это не означает, что мы выходим из общего Минского процесса. (...) В идеале эти выборы [местные выборы - Д.Б.] должны быть проведены параллельно с местными выборами в Украине осенью. Мне постоянно приходится напоминать, что это будут не общенациональные выборы, а местные выборы. Поэтому никакие незаконные формирования на востоке Украины не могут принять в них участие. Здесь речь идет о гораздо меньших административных регионах по обе стороны фронта и на всей территории Украины".[ii]
Обратим внимание на то, что украинский министр отвечал на вопрос о возможных причинах отказа от Минских соглашений, то есть, главный украинский дипломат не просто держит эту возможность в голове, но и готов обсуждать с журналистами, а также свидетельствует о том, что такая возможность активно обсуждается руководством Украины.
К сожалению, по итогам встречи 16 января подобную позицию, а также новые условия выполнения соглашений через пресс-секретаря заявил и представитель Украины в контактной группе Леонид Кучма - украинская сторона настаивает, что местные выборы в Донбассе могут быть проведены лишь после возвращения в регион всех внутренне перемещенных лиц и беженцев.[iii] Очевидно, что данное условие, применительно к ситуации на юго-востоке Украины, является умозрительным формализмом, и явно оторвано от социально-политической реальности на Донбассе и Украине.
По этому поводу прозвучала жесткая и справедливая оценка этой позиции российского политолога Алексея Чеснакова: «Альтернативой Минску является не миротворческая миссия, а война и завершение процесса сецессии Донбасса. Т.е. окончательная потеря Киевом возможности жить с Донбассом в общем политическом пространстве».[iv]
Президент России Владимир Путин требует выполнения Минских соглашений, о чем он в очередной раз напомнил после встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель 11 января. По словам президента - продление закона об особом статусе Донбасса – это хороший шаг в правильном направлении, но закон должен стать бессрочным, как и предусмотрено в Минских соглашениях. Необходимо закрепить особый статус Донбасса в украинской Конституции, что тоже отражено в Минских соглашениях. При этом Владимир Путин заметил: «Мы понимаем все сложности внутриполитического процесса на Украине, но если все заинтересованные стороны хотят добиться окончательного урегулирования, нужно идти по реализации Минских соглашений».[v]
ОБСЕ заявляет о внимании к ситуации на юго-востоке Украины - по информации Постоянного представителя России при ОБСЕ Александра Лукашевича председатель организации, премьер-министр Албании Эди Рама намерен посетить Украину, визит назначен на 20—21 января. При этом Лукашевич заявил о надежде, что визит председателя ОБСЕ «окажет стимулирующий эффект в деле выполнения комплекса мер». [vi] Следующее заседание контактной группы запланировано на 29 января, что значит, что председатель ОБСЕ посетит Украину до заседания, можно предположить, с целью понять ход выполнения комплекса мер украинской стороной. И этот визит де факто указывает на понимание того, что основная ответственность за выполнение комплекса мер лежит на Киеве.
По итогам встречи в 16 января в Минске представитель России в контактной группе Борис Грызлов заявил: "Сегодня представители Киева, Донецка и Луганска подтвердили свою приверженность режиму прекращения огня и приняли участие в обсуждении новых участков разведения сил и средств. (...) Однако полностью режим прекращения огня не выполняется. Более того, почти ежесуточно фиксируются обстрелы со стороны ВСУ населенных пунктов. Ситуацию может улучшить продолжение разведения сил на новых участках".[vii]
Судя по всему, Украина продолжает находиться в плену особенностей и сложностей внутреннего политического процесса, и по этой причине руководство страны не готово идти на решительные действия по выполнению Минских соглашений. Киев делает мелкие шаги, направленные на снижение остроты конфликта, не являющиеся существенным продвижением к урегулированию. Президент Владимир Зеленский находится под влиянием Вашингтона напрямую и опосредованно, а также, несмотря на большинство в парламенте и возможность использовать ресурсы государства в целях укрепления власти, опасается протестов националистов, которые могут, как это уже не раз было, стать орудием политической борьбы. Как итог, на фоне этой ситуации руководство Украины ставит под удар реализацию Минских соглашений.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs