ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина: эпизоды большой игры

12:51 13.01.2020 • Денис Батурин, политолог

В декабре уходящего 2019 года мы были свидетелями двух эпизодов большой игры - встречи «Нормандской четверки» и переговоры в Берлине по транзиту газа через украинскую газотранспортную систему).

Их участники проделали титаническую работу, которая была ориентирована не на сроки в 4 месяца (итоги Нормандской встречи) или 5 лет (транзитный контракт), а на десятилетия. При этом дискуссии о том, что подписанный между Россией и Украиной транзитный контракт - это поражение «Газпрома», или о том, что это поражение Украины - продолжаются. Аргументы разные - от цены на транзит, которая, кстати, не раскрывается, о чем стороны договорились, до того, что расписанные по годам объемы транзита свидетельствуют о намерении России оставить себе возможность со временем свернуть украинский транзит.[i] Пятилетний контракт фиксирует изначально меньший в два раза, чем ранее, объём транзита через украинскую ГТС — минимум 65 миллиардов кубометров газа в 2020 году и по 40 миллиардов в четыре следующих года. И это говорит о перспективе снижении значения украинской ГТС как для «Газпрома», так и для Европы.

Украинская сторона в лице исполнительного директора НАК "Нафтогаз" Юрия Витренко так подвела итоги переговорам (тезисно):

  • Транзит будет - Украина и Россия договорились о пятилетнем контракте на транзит газа с возможностью пролонгации его на следующие 10 лет.

  • Цена на транзит возрастет - гарантированные объемы транзита, зафиксированные в договоренностях, составят в первый год 65 млрд. куб. м, затем четыре года - по 40 млрд. куб. м. Тариф на транспортировку будет увеличен по причине уменьшения объемов.

  • Украина получит от России 3 млрд. долларов, положенных ей по выигрышу в Стокгольмском арбитраже. При этом Украина отзовет новые "газовые" иски против России.

  • Возвращение активов "Нафтогаза" в Крыму не обсуждалось. По словам Юрия Витренко, это "отдельный процесс".[ii]

Все так, но давайте попробуем взглянуть на итоги шире, чем констатацию формальных результатов. Украина - продолжает существовать в ситуативной матрице, в которую загнала себя сама. Это бесконечные истории о том, кто проиграл, кто выиграл, была «зрада» (измена), или нет, но это не о перспективе и будущем.[iii] В «новый мир» Украина пытается пробиться на идеологии прошлого. В современном мире, местами скатившемся в ересь политкорректности и мультикультурализма, Украина пытается войти на идеологии дремучего национализма, инфантильно-хуторском по сути, питающемся формальным, символическим заимствованием атрибутики чуть ли не из истории Третьего Рейха. К этому стоит добавить ориентацию на заумные европейские формы управления и бюрократии, что порой доводит ситуацию в стране до полного абсурда. Повторюсь, думаю, что все это не история о будущем, а попытка формализации будущего по неким европейским лекалам.

Но вернемся к газовым баталиям. Спасут ли Украину газовые и другие энергетические контракты, являясь базисом этой странной политической и социальной конструкции? В этом есть большие сомнения. Хотя ближайшие перспективы, так уж сложились интересы значимых игроков, Киеву удалось оформить с неким выигрышем во временном измерении.

Да, Украина получила около $3 млрд. выплат от «Газпрома» в рамках договоренностей по транзиту газа, увеличение цены на транзит, но, одновременно, получила и снижение объёмов этого транзита в течение пяти лет в 4,5 раза с 2020 года, а к концу контракта и ещё больше.[iv] Причины сокращения транзита очевидны, исполнительный директор компании "Оператор ГТС Украины" Сергей Макогон заявил, что 

после запуска газопровода "Турецкий поток" из России в Турцию снижение транзита через Украину в этом году составит порядка 15 млрд. кубометров.[v] После запуска «Северного потока -2» украинская сторона неизбежно объявит новые объемы своих транзитных газовых потерь. И если сравнивать сиюминутные выгоды с перспективами, то последние выглядят гораздо весомее.

В этой газовой истории ключевой позицией является рынок, за который и борется Россия. Рынок сохранен, нервный транзитер - Украина – будет становиться с каждым годом все менее значимым его участником. И никакие политические подпорки со стороны США и ЕС здесь не помогут. Бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен с горечью констатирует печальную для Украины геополитическую ситуацию: «В то время как американские политики злоупотребляют украинской темой во внутриполитической борьбе, западная поддержка Украины уменьшается, и попыток подтолкнуть ее к ЕС становится все меньше. (...) В то же время все более проблематичной для Киева становится и европейская политика. (...) Ангела Меркель объявила, что покинет пост канцлера после следующих выборов. Президент Макрон скептически относится к идее дальнейшего расширения ЕС, Великобритания озабочена Брекзитом, а Италия сближается с Путиным. Таким образом, ни одна из крупных европейских стран не занимается продвижением отношений с Украиной».[vi] 

Поднимемся на более высокий уровень понимания геополитических процессов. Задумка геостратегов США достаточна проста и прозрачна. Дональд Трамп приветствует Брекзит потому, что, как точно сказал известный российский политолог Андроник Мигранян («Первый канал» 23.12.2019), Штатам нужны не отношения с Евросоюзом, а нужны отношения с отдельными европейскими странами, в которых Вашингтон всегда будет сильнее.[vii] Попытка нанести урон экономике России не только с помощью санкций, но и препятствуя ее энергическим проектам («Северный поток-2», «Турецкий поток») и существовавшим десятилетия транзитным маршрутам (украинский транзит) - также касаются намерений ослабить Европу, одновременно ослабляя Россию.

Но времена меняются, сопротивляется «миру по-американски» не только Россия, но и Европа, например, в лице Германии крайне недовольной американскими санкциями против «Северного потока-2». При этом Запад не хочет признаваться в том, что мир меняется не по его сценарию, хотя понимание этого сквозит во многих событиях, действиях и высказываниях. И в эту большую игру пытается встроиться на правах если не равного, то значимого игрока Украина, имеющая довольно туманные представления о своём будущем и стратегии его построения. А без этого понимания движение вперед просто невозможно. И мнимые сиюминутные «победы» здесь не помогут.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати