ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Есть ли у России друзья в немецком Бундестаге?

11:42 22.11.2019 • Дмитрий Бабич, журналист-международник

В немецкой политике происходит ряд кадровых перемен, на которые стоит обратить внимание с точки зрения перспектив нормализации отношений ФРГ с Россией. С поста главы фракции Левой партии в бундестаге ушла Сара Вагенкнехт – наиболее прагматичный и лояльно относящийся к России немецкий политик. Ее сменяет на этом посту Амира Мохамед-Али, дочь египтянина и немки, в целом, продолжающая политическую линию 49-летней Вагенкнехт. При этом, можно предположить, что в силу возраста и жизненного опыта Мохамед-Али вряд ли будет способна проявить то же понимание «русского вопроса», какое было характерно для Вагенкнехт. Напомним, что Вагенкнехт с некоторыми коллегами по фракции «Левые» напрямую называла события 2014 года на Майдане «государственным переворотом», а войну 1999 года в Югославии – «преступлением НАТО». (1)

Стоит отметить, что в настоящее время за улучшение отношений с Россией выступают именно «крайние» крылья немецкой политики – «Левые» и правая партия «Альтернатива для Германии» (АДГ). А за сохранение санкций и продолжение давления на Россию выступают «умеренные» и центристские т.н. Volksparteien (народные партии) – христианско-демократическая ХДС и социал-демократическая СДПГ. Резко антироссийскую позицию занимают «зеленые». Эти партии несколько раз (в 2015, 2017 и 2019-м году) отклоняли предложения «Левых» и АДГ об улучшении отношений с Россией. Так, 24 октября этого года в бундестаг было внесено сразу два предложения по российскому поводу: "Разрядка с Россией — не продлевать санкции против России" от фракции партии "Левые" и "За новую политику в отношении России — кооперация вместо конфронтации" от фракции партии "Альтернатива для Германии". (2) Оба предложения были рекомендованы к отклонению комитетом по международным делам бундестага, где доминировали социал-демократы и представители ХДС. (3)

Если отклонение предложений АДГ – практика для всей немецкой политики рутинная (канцлер Ангела Меркель, пресса «мейнстрима» и партийные структуры «народных партий» придали АДГ статус «неприкасаемых» - любые предложения этих якобы ультраправых принято отклонять), то с «Левыми» - история более сложная. Очевидно, что «Левые» стоят ближе, чем АДГ, к официально принимаемым в Германии политическим традициям. Это открывает перед ними больше политических возможностей на ближайшую перспективу.

БОльшая (чем у АДГ), близость «Левых» к «мейнстриму» видна уже по их кадровому составу: мужем Сары Вагенкнехт и одним из основателей «Левых» является Оскар Лафонтен – многолетний лидер западногерманских социал-демократов, бывший соперник Гельмута Коля на выборах канцлера федеральной республики. Рассорившись с социал-демократами еще в период председательства в СДПГ Герхарда Шредера в конце 1990-х годов, Лафонтен выступает против вооруженных акций НАТО на Ближнем Востоке, а также против наращивания натовского военного потенциала у границ России. Причем он делает это с популярной в ФРГ позиции некой «инаковости» Евросоюза в отношении США, именно в «большой Европе» Лафонтен видит альтернативу американскому диктату. «Военный министр США Аштон Картер призывает европейцев к противостоянию российской «агрессии». При этом у европейцев есть все причины противостоять агрессии США», — написал в соцсети бывший председатель СДПГ, а ныне член Левой партии Оскар Лафонтен еще в 2015-м году. (4)

Отсюда – попытки партии «Левых» задействовать разморозку отношений с Россией через европейские структуры: они часто обращаются в ЕС, стараясь привлечь внимание к тем потерям, которые антироссийские санкции приносят экономике ЕС в целом, а не только немецкой.

Так, выступая на слушаниях в бундестаге этой осенью, член фракции "Левые" и председатель парламентского комитета по экономике и энергетике Клаус Эрнст заявил, что санкции действуют пять лет, "но никакого влияния они не возымели". Об этом говорит, с его точки зрения, и исследование Кильского института мировой экономики. Этот институт подсчитал, что потери мировой экономики от санкций против России составили 300 миллиардов долларов. При этом, отметил Эрнст, экономика Германии теряет каждый месяц по 770 миллионов долларов упущенной выгоды – только из-за антироссийских санкций. Радиостанция Deutsche Welle в сентябре сообщила, что вместе с Эрнстом за нормализацию отношений с Россией выступают и ряд представителей «народных партий»: член фракции Христианско-социального союза Петер Рамзауэр, а также эксперт фракции СДПГ по энергетике Бернд Вестфаль.

«Левые» вместе с Вестфалем считают, что канцлеру Меркель и французскому президенту Макрону следует сделать шаг навстречу России в рамках Евросоюза – выступить с инициативой постепенного ослабления санкций, а потом посмотреть, не будет ли от России позитивной реакции.

Позиция «русофилов» внутри АДГ - более скептична в отношении Евросоюза: с точки зрения партии, именно участие в «общеевропейских» санкциях против России нанесло ущерб Германии. Эти антироссийские санкции, с точки зрения партии, не только не помогли урегулированию на востоке Украины, но, наоборот, стоят на пути этого урегулирования, мешают ему. Об этом говорится на официальной Интернет-странице Бундестага (6). АДГ, в отличие от «Левых», куда меньше делает упор на действия в рамках ЕС – партия рекомендует развивать двусторонний диалог Германии и России, усиливать молодежные и другие общественные обмены. В предложении партии АДГ об улучшении отношений с Россией лидеры партии Александр Гаулянд и Алис Вайдель отмечают, что участие в этих санкциях «с самого начала было не в немецких национальных интересах». (7)

При этом по некоторым вопросам, помимо отношений с Россией, между АДГ и «Левыми» наметилось взаимопонимание. Не исключено, что в будущем от этих партий можно ожидать новых совместных инициатив по улучшению германо-российских отношений в различной интерпретации. Несмотря на уход Сары Вагенкнехт с поста главы фракции «Левых», она не уходит из политики, а ее недавно запущенное политическое движение «Подъем» (Aufstehen), совмещающее левые экономические лозунги с требованием прекратить незаконную миграцию, по-прежнему играет важную роль в немецкой политической жизни, выражая интересы большой доли избирателей. (8)

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


  1. Der Spiegel, 12 ноября 2019

  2. «РИА Новости», 24.10.2019

  3. ТАСС, 24.10.2019

  4. https://russian.rt.com/article/99249

  5. Deutsche Welle, 27 сентября 2019 года

  6. https://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2019/kw43-de-russlandsanktionen-663296

  7. http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/19/143/1914349.pdf

  8. Le Monde, 3 сентября 2018 года 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати