ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Земельные перспективы» Зеленского - Ватерлоо или мост через Рубикон

10:31 20.11.2019 • Денис Батурин, политолог

Голосование по земельным законам в украинском парламенте дает разнообразную пищу для размышлений.

Политический аспект. Зеленский в очередной раз сделал то, что не удавалось до него ни одному из украинских президентов. Он внёс в парламент законопроект о продаже земли, что само по себе уже крайне рискованный шаг, и, благодаря свой фракции, составляющей большинство, обеспечил принятие закона в первом чтении. За него проголосовали 240 депутатов. 227 голосов дал "Слуга народа" и 13 "за" дали внефракционные депутаты.

Предшественники Зеленского боялись закона о рынке земли по причине того, что могли лишиться поддержки сельских жителей и аграрного бизнеса, которые бы стали объектом активной обработки оппозиционных сил. Поэтому вопрос рынка земли и соответствующих законов периодически всплывал и обсуждался в тестовом режиме, а политические силы, сначала коммунисты и социалисты, потом перехватившие левую риторику разномастные оппозиционеры принимались клеймить инициаторов законопроектов, говоря украинцам о том, что их богатые земли хотят продать иностранцам

В сторону своих политических интересов уже «повернула» земельное голосование фракция партии "Батькивщина", которая после принятия Верховной Радой закона о рынке земли в первом чтении перешла в оппозицию, о чем заявила лидер фракции Юлия Тимошенко: "Наша команда с первого дня прихода нового президента к власти приняла решение не переходить в оппозицию…Но сегодня Владимир Зеленский перешел все "красные линии". По его поручению проголосован закон о рынке земли".[i] 

Кроме того, Тимошенко назвала решение Рады "распродажей стратегических объектов, в том числе земли, и заявила, что фракция "Батькивщины" уже направила представление в Конституционный суд с требованием разъяснить статью 13 статьи Конституции, которая говорит о том, что украинская земля принадлежит народу. Она добавила, что обжалует в суде принятие закона в первом чтении из-за нарушений регламента.

Как для «Батькивщины», так и для других фракций, в частности, «Оппозиционного блока - за жизнь!», это решение стало поводом для своего политического позиционирования, но главным выгодоприобретателем в политическом смысле все же является Зеленский. Проводя неоднозначные решения, он в очередной раз демонстрирует свои политические возможности, а также динамику своих действий и подчёркивает свою роль центральной фигуры в политической системе Украины, определяющей политическую повестку. 

Социально-экономический аспект и последствия для Украины.

Основные нормы закона, принятого в первом чтении:

  • рынок земли запускается с 1 октября 2020 года;

  • покупать землю могут граждане Украины, территориальные громады, государство, юрлица, созданные согласно украинского законодательства;

  • иностранцы не допускаются к покупке земли (даже через владение компаниями) до 1 января 2024 года;

  • однако, иностранцы и лица без гражданства могут приобрести право собственности на землю, если получили ее по наследству, при этом они обязаны вступить в это наследство в течение года;

  • иностранцам позволят приоритетно выкупать землю, которую их компании на данный момент уже и так арендуют. Такой земли - примерно три миллиона гектаров из 42-х (при этом в законопроекте есть двоякое толкование - свою ли землю они могут выкупать или вообще любую, даже ту, которую не арендовали); 

  • лазейка для иностранцев - это возможность покупать землю через украинские компании, которые созданы "фунтами" - украинскими гражданами, которые затем, после 1 января 2024 года, передадут их реальным иностранным владельцам: 

  • в законопроекте указаны нормы продажи земли: не больше 15% угодий в одной области и 0,5% от общеукраинского земельного банка, то есть фактически одно хозяйство может получить не более 200 тысяч гектаров;

  • противники земельной реформы говорят, что это очень большой надел, и он открывает дорогу латифундистам к скупке земли (это значит, что 200 человек могут поставить под контроль все земли в Украине); 

  • при этом нет ограничений по скупке компаний с существуюшими земельными банками (то есть, при желании, можно скупить пол-Украины - зембанки крупных агрохолдингов владеют наделами по 300-500 тысяч гектаров.

Кроме установленных законом правил, существует вопрос цены на землю:

  • «минимальную цену» на землю предлагается установить на уровне нормативно-денежной оценки (в среднем по Украине это 28-30 тысяч гривен за гектар, то есть, порядка тысячи евро);

  • по такой цене с рассрочкой на пять лет землю разрешат выкупить селянам, которые в свое время оформили угодья в постоянное пользование под приусадебное или фермерское хозяйство (до принятия нового Земельного кодекса в 2002 году);

  • расчеты показывают, что фермерам придется ежегодно отдавать около 200 долларов за гектар (при этом заработок на зерновых с гектара составляет 300 долларов, то есть после вступления закона в силу селянам придется отдавать большую часть дохода государству); 

  • при этом пока нет никаких механизмов кредитования фермеров среднего масштаба, чтобы они могли выкупить землю и создать на селе средний класс собственников; 

  • фермеров ставят изначально в неконкурентноспособное положение в сравнение с крупными украинскими агрохолдингами , не говоря об иностранцах, у которых куда больше денег для покупки земли».[ii]

Вернёмся к политике. Зачем украинская власть под руководством Зеленского пошла на реформу, на которую не решались его предшественники? 

Раньше одного упоминания МВФ и словосочетания «кредиты МВФ» было достаточно, чтобы возбудить политических оппонентов власти, СМИ и общество. Так было ещё несколько лет назад, но пройдя через майдан, получив конфликт на юго-востоке страны и, как результат, серьезнейшие экономические проблемы, украинское общество стало несколько по-другому воспринимать «ужасный» некогда МВФ.

При этом реальные политические процессы идут в другой плоскости - отношения с МВФ Зеленский вывел из внутренней политики во внешнюю. Уже 15 ноября, через несколько дней после голосования по земельным законам премьер-министр Украины Алексей Гончарук и министр финансов Оксана Маркарова обсудили с миссией Международного валютного фонда, которая приступила к работе в Украине 14 ноября, условия открытия новой трехлетней программы расширенного финансирования. Премьер Гончарук обрисовал ситуацию и планы, при этом откровенно выразив надежды на получение финансовой помощи: «Украина продемонстрировала и продолжает демонстрировать быстрое и успешное воплощение реформ, задекларированных президентом, нашим правительством и парламентом. В течение последних недель украинский парламент принял за основу проект закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также принял за основу и в целом закон об «анбандлинге». Последний уже подписал президент. Поэтому мы надеемся на согласование новой долгосрочной программы расширенного финансирования, которая поддержит наши усилия, направленные на ускорение экономического роста».[iii]

Стоит вспомнить, что миссия МВФ уже работала в Киеве 12-26 сентября, тогда же украинский Минфин заявлял, что переговоры с фондом находятся в активной фазе. Таким образом, это не было тайной, что позволяет делать выводы о том, что явные и тайные оппоненты Зеленского де-факто все таки признали его роль определяющего политику в стране.

Ещё один аспект внутренней политики, который высветила история с принятием земельного закона - внешнее влияние на окружение Зеленского. Как и США, МВФ интересует роль олигарха Игоря Коломойского. Так, глава офиса президента Украины Андрей Богдан на закрытой встрече с журналистами сообщил, что: «Теперь МВФ хочет знать, насколько близок к власти олигарх Игорь Коломойский. Убедить иностранных партнеров, что он ведет свою игру, команде президента сложно».[iv] Эта ситуация на руку Зеленскому, который, следуя политической логике, должен стремиться к освобождению от влияния Коломойского, что позволит ему иметь отношения и с другими олигархами. Кстати, в том числе и с этим может быть связано

интервью Коломойского «Нью-Йорк Таймс», в котором он сказал, что с Россией нужно мириться, а Запад «послать». Основные, на мой взгляд, слишком «смелые» тезисы следующие: «Американцы втянули нас в конфликт с Россией, но не дали нам ничего взамен. Американцам нужно, чтоб мы воевали с русскими. Но нам это не надо. Нужно отказываться от кредитов МВФ и переходить на финансирование со стороны России. По мнению Коломойского Россия готова дать Украине 100 миллиардов долларов».[v]

Достоянием общественности также стала информация о том, что перед голосованием по земельным законам, на встрече с фракцией «Слуга народа» Зеленский сказал депутатам, что за митингами протеста против земельных законов стоит Коломойский. В таком случае мы наблюдаем попытку украинской игры в дистанцирование и независимость Зеленского от Коломойского.

Торговля «российской агрессией» приносит все меньше политической прибыли, а экономическая прибыль от этого оказалась ничтожной. В этих условиях Владимир Зеленский оказался перед необходимостью поиска политических и экономических ресурсов для успешного продолжения своего президентства. Таким ресурсом оказалась земля

Переговоры с МВФ идут, Зеленский имеет большинство в парламенте, однако впереди итоговое голосование по земельному закону в парламенте.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати