Народные дипломаты Союзного государства – в Италии

00:00 30.07.2010 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Старшеклассники московской и минской музыкальных школ стали первыми народными дипломатами Союзного государства России и Белоруссии в Италии. Они успешно выступили в июле на завершившемся XII-ом Международном Флорентийском фестивале молодёжных симфонических оркестров. Он проходил на исторических музыкальных площадках итальянских городов Флоренции, Перуджи и Монтекатини Терме. Художественный руководитель и главный дирижёр оркестра, директор Центральной музыкальной школы (ЦМШ) при Московской консерватории, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор Александр Якупов собрал коллектив из 77-ми старшеклассников московской и минской музыкальных школ, в возрасте от 14 до 20 лет. Из них 20 - из Беларуси. Вместе с ним выступлению оркестрантов помогали дирижер Национального академического симфонического оркестра Республики Беларусь Андрей Галанов, заместитель директора Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки Дмитрий Журавский и директор Молодёжного оркестра Виктор Скорокиржа. 

Свой первый концерт юные музыканты российско-белорусского оркестра дали в старинном городе Перудже под сводами базилики 14 века Святого Доменико (Basilica di San Domenico). Сразу после вечерней службы в храме оркестранты расположили свои пюпитры, а слушателями стали прихожане-перуджане. Перуджа возвышается на горе, и, гуляющим по ней, приходится преодолевать множество широченных ступеней.  

Двери бесчисленных магазинов и кафе распахнуты, и после сиесты хозяева приглашают заглянуть на чашечку кофе. Здесь история и современность сплетаются в туго затянутый венок. Так на площади у церкви San Domenico на одной из стен дома, образующих площадь, красуется огромный керамический венок, рядом мемориальная доска, где на латыни значится – Джордано Бруно… А исторические ассоциации уже рисуют костёр инквизиции и мужество итальянского учёного, отказавшегося погрешить против истины.

Стены доминиканской базилики помнят те страшные минуты жизни и смерти Джордано – титана эпохи Возрождения.

Между тем первая репетиция показала, что акустика церкви требовала предельной собранности от музыкантов, потому что у звуков в этом огромном храме было слишком длинное эхо. Но, благодаря умению Александра Якупова обуздывать эхо, оркестранты собрались и уже в первом отделении концерта покорили слушателей исполнением русской классики.  

Концерт открывала увертюра к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». По словам очевидцев, было удовольствием наблюдать, как оркестр становился единым организмом, который жил и дышал по мановению палочки дирижёра. Рождение музыки начинается там, где она льётся из души. По утверждению Александра Якупова, уникальность Молодёжного оркестра в том, что помимо собственной одарённости каждый из оркестрантов переживает музыку в унисон со всеми. «В какой-то момент эмоции так переполняют их, что они словно приподнимаются над землей и куда-то летят вслед за музыкой, которую исполняют. И вместе с ними лечу я», - говорит Александр Николаевич.

Этот полёт юных музыкантов и покорил слушателей в Перудже. После «Половецких плясок» Александра Бородина любопытство сменилось удивлением, а когда грянула Торжественная увертюра Петра Чайковского «1812 год», на лицах появилось недоумение – как такую мощь, силу, одухотворённость в звучании способны воспроизводить дети?!.. После первого отделения аплодировали долго, многие вскакивали с мест, выплёскивали эмоции бурно. И итальянское «Брависсимо!» заполнило храм.

Во втором отделении, когда зазвучали первые ноты Музыкальных иллюстраций Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель», итальянцы реагировали со свойственным им «абсолютным слухом на красоту».

В программе концерта были сыграны произведения белорусского классика Евгения Глебова, дирижировал Андрей Галанов, объехавший с концертами всю Европу. Прозвучал "микс" из музыки композитора к балетам «Тиль Уленшпигель» и «Маленький принц». Белорусский дирижёр представил вариации к симфонии англичанина Эдварда Элгара «Энигма». Публика уже не сдерживала эмоций, и когда заиграла «Голубая рапсодия» Джорджа Гершвина, слушатели реагировали так, словно состоялась встреча закадычных друзей. Покачивали головами, подпевали, закрывая глаза, улыбаясь друг другу, пританцовывали сидя на месте. Солиста, 15-летнего пианиста Олега Худякова много раз вызывали, как настоящего маэстро. Но по тому, как ребята смотрели на своего дирижера, было очевидно, кто здесь настоящий маэстро. Это был триумф Александра Якупова.

После концерта, в двенадцатом часу ночи коллектив отправился в Монтекатини, курортный городок в 50 км от Флоренции. Древний этрусский город Монтекатини называют городом-Солнцем, потому что плато, на котором он стоит, всегда залито его лучами. За Монтекатини прочно закрепилась слава города студентов и фестивалей. Второй концерт оркестрантов Союзного государства состоялся в роскошных интерьерах бальнеологического курорта XIX века Терме Тетуччо. Здесь на водах лечились многие известные люди, в том числе, композиторы Верди, Леонковалло, Масканьи, здесь Джакомо Пуччини написал III акт оперы «Богема». На сей раз сценой стала площадка под открытым небом среди колонн и фонтанов, декоративных прудов и настоящей галереи живописи художника-керамиста XIX века Галилео Чини, в окружении многоуровневого парка необычайной красоты.  

Публика была в экстазе. «Голубую рапсодию» Гершвина требовали на бис. Вот как отозвалась об их исполнении одна из зрительниц, парикмахер Лючия Паньи:. «Когда я слушала, как играл пианист в «Голубой рапсодии», думала, упаду в обморок». Лючия пришла на концерт с мужем Сандро, коллегой по профессии, и его братом Джулиано, приехавшим с женой в гости к родственникам из Канады. «Ребята великолепны, - сказала Лючия, - мало того, что так талантливы, они все ещё очень красивы! В Монтекатини каждый год приезжают оркестры, но такого исполнения не припомню. Приезжают, конечно, такие оркестры, как у вас в Большом театре, но это дорогие музыканты, а здесь студенты. Удивительно! Белиссимо! Мы в восторге! Прекрасны и дирижёры, и музыканты. Спасибо за Гершвина и Чайковского – это один из моих любимых композиторов».  

Остаётся добавить, что в Риме российский дипкорпус после концерта благодарил оркестрантов из Москвы и Минска стоя. Юные музыканты показали себя истинно народными дипломатами, способными силою музыки объединять и сплачивать далёкие друг от друга народы и страны.    

 

По теме:

Нина Катаева "Снежный шторм в Перудже..."

Нина Катаева "Когда музыка льется из сердца"

www.souzveche.ru

Версия для печати