Близится двадцатилетний юбилей трехстороннего диалогово-консультационного формата Россия-Индия-Китай (РИК). Идея его создания впервые была выдвинута Е.М. Примаковым и получила свое развитие, прежде всего, в «академическом формате». А у истоков последнего стоял выдающийся российский ученый-востоковед, академик М.Л. Титаренко, который своими личными многолетними усилиями заложил традицию ежегодных трехсторонних встреч ученых трех стран.
Последняя из них, семнадцатая по счету, прошла на днях в Пекине. Ученые и дипломаты из стран РИК подвели итоги тому, что было сделано за эти годы, и обсудили, какие вызовы и возможности стоят перед РИК сейчас.
Китай, Россия и Индия являются важнейшей геополитической силой не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в мире. Поэтому от координации их усилий и согласования позиций по ключевым позициям мировой политики и экономики очень многое зависит. Страны РИК строят свои отношения на основе принципа «трех не»: не конфронтация, не блок, ненаправленность против третьих сторон. Такого рода отношения могут служить примером для остальных стран, и лежат в основе формирующегося многополярного мира.
По рекомендации ученых регулярно проходят консультации министров иностранных дел и глав профильных департаментов внешнеполитических ведомств стран РИК. Возродилась традиция трехсторонних саммитов глав государств, последняя из которых прошла на полях саммита G20 в июле этого года в Осаке.
Тогда в Осаке Владимир Путин четко сформулировал геополитическую взаимосвязь ООН, БРИКС, ШОС и «Большой двадцатки», а также важность «укрепления ВТО» и Международного валютного фонда как «точки отсчета современного и просто многополярного мира, не принимающего санкций как законных действий».[1]
В этих словах – приоритеты деятельности РИК как силы, призванной укреплять миропорядок, основанный на правилах, международному праву и Уставу ООН, а также минимизировать негативные последствия политики санкций и одностороннего диктата, проводимой в настоящее время администрацией Д. Трампа.
Реформа ООН, ВТО и МВФ, координация национальных стратегий развития, противостояние санкционному давлению и попыткам ограничить технологический суверенитет, вопросы поддержания стратегической стабильности, противодействие международному терроризму и другим нетрадиционным вызовам и угрозам международной безопасности, торгово-экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество, межцивилизационный диалог, - все это и многое другое составляет для РИК «проблемное поле», предмет консультаций и дискуссий.
Это не означает, что среди стран РИК нет разногласий, - в противном случае этот формат был бы не нужен. У таких держав, как Россия, Индия и Китай, проводящих независимую самостоятельную внешнюю политику, просто не может быть полного совпадения национальных интересов. Поэтому РИК является также и механизмом преодоления противоречий и разногласий. Пока, например, у Индии сохраняется настороженное отношение к китайской Инициативе Пояса и Пути (ИПП). Зато усматривается геополитический соблазн «Индо-Тихоокеанского партнерства», к которому скептическое отношение уже у России и Китая, который считает его всего лишь очередной стратегией сдерживания Китая. Однако Индия убеждает своих российских и китайских партнеров, что Индо-Тихоокеанское партнерство не направлено «против кого-то».
Деятельность РИК сейчас востребована и явно на подъеме. "Стороны намерены интенсифицировать взаимодействие в рамках механизма Россия-Индия-Китай, последовательно продвигать общие подходы по актуальным проблемам глобальной и региональной повестки дня с акцентом на приверженности международному праву, противодействии расширению протекционизма и односторонних санкций, борьбе с терроризмом и другими новыми угрозами и вызовами", - говорится в совместном заявлении по итогам ХХ российско-индийского саммита, прошедшего на полях ВЭФ-2019 во Владивостоке.[2]
Ученые и дипломаты России, Индии и Китая предвидят для РИК роль «ядра» таких региональных международных организаций и диалоговых форматов, как ШОС и БРИКС, а также учредителя правил и норм нового мирового порядка, основанного на многополярности, справедливости, равноправии и межцивилизационном диалоге.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «Россия — Индия — Китай: встреча с перспективой»,Asia Times, Гонконг, https://inosmi.ru/politic/20190702/245402287.html
[2] «Путин и Моди заявили о намерении интенсифицировать взаимодействие с Китаем», https://ria.ru/20190904/1558281490.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs