Что больше всего связывает современную Россию и Иорданское Хашимитское Королевство? Туризм? Бизнес? Православные святыни? Большая политика и узел проблем, возникший после образования Государства Израиль? Ответ включает все эти составляющие. Но есть и ещё кое-что — неожиданное…
Чтобы понять величие России, надо от нее отъехать. Например, в такую относительно небольшую страну, как Иордания, — пять миллионов населения, бедность природы — кругом пустыня да полупустыня, скудость полезных ископаемых — есть фосфаты, но доход от них не может решить всех экономических проблем, например, с энергоносителями и с пресной водой… Зато в Иордании есть легендарная Петра — древний город в скалах, целебное Мёртвое море и святые места, связанные с земной жизнью Христа.
И все же чудеса и тайны прошлого не могут затмить впечатлений от встреч с русскоговорящей арабской интеллигенцией. В Иордании около 17 тысяч выпускников вузов СССР, Российской Федерации и других стран СНГ, почти 10 тысяч жён-славянок, которые замужем за арабами, уже выросли дети от смешанных браков, многие из них тоже говорят по-русски и остро воспринимают всё, что происходит на Русской земле. Переживают.
Удивительно было встретить здесь, в арабской стране, где культура и обычаи так не похожи на наши, тип советского человека. Знания, работа на благо родины, дружба людей разных народов, поиск справедливого мироустройства, возможность для талантливого человека вне зависимости от уровня доходов его семьи получить образование — вот те основы, которые позволяли воспитать тип человека, приумножавшего величие страны. В любой точке мира СССР был центром притяжения - в том числе и потому, что представители разных стран и континентов получали образование в советской России. Пусть идеология марксизма-ленинизма хромала на обе ноги и, в конце концов, испустила дух, но была же и повседневная жизнь огромной страны — с грандиозными стройками, с выдающимися научными открытиями и инженерными достижениями, с культом знаний и труда. И разве найдётся такой араб, который согласится, что идеология сионизма и повседневная жизнь Израиля лучше?! Или что лучше идеология однополярного мира — с бомбёжками Косово и с войной в Ираке?!
Об этом мы говорили с членами клуба выпускников советских и российских вузов “Ибн Сина”. Народ на Ближнем Востоке политически грамотен с пелёнок, а офис клуба можно назвать “Русским домом” — на стене герб Москвы и рекламный плакат Российского университета дружбы народов, который закончили многие из активистов организации. Прочные знания давали в СССР — дома выпускникам российских вузов пришлось бороться за место под солнцем, но они с честью выдержали конкуренцию, все состоялись профессионально. Под ближневосточным небом в иорданском клубе поют “Эх, мороз, мороз…”, “Подмосковные вечера”. А гимн иорданских коммунистов вообще на мотив “Катюши”… И удивительно, как оравнодушилась Россия к своим союзникам в арабском мире, к тем, кто испытывает к нашей стране в прямом смысле слова родственные чувства — через жён, детей, близких. Выпускники удивляются: общество дружбы “Иордания — Россия” есть, оно действовало в самые трудные годы, а где же “ответная организация”, благополучно скончавшаяся во времена постперестроечной смуты?! Понятно, что дело тут не в деньгах. Дело в мотивации, намерениях и - результатах. И тут невольно начинаешь сравнивать: а какой тип человека взрастила Россия за последние 20 лет? Кем мы удивили мир? Кто пришел на смену “элитному” советскому человеку? В чем гордость современного россиянина? В вороватых богачах, оседающих в Лондоне? В писателях-матерщинниках, оскорбляющих язык Достоевского и Тургенева? В девушках, пополняющих увеселительные заведения всего мира?
Да, конечно, что-то меняется к лучшему. В декабре 2009 года в Аммане открылся Российский культурный центр, и представитель Россотрудничества Александр Дорофеев делает всё, чтобы укрепить в Иордании авторитет России. Замечательно, что на Ближнем Востоке у страны есть такой посланец — волевой, честный, прекрасно образованный, болеющий за дело, достойный представитель великой державы и великой культуры. Но при всём желании он не может повлиять на качество образования в современных российских вузах, которое стало значительно хуже, чем было в советское время. Для этого вывода не надо проводить социологических исследований — члены “Ибн Сины” видят результаты постсоветских «реформ» по новым выпускникам, которые иногда возвращаются после учебы, не зная ни профессии, ни языка. Казалось бы, российское министерство образования должно сражаться за умного абитуриента-иностранца — заполнять вузы толковыми ребятами, которые впоследствии станут не только врачами и инженерами, программистами и учеными, но и будут лояльны, доброжелательны по отношению к России. Так нет же - всё наоборот. Например, из-за затягивания сроков получения разрешений для выдачи виз иорданские абитуриенты 2008 года, подобранные по квотам Росзарубежцентра и общества “Родина”, вообще не смогли выехать на учебу. Для сравнения: посольство Украины выдает визы иорданским студентам в течение двух недель с момента подачи документов.
И, разумеется, никто не ответил за то, что пострадали и люди, и авторитет России. В российском правительстве озабочены тем, как заставить сельские школы и медпункты зарабатывать деньги, но удивительным образом напрочь забывают о продвижении российских интересов на мировом рынке образовательных услуг. Внедрить Болонский процесс, чтобы вытряхнуть из карманов населения последние деньги, - это пожалуйста, а вот собирать для учёбы умную и талантливую иностранную молодежь — не по силам. (Кстати, иорданское министерство образования не признает бакалавров из российских вузов — народ быстро понял что к чему в пресловутой “Болонье”!) Свято место пусто не бывает: иорданские студенты едут учиться в бывшие республики Советского Союза. Только в вузы той же Украины ежегодно отправляется до тысячи человек. В Иордании активно действуют три центральных офиса и около 10 филиалов по набору абитуриентов. При этом Украина умело использует марку “русского образования”, созданную высшей школой СССР. Сразу забывают про “голодомор” и вспоминают русский язык… Однако не будем укорять братьев-славян, а похвалим их за расторопность: молодцы, что и говорить!
Что же касается распространения влияния Русского мира, то здесь существует прямая зависимость: если молодой человек хочет учиться в России, он будет стремиться овладеть русским языком. Поскольку, однако, убеждать в преимуществах нынешнего российского социального устройства весьма сложно, остаётся агитировать за бесспорные вещи — например, за русскую литературную классику, которая была, есть и будет в сокровищнице мировой литературы.
Но и здесь происходят необъяснимые, дикие вещи. Например, Фонд “Русский мир” содействует изданию израильского “Иерусалимского журнала”, на страницах которого (мне попался в руки №33) можно найти грязную, непотребную матерщину – полным текстом, без всяких там многоточий. И тот же самый фонд “Русский мир”, прописанный в Москве, не может найти 2600 долларов на перевод и издание сборника рассказов Чехова на арабском языке!
Выпускники советского вуза супруги Султан и Татьяна Гуссус
Что же должен думать о таком «русском мире» переводчик и поэт Султан Гуссус?! В кого мы превращаемся и какую культуру несем миру?! И это безобразие мы наблюдаем в юбилейный год великого русского писателя! Вот вам и “Культурные доминанты русского мира” (название одного из “круглых столов” московского фонда).
Кстати, в 2009 году грантовая поддержка различных проектов фондом «Русский мир» составила около 185 млн. рублей. Не худо! Однако зачем тратить деньги налогоплательщиков на популяризацию русских гениев?! Пробьются и так. А вот матерщинникам из “Иерусалимского журнала” помочь надо…
Противоречивость постсоветской “народной дипломатии” ослабляет позиции России на Ближнем Востоке. Как, впрочем, и на Дальнем. Чтобы экспортировать идеи вовне, надо как минимум их иметь. Когда рушили СССР, “пятая колонна” не переставала твердить: мы кормим Азию, Африку, Восточную Европу, сколько можно позволять им ехать на нашем горбу! Теперь постсоветская Россия питает транснациональный капитал в несравнимо больших масштабах. Легче стало? Да и по большому счёту, Запад боролся не с СССР и не с “экспортом коммунизма”. Глубинная цель была иной — человек советский. Боролись с его культурными и мировоззренческими запросами, стремлением к справедливости и истине. Теперь этот тип почти исчез, российскому обществу навязан другой «идеал» — беспринципный хапуга. И - рост коррупции, наркомании, педофилии и антикультуры…
История — вещь безжалостная. Мы пишем её каждый день, и черновиков тут нет. Не в Иордании, конечно, дело — она проживет и без русских, здесь всегда было сильным влияние Великобритании и США. И арабский мир, и тюркский, и надменная Европа, и сосредоточенные китайцы — все прекрасно обойдутся без России: никто не поможет России, кроме нас самих. Потому что политики без борьбы не бывает. А в центре любой политики — человек. Будем это помнить, когда нас во всероссийском масштабе возьмётся культурно образовывать какой-нибудь Марат Гельман…
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs