Еще в недавнем прошлом в основе многих тактических и стратегических заявлений, действий и решений украинской власти лежали экономические интересы. Экс-президент Петр Порошенко вместе с ближайшим окружением последовательно воплощал этот курс в жизнь. При этом он и его присные получили известную экономическую выгоду на фоне антироссийской и националистической политики, которую они старательно эксплуатировали в переговорах на международном уровне. Недавно, после возбуждения нескольких уголовных дел против него, г-н Порошенко с семьей благополучно покинул пределы своей отчизны. Но сейчас не об этом.
Кампания нынешнего президента Украины Владимира Зеленского строилась на риторике прекращения войны, реализации Минских соглашений. Выборы закончились, Зеленский стал президентом и получил большинство в парламенте.Теперь эта риторика должна стать курсом новоизбранного президента. Она обрастает деталями, которые, казалось, могут изменить ситуацию. Но при этом лидер партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков в эфире телеканала ICTV заявляет, что команда президента исключает возможность проведения амнистии для участников боевых действий в Донбассе.[i] Речь идет о примерно 30 тысячах ополченцев ЛНР и ДНР, амнистия которых обязательный пункт Минских соглашений: «Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». В Минских соглашениях не предусмотрены какие-либо исключения в отношении амнистии, но при этом лидер президентской партии «Слуга народа» Разумков выдвигает явно надуманное условие о невозможности амнистии для «людей, которые замешаны в военных преступлениях». Как мы видим, добавляются такие детали, которые, как минимум, затрудняют, а как максимум, ставят под сомнение возможность выполнения соглашений. Почему?
Возможно, стоит рассматривать заявления окружения Зеленского с позиции того, что команда президента понимает политическую и даже «физическую» угрозу резкой смены курса в отношении Донбасса. Возможно, в этом направлении избрана поэтапная стратегия «мелких шагов». И это, на мой взгляд, самый позитивный сценарий возможного решения проблемы. Самый негативный сценарий мы уже наблюдали при Порошенко.
При этом все понимают, как важен ответ на вопрос - сколько стоит мир, или точнее – какова цена возращения Донбасса для Украины. И это не вопрос политического цинизма, это из области реальной политики. «Возвращение Донбасса в состав Украины — это огромные деньги, которые придется потратить, огромные деньги, которые больше нельзя будет осваивать, и никаких рейтинговых преимуществ; даже при полном соблюдении Минских соглашений Донбасс не скоро еще простил бы Киев. Но никакого возвращения не будет, потому что в нем никто в Киеве не заинтересован. Нельзя сказать, что нынешние украинские власти настроены против войны или за войну, против мира или за мир. Они настроены на то, что приносит выгоду на каждом отдельном участке времени»,[ii] - с грустью размышляет эксперт «Регнум». Но не будем столь пессимистичны и попытаемся понять - на какие деньги можно реинтегрировать Донбасс? Это три очевидных источника:
-
Бюджетные деньги. Это означает специальную государственную программу. Расходы лягут нелегким грузом на экономику страны, это, к сожалению, почувствует каждый украинец. Процесс реинтеграции будет длиться годами, и такой политике будут сопротивляться национал-радикалы.
-
Деньги украинских олигархов. Среди украинских олигархов есть такие, которым война «в кассу», а есть такие, которые мечтают вернуть контроль над своими предприятиями, оставшимися на территории ДНР и ЛНР, восстановить логистические цепочки. Только своими силами олигархи не будут восстанавливать инфраструктуру и разрушенный жилой фонд, они будут концентрироваться на своих предприятиях и связанной с ними инфраструктурой, в лучшем случае – социальные объекты, связанные с их бизнесом.
-
Иностранная финансовая помощь. Формирование международных программ экономической и инфраструктурной реинтеграции Донбасса. Наиболее желанный для Киева вариант.
Одно из последних заявлений представителя команды Зеленского - при содействии Международного валютного фонда (МВФ) Киев планирует осуществить экономическую реформу. Среди предполагаемых мер — продажа ряда государственных компаний, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых, сокращение дефицита бюджета, смягчение правил владения землей. По словам замглавы офиса президента Украины по экономическим вопросам Алексея Гончарука, правительство нацелено на экономический рост в 5% и более при сокращении дефицита бюджета. [iii]
Ничего нового в рамках сотрудничества с МВФ в указанных намерениях нет. Вот только реформу с помощью МВФ собирается реализовывать воюющая страна. Во всех указанных намерениях и направлениях реформ, странным образом, не учтена ситуация на Донбассе. Возможно потому, что экономические реформы, кредиты по правилам МВФ и продолжающийся конфликт на востоке – несовместимые процессы.
Все это заставляет делать неутешительные выводы. Либо президент Зеленский верит в возможность выстроить нереальную политику, с помощью которой он надеется установить мир в Донбассе без выполнения Минских соглашений. Либо мир на Донбассе перестал быть целью президента Украины Зеленского. Тогда продолжится война, которая будет плодить «людей, совершивших военные преступления», в отношении которых Киев заявляет о невозможности амнистии. И тот и другой вариант тупиковый. Но может быть проще начать выполнять достигнутые соглашения?
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs