ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Виней Салдана: У меня нет сомнений в том, что мы сможем победить эпидемию СПИДа к 2030 году

13:09 25.07.2019 • Елизавета Антонова, журналист-международник

26 июля 1994 года было основано ЮНЭЙДС - объединение организаций ООН, созданное для всесторонней, скоординированной борьбы в глобальном масштабе с эпидемией ВИЧ и СПИДа и её последствиями. Уже 25 лет ЮНЭЙДС оказывает содействие в укреплении и поддержке широкомасштабных мероприятий по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа, стимулирует объединение усилий различных секторов и партнёров из государственных структур и гражданского общества в борьбе с эпидемией, а также ставит перед собой задачу окончательно победить СПИД к 2030 году. В специальном интервью журналу «Международная жизнь» Виней Салдана, региональный директор ЮНЭЙДС в Восточной Европе и Центральной Азии, подробно рассказывает о деятельности ЮНЭЙДС в России и мире.

 

«Международная жизнь»: Виней, Вы впервые оказались в России в 1994 году, когда о ВИЧ знали еще очень мало и в России, и в мире. Изменилось ли отношение к СПИДу за эти годы в мире и в России?

Виней Салдана: Первый раз я побывал в России еще при Советском Союзе в 1991 году, когда были зарегистрированы единичные случаи ВИЧ-инфекции. Если бы мы тогда знали то, что мы знаем сейчас, наверное, можно было бы предотвратить эпидемию ВИЧ-инфекции. Поэтому, когда в 1994 году я приехал в Санкт-Петербург помогать одной из первых местных общественных организаций в России, занимающейся проблемами ВИЧ-инфекции, была надежда на то, что Россия не повторит тех же ошибок, которые были допущены Западом. К тому моменту у меня уже был и профессиональный, и личный опыт встреч с людьми, затронутыми ВИЧ-инфекцией. Были друзья, живущие с ВИЧ, были знакомые, которые умерли от СПИДа. В мире уже многое знали о вирусе, но борьба со СПИДом еще не велась скоординировано на глобальном уровне. В Санкт-Петербурге на тот момент было зарегистрировано около 100 человек с ВИЧ-инфекцией. Тогда я искренне и наивно верил, что, если все делать вовремя и правильно, можно избежать повторения ошибок других стран и не допустить развития эпидемии. Конечно, тогда мы не могли себе и представить, что через 25 лет будем говорить о более полутора миллионов людей, живущих с ВИЧ в регионе Восточной Европы и Центральной Азии, включая около миллиона, живущих с России.

За 30 с лишним лет противодействия эпидемии СПИДа в мире изменилось очень многое. На сегодняшний день мы знаем о ВИЧ-инфекции практически все: мы знаем, как предотвратить заражение, знаем об эффективных мерах профилактики. Мы также знаем, что любому человеку, которому поставили диагноз ВИЧ-инфекция, для успешного лечения очень важно начать его безотлагательно и продолжать на протяжении всей жизни. Пока не удалось создать вакцину или препараты, полностью излечивающие от ВИЧ-инфекции (хотя уже есть два подтвержденных клинических случая излечения, но они еще требуют дополнительного серьезного изучения). Но при своевременном, правильном и качественном лечении концентрация вируса в организме настолько низкая, что его воздействие на организм минимально, и человек с ВИЧ может прожить столько же, сколько здоровый и, более того, исключить риск инфицирования своего партнера.

Благодаря всем этим достижениям, ситуация в мире хотя и медленно, но стабильно улучшается. Снижается число новых случаев ВИЧ-инфекции и смертей вследствие СПИДа, растет охват антиретровирусной терапией. Согласно последнему глобальному докладу ЮНЭЙДС, опубликованному 16 июля 2019 года, рекордное число людей в мир получает антиретровирусную терапию (АРТ) – более 23 миллионов. Сегодня весь мир смотрит на то, что удалось сделать в некоторых странах Африки с тяжелейшей эпидемией.

Только в Южной Африке министерство здравоохранения расширяет доступ к лечению ВИЧ для более чем 500 000 новых пациентов в год - сейчас более 4,5 миллионов человек получают АРТ только в ЮАР – это крупнейшая национальная программа по лечению ВИЧ в мире.

Да, они начали поздно, когда каждый десятый, а в некоторых странах каждый пятый стал ВИЧ-инфицированным. Но сегодня по всем показателям эпидемия СПИДа в самых пораженных странах этого континента идет на спад.

В нашем регионе, в странах Восточной Европы и Центральной Азии, включая Российскую
Федерацию, эпидемия нарастает - с 2010 года число новых случаев ВИЧ-инфекции выросло на 60%, и растет смертность от СПИДа. Так что предстоит еще очень много сделать, чтобы ситуация изменилась.


«Международная жизнь»: Каковы основные задачи Регионального офиса Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу? В каких странах вы работаете? 

Виней Салдана: Мы работаем во всех странах региона в странах Восточной Европы и Центральной Азии, хотя не везде есть наши представительства. Задача регионального офиса такая же как и ЮНЭЙДС в целом – мобилизовать общество, начиная от правительства и частного сектора до медиков, журналистов и людей, живущих с ВИЧ, для полной победы над СПИДом к 2030 году – такую задачу поставила Генеральная Ассамблея ООН на Специальной сессии 2016 года, посвященной борьбе по СПИДу. Для достижения этой цели важны именно скоординированные мультисекторальные усилия, на федеральном и на местном уровне, а не только усилия системы здравоохранения.

Собственно, создание ЮНЭЙДС стало свидетельством того, что проблема ВИЧ-инфекции — это не чисто медицинская проблема. Это социальная, экономическая, финансовая и политическая проблема, которая требует постоянного внимания политических лидеров, их постоянного контроля.

Сейчас мы работаем над выполнением целей 90-90-90 к 2020 году: 90%людей, живущих с ВИЧ, должны знать свой ВИЧ-статус, 90%людей, знающих о своем ВИЧ-положительном статусе, должны получать лечение, и у 90% людей, получающих лечение, должна быть достигнута подавленная вирусная нагрузка. Эту амбициозную цель приняли все страны члены ООН для достижения к концу 2020 года. Согласно последнему докладу ЮНЭЙДС, в мире приблизительно 79% людей, живущих с ВИЧ, знали о своем ВИЧ-статусе в 2018 году, 78% знающих о своем ВИЧ-положительном статусе получали доступ к лечению, и у 86% людей, живущих с ВИЧ и получающих лечение, была выявлена подавленная вирусная нагрузка, что способствовало сохранению их жизни и здоровья, а также предотвращало передачу вируса. В нашем регионе 72% людей, живущих с ВИЧ, знали о своем ВИЧ-статусе в 2018 году, но только 53% из них имели доступ к лечению. Именно ограниченный доступ к лечению является одной из наиболее острых проблем в России Уже потрачено много усилий на выявление ВИЧ-инфекции у почти миллиона граждан России, и теперь, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, у каждого должен быть незамедлительный доступ к лечению.

Поэтому одно из важнейших направлений нашей работы сегодня – это помощь странам в обеспечении бесперебойного доступа к качественным антиретровирусным препаратам. 20 лет назад лечение ВИЧ-инфекции в мире стоило около 10 тысяч долларов на одного пациента в год. И с учётом этой очень высокой стоимости, лечение было доступно далеко не всем. При нашей координации с партнерами, включая Всемирную организацию здравоохранения, которая является коспонсором ЮНЭЙДС, стоимость ежегодного курса лечения одного человека, живущего с ВИЧ, была снижена во многих странах до менее 100 долларов на одного пациента в год. Благодаря этому число людей, получающих терапию, сегодня достигло рекордных значений. Такой же процесс идет и в России, где стоимость лечения значительно снизилась благодаря решению Министерства здравоохранения централизовать закупки препаратов для всей страны. Мы надеемся, что усилия правительства и общественных организаций в расширении доступа к лечению приведет к достижению цели 90-90-90 в 2020 году в России и по всему региону Восточной Европы и Центральной Азии.

 

«Международная жизнь»: Какова мировая статистика по борьбе со СПИДом?

Виней Салдана: 16 июля 2019 года вышел новый доклад ЮНЭЙДС о глобальной эпидемии СПИДа, в котором представлены последние данные, полученные ЮНЭЙДС от государств – членов ООН. На сегодняшний день около 38 миллионов человек живут с ВИЧ-инфекцией в мире. В 2018 году было около 1,7 миллиона новых случаев ВИЧ-инфекции, что на 16% меньше, чем в 2010 году. Это происходит, в основном, благодаря устойчивому прогрессу в противодействии вирусу в большинстве стран восточной и южной частей Африки. Например, Южная Африка добилась огромных успехов и с 2010 года успешно сократила число новых случаев ВИЧ-инфекции более чем на 40%, а смертность вследствие СПИДа - примерно на 40%.

Смертность от СПИДа также продолжает снижаться благодаря расширению доступа к лечению – с 2010 года смертность от СПИДа в мире снизилась на 33%, до 770 000 случаев. В тоже время в регионе Восточной Европы и Центральной Азии наблюдается тревожный рост новых случаев ВИЧ-инфекции на 29% и смертности вследствие СПИДа на 5%.

 

«Международная жизнь»: Какова роль России в глобальном, региональном ответе на эпидемию и что должно быть сделано здесь, в России, для достижения главной цели – победа над СПИДом к 2030 году?

Виней Салдана: Россия имеет уникальную и важную роль по прекращению СПИДа на трех уровнях. Во-первых, Россия играет активную роль как государство-член ООН. Российская Федерация всегда придерживается активной позиции при переговорном процессе о Политической декларации по СПИДу на уровне Генассамблеи. Россия также является одним из двух представителей Восточной Европы в составе Программного координационного совета ЮНЭЙДС. Поэтому Россия имеет особенную ответственность по выполнению в своей стране тех международных политических решений и отношению ВИЧ-инфекции, которые она помогала сформировать на глобальном уровне. У России для этого есть все: научные достижения, ресурсы, квалифицированные и преданные делу врачи, опытные неправительственные организации, четкое понимание характера эпидемии.

Высокие цифры новых случаев ВИЧ-инфекции в России за последние несколько лет, безусловно, свидетельствуют о лучшей выявляемости, но также и о продолжающемся распространении ВИЧ. В стране сейчас ведётся много профилактической работы, но на данный момент ее недостаточно там, где частота новых случаев самая высокая, именно там, где эпидемия концентрируется, - среди ключевых групп населения с высокой уязвимостью к инфекции. Также критически важно обеспечить доступ к антиретровирусному лечению для всех, у кого выявлена ВИЧ-инфекция. Это позволит не только сохранить тысячи жизней, но и поможет остановить распространение вируса, поскольку при правильном лечении концентрация вируса в крови снижается до значений, при которых минимизируется риск передачи вируса.

Во-вторых, Россия поддерживает усилия стран и ЮНЭЙДС в противодействии эпидемии на региональном уровне. Благодаря политической и финансовой поддержке правительства Российской Федерации, ЮНЭЙДС внедряет Программу технической помощи странам Восточной Европы и Центральной Азии в области профилактики, контроля и надзора за ВИЧ/СПИД и другими инфекционными заболеваниями. С 2019-2021г программа реализуется в пяти странах: Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Программа технической помощи поддерживает укрепление национальных систем общественного здравоохранения, закупается оборудование и тест-системы, с помощью мобильных клиник обеспечивается первичная медицинская помощь, включая тестирование на ВИЧ, среди населения в труднодоступных регионах, проводится активный обмен опытом, постоянное обучение специалистов, а также широкомасштабные информационные профилактические программы для мигрантов

В-третьих, в России отмечается значительное усиление государственной политики в сфере ВИЧ инфекции: централизованная закупка АРВ препаратов, создан регистр пациентов с ВИЧ-инфекцией и принята государственная стратегия. Но, к сожалению, пока в России не наблюдается тех достижений, которые мы видим во многих странах: резкого снижения новых случаев ВИЧ-инфекции и исключение смертности от СПИДа. Эти достижения возможны, но требуют большей координации между ведомствами России и еще более тесного сотрудничества между Россией и ЮНЭЙДС.

Еще одна крайне важная тема: ЮНЭЙДС призывает Россию снять оставшиеся ограничения на въезд иностранных граждан, имеющих ВИЧ-инфекцию. Знаю, что российское правительство и парламент уже снизили эти барьеры, разрешив въезд тем, у кого в стране есть близкие родственники. Это не только показатель отношения к туристам и мигрантам, но и знак справедливости по отношению к более чем 160 странам, которые принимают граждан России, вне зависимости от их ВИЧ-статуса.


«Международная жизнь»: Вы лично верите, что прекращение СПИДа как угрозы общественному здравоохранению к 2030 года - это реально? Что дает вам уверенность в том, что это возможно? 

Виней Салдана: У меня нет сомнений в том, что мы сможем победить эпидемию СПИДа к 2030 году. Моя уверенность основывается на том, что я вижу по всему миру – странам удается взять эпидемию под контроль. Сегодня важнейший вопрос, с моей точки зрения, сколько людей мы потеряем на пути к этой победе, как нам ускорить процесс и добиться многого уже к 2020 или 2025 году и тем самым спасти сотни тысяч жизней – не только по всему миру, но и в нашем регионе Восточной Европы и Центральной Азии? Вопрос не в том, победим ли мы СПИД, а в том, как это сделать в кратчайшие сроки.

 

«Международная жизнь»: Как, на Ваш взгляд, человечество сегодня справляется с этим вызовом? Чему нас научил СПИД?

Виней Салдана: На мой взгляд, борьба с эпидемией СПИДа научила человечество многим важным вещам. Но сегодня я бы хотел подчеркнуть один, крайне актуальный аспект для нашего региона.

Наш недавний доклад, название которого отражает суть подхода ЮНЭЙДС «Сообщества в центре внимания» подчеркивает, что люди, затронутые ВИЧ, живущие с ВИЧ, играют ключевую роль в борьбе со СПИДом. Во-первых, они глубоко заинтересованы в том, чтобы услуги по профилактике, лечению, уходу и поддержке были качественными и доступными. Это жизненно важно для них, поэтому именно сообщество людей, живущих с ВИЧ, во многих странах и нашего региона в том числе, были на передовой в усилиях по снижению цен на препараты. Во-вторых, именно ключевые сообщества (те группы людей, которые наиболее уязвимы к ВИЧ-инфекции) знают, как и где лучше проводить профилактику, им доверяют пациенты, у них получается довести человека от тестирования до врача. Это доказала практика – в докладе приводятся результаты исследований, проведенных в разных странах, показавших, что вовлечение сообществ приводит к более широкому распространению услуг по профилактике и лечению ВИЧ, снижению стигмы и дискриминации и защите прав человека. И в конце концов – к прекращению распространения вируса.

 

Виней Патрик САЛДАНА, Региональный директор ЮНЭЙДС в Восточной Европе и Центральной Азии, является международным сотрудником ООН с более чем двадцатилетним опытом работы в области политики и программ по ВИЧ-инфекции. В 1993 году г-н Салдана приехал в Санкт-Петербург, Россия, чтобы помочь в создании одной из первых общественных организаций для реализации программ профилактики и поддержки в связи с ВИЧ в России. В середине 90-х он возглавил одну из первых инициатив международного сотрудничества в области ВИЧ-инфекции в России в рамках «Канадско-российского проекта по борьбе со СПИДом». Г-н Салдана работал аналитиком по вопросам политики научно-исследовательской группы «Большой восьмерки» при Университете Торонто, занимаясь вопросами СПИДа и роли Российской Федерации во время проведения саммита «Большой восьмерки» в Бирмингеме (Великобритания), в мае 1998 года. С 2009 года по 2015 г-н Салдана работал заместителем руководителя аппарата кабинета Исполнительного директора в штаб-квартире ЮНЭЙДС в Женеве. Г-н Салдана имеет диплом с отличием Университета Торонто по специальностям «Политические науки» и «Английская литература». Г-н Салдана родился в 1970 году, является гражданином Канады. Свободно владеет английским, французским и русским языками. Женат, имеет двух дочерей.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати