ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Гений места: Николай Краснов. Белград

12:10 24.07.2019 • Игорь Гойкович, журналист, Сербия

На фото: Николай Краснов

Время самых бурных и интенсивных изменений в архитектурном смысле, столица Сербии Белград, пережила между двумя мировыми войнами. Почти в одночасье город сменил восточные очертания на современный облик европейской столицы. Огромную роль в формировании нового облика Белграда сыграли русские архитекторы Георгий Ковалевский, Василий Баумгартнер, Виктор Лукомский, и прежде всего Николай Краснов.

Прибытие 44 тысяч российских беженцев после революции 1917 года имело прежде всего огромное культурное, образовательное, научное и социальное значение для Сербии того времени. Статистика уточняет, что из русских, прибывших в Сербию после революции, 13 процентов людей имели высшее образование, 62 - среднее образование, 19 - начальное образование, и только 3 процента было неграмотных. Влияние русских было огромное в создании новой культурной и научной среды Сербии.

Что касается архитектуры, то русские эмигранты оставили огромное наследие Белграду. Архитектор Георгий Павлович Ковалевский создал общий градостроительный план Белграда, спроектировал площади Славия и Республики, устроил выход на крепость Калемегдан и его террасу.

Василий Федорович Баумгартен является автором проекта здания Русского дома в Белграде, Старого Генштаба и ряда других важных построек. В этом контексте следует упомянуть несколько других имен знаменитых архитекторов: Валерий Владимирович Сташевский, Григорий Иванович Самойлов, Василий Михайлович Андросов, Роман Николаевич Верховской, Андрей Васильевич Папков, Петр Дмитриевич Анагности, Виктор Викторович Лукомский. Без них Белград сегодня не был бы таким, каким он является сейчас.

Одним из самых важных русских в Сербии был также архитектор Николай Петрович Краснов. Он родился в1864 году в деревни Хонятино, Глебовской волости Коломенского уезда. Дверь Московского училища живописи, ваяния и зодчества при Московском художественном обществе открылась перед 12-летним Николаем Красновым в 1876 году. Девять лет спустя он стал главным архитектором Ялты.

В начале 1910 года Краснов от императора Николая II получил заказ построить новый летний императорский дворец в Ливадии - Белый дворец, на месте разобранного Большого дворца. Строительство дворца и фундаментальная реконструкция Крестовоздвиженской церкви были завершены всего за полтора года. Великий строитель Краснов также сделал дизайн интерьера Ливадийского дворца и его парк.

За эти работы, которые представляют собой кульминацию его творчества, император Николай II присуждает ему звание «Архитектора Высочайшего Двора» и награждает орденом Св. Владимира 4-й степени.

Тогда он был удостоен особой чести — назначен преподавателем рисования детей императора Николая II. Постановлением Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств «за известность на художественном поприще» архитектор Краснов был признан ее почетным академиком. Его диплом почетного академика хранится в Ялтинском историко-литературном музее. Одновременно Краснов утверждается в чине надворного советника.

Архитектор Краснов, как и многие другие, кто не принял советскую власть, был вынужден покинуть Россию в апреле 1919 года. Вместе с женой Анной Михайловной, дочерьми Ольгой и Верой, зятем Леонидом Хорватом и внуком Владимиром, эмигрировал на пароходе «Бермудиан» из Крыма в Константинополь.

После Турции они оказались на Мальте, где прожили три года — до мая 1922 года. Русским беженцам там англичане не позволяли работать, пока все не разъехались по разным странам Европы. Николай Краснов рисовал картины Мальты и продавал их английскими военными, и так обеспечивал свою семью.

По приглашению правительства новосозданного Королевства сербов, хорватов и словенцев, семья Красновых 1922 году прибывает в Белград.

Для русского академика архитектуры Сербия стала второй родиной. Более того, он мог продолжить заниматься своей профессией, которую он любил, как повезло его коллегам Виктору Лукомскому, проектировавшему здание Патриархии Сербской православной церкви и церкви Святого Саввы (рядом с сегодняшним большим храмом Святого Саввы), и Василию Андросову, автору архитектурного решения монументального здания Главпочтамта в Белграде.

Николай Петрович Краснов в Белграде в 1920-х годах работал над несколькими чрезвычайно важными государственными проектами. Это здание Министерства финансов (нынешнее здание Правительства Сербии), здание Министерства лесного хозяйства, сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности (сейчас это здание Министерства иностранных дел Сербии) и здание Государственного архива. Строгий академизм этих великолепных зданий воплотил в то время идею укрепления югославской государственности.

На фото: здание Правительства Сербии

Однако Краснов на реконструкции церкви Ружица в крепости Калемегдан в Белграде работает совершенно по-другому, придавая ей романтичный «средневековый» облик и гармонично вписывая ее в монолитность оборонительной крепости.

Два чрезвычайно важных заказа получает Краснов из Королевского дворца: дизайн интерьера семейного мемориальной церкви династии Карагеоргиевичей на Опленце и виллы Старого королевского дворца в белградском Дедине. На обоих зданиях он выполнил ряд искусных произведений в соответствии с национальным архитектурным стилем. Ему принадлежат и эскизы декоративного оформления Моста Александра I в Белграде (сегодня это Бранков мост).

По проекту Краснова было построено в академическом стиле здание театра „Манеж“ (сегодня это здание Югославского театра драмы).

В г. Власотинце он является автором памятника погибшим в войнах за освобождение Сербии в 1912-1918 годах, а его работы можно найти и в других городах Сербии.

Согласно его проекту, часовня черногорского владыки и правителя Петра Петровича Негоша, разрушенная австрийцами в 1916 году, была восстановлена на горе Ловчен в Черногории.

Николай Краснов спроектировал сербское военное кладбище Зейтинлик в Салониках, и сербское военное кладбище на островке Видо, у греческого порта Керкира.

С 1922 года до своей смерти Николай Краснов работал инспектором архитектурного отдела Министерства строительства Королевства Югославии, в котором руководил проектной группой в отделе по монументальным строениям. Короче говоря, этот талантливый строитель и человек необычайной работоспособности, и в эмиграциибыл очень востребован.

Хотя настоящим его именем было Николай, в знак благодарности новому отечеству на всех проектах он подписывался по сербски – Никола Краснов.

Он умер 8 декабря 1939 года в Белграде. Был похоронен в русском секторе Белградского Нового кладбища, юго-восточнее Иверской часовни, рядом с женой Анной Михайловной, скончавшейся в 1930 году. На могиле находится большой каменный крест с надписью: «Николай Петрович Краснов, академик архитектуры 1864—1939»

Одной спокойной улице в Белграде, в непосредственной близости от храма Святого Саввы, недавно присвоили имя Николая Краснова. Его потомки, от дочерей Ольги и Веры, сегодня живут в Канаде и Австралии.

Версия для печати