Фото: Е. Педанов
В Москве прошла презентация учебного издания «Россия-Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти. XVIII-XX вв.», подготовленного Совместной комиссией по изучению новейшей истории российско-германских отношений. Каждому веку был отведен отдельный том. Сопредседатель комиссии с германской стороны Андреас Виршинг посоветовал особое внимание уделить второму тому, в котором проанализировано 19-е столетие — наиболее длительный период мира между двумя странами.
В качестве иллюстрации российско-германских межличностных отношений в 19-м веке Андреас Виршинг привел в пример историю немецкого предпринимателя, основателя компании Siemens, Вернера фон Сименса. Не говоря по-русски, ничего не зная о стране, в 1850-х годах он прибывает в Россию. Он был намерен продавать в России телеграфные линии и разбогатеть на этом. Однако в Москве ему приходится часами ждать в профильном министерстве, пока его примут. Хотя, в конце концов, все завершается настоящей историей успеха, потому что Сименс продает в Россию тысячи километров телеграфных линий и очень прилично зарабатывает. «Думаю, что все вы согласитесь, что это классическая ситуация, в которой выигрывает и Россия, и Германия», — заключил немецкий историк.
«Да, только он не упомянул о том, что при СССР его собственность была национализирована», — заметил замдиректора Института Европы РАН Владислав Белов, отвечая на вопрос корреспондента журнала «Международная жизнь»: Является ли история Сименса уникальной в России?
Владислав Белов: Сименс вернулся в Россию с теми же самыми госзаказами. Поэтому история его история уникальная – это госсектор. Я думаю, что любая история немца – это история его личных отношений. Кнауф стал крупным предпринимателем в первую очередь благодаря бизнесу в России. Начал он в 90-е годы с неудачной сделки в Краснодаре, когда краевая администрация пыталась отобрать первое его совместное предприятие по производству строительных материалов, гипсокартона и так далее. И Кнауф пережил это. Другая сторона личного фактора, когда немец не уходит, будучи уверенным в перспективах. Сейчас господин Кнауф чуть ли не почетный гражданин, в хороших отношениях с первыми лицами в государстве. Господин Дюрер работает в аграрной отрасли. Благодаря связям с первыми лицами ведет достаточно успешный бизнес. Говорят, что якобы автор контрсанкций в отношении Евросоюза. Андреа фон Кнооп создала Союз немецкой экономики в РФ в 1996 году, получила российский паспорт благодаря указу Владимира Путина. Любой немец, я думаю, может рассказать историю о своих личных отношениях с региональной администрацией, с министерствами.
Кто хочет понять, что связывает Россию и Германию, рекомендую начать чтение представленного трехтомника. Между двумя странами тысячелетняя история взаимоотношений. Есть вещи, которые не объясняются какими-то факторами, исчисленными в показателях, в прибыли. Это уникальная история, которую не понимают ни поляки, ни голландцы, ни французы. Россия и Германия две страны, которые, несмотря на две страшные войны, реально примирились. Примирения нет ни между Францией и Германией, несмотря на Елисейский договор 1963 года, ни тем более между Германией и Польшей, ни между Германией и Чехией или Голландией, например, а между Россией и Германией есть. Когда мы прочитаем эти три тома, возможно, найдем две точки зрения на причины этого уникального явления. То что называется историческое примирение при всей разности позиций.
«Международная жизнь»: Есть ли похожие успешные истории российских предпринимателей в Германии?
Владислав Белов: В первую очередь, наверно, это вся IT-отрасль, информационно-коммуникационные технологии. В Германии есть антивирус «Касперский», система распознавания текста ABBYY. Каких-то историй успеха очень мало, практически нет. Судостроение не пошло из-за санкций: государство не смогло заказывать суда на предприятия, принадлежащие российскому инвестору. Там у нас несколько сотен предприятий. Говорить о том, что «Роснефть» - история успеха, нет. «Газпром» - это немного другое, если мы говорим о предпринимателях, которые сделали себе имя. Тем не менее я всегда говорю, что Германия – это хорошая площадка, и немцы не препятствуют российскому бизнесу. Есть Союз российской экономики, созданный уже 7 лет назад. Однако российский Сименс еще не родился.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs