Шанхайский балет. «Эхо вечности»
В Москве с большим успехом проходит 14-й Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова — крупнейший в стране смотр зарубежных спектаклей. Известный публике в России и за рубежом скорее просто как Чеховский, фестиваль давно стал неотъемлемой частью мирового культурного диалога — больше четверти века каждые два года сцены московских театров принимают лучшие постановки разных жанров от ведущих режиссеров и исполнителей. Традиционно программа состоит из двух частей:зарубежные постановки собраны в Мировой серии, а Московская программа представляет наиболее значительные и недавние спектакли российских театров.
«Жизель».Режиссер и хореограф Акрам Хан.
Английский национальный балет (Лондон)
Всего в Мировой серии — 22 спектакля из 15 городов мира, в том числе работы Саймона Стоуна, Робера Лепажа, Уильяма Форсайта, Даниэле Финци Паска, Йетте Штекель, Дзё Канамори, Акрама Хана и других видных мастеров сцены. Далеко не каждый театральный фестиваль может предъявить такое созвездие громких имен. Вэтом году особое место занимает китайский театр: 70-летие образования КНР и установления дипломатических отношений между нашими странами решено было отметить масштабным культурным проектом «Китайский театр — почетный гость Чеховского фестиваля».
Генеральный директор фестиваля Валерий Шадрин и руководитель Шанхайской оперы Чжан Цзюнь
Начиная со спектакля открытия «Пионовая беседка» Шанхайского центра оперы Куньцюй под руководством Чжан Цзюня— фестиваль вышел за пределы традиционной сцены: китайскую оперу представили публике в Ботаническом саду МГУ. Постановка в «Аптекарском огороде» стала удачным режиссерским решением — красивая и древняя история любви дополнилась естественными декорациями окружающей природы.
Китайский театр — почетный гость 14-го Чеховского фестиваля.
Спектакль открытия «Пионовая беседка»
Среди других громких спектаклей китайской программы Мировой серии нельзя не отметить одноактные балеты в постановке главного китайского авангардиста Тао Йе (Tao Dance Theater) и Шанхайский балет, который показал в Москве яркую танцевальную феерию «Эхо вечности». Знаменитый европейский хореограф Патрик де Бана переплавил классику древнекитайской литературы в виртуозный современный танец.
Патрик де Бана, хореограф спектакля «Эхо вечности», на пресс-конференции фестиваля
Открывая в мае фестиваль, его бессменный директор Валерий Шадрин подчеркнул, что мировой театр сегодня представляет все большее смешение жанров и форм, а четкое разграничение между драматическим и музыкальным театром уходит в прошлое: «… мы всё больше и больше скатываемся к музыке: потому что это более доступно для публики, второе — хороший драматический театр есть только в некоторых странах Европы, даже в бывших советских республиках его уже нет… Поэтому привезти драматический спектакль, лишь бы просто привезти, — это неправильно. Мы понимаем, что важно сочетать, но мы показываем то, что есть, а не то, что мы хотим. Вернее, так: мы показываем то, что хотим из того, что есть. А весь мир движется к музыкальному, тут ничего не сделаешь», — отметил В.И. Шадрин. В полной мере эти тенденции отразились в нынешней программе фестиваля, в которой большое внимание уделяется постановкам, находящимся на стыке жанров.
В новой редакции в Москву вернулся спектакль «Донка. Послание Чехову». Этот спектакль-копродукция Чеховского фестиваля с известным режиссером Даниэле Финци Паска (компания Финци Паска, Швейцария) дебютировал в год 150-летия Чехова, и за 10 лет элегантно-декадентская трагикомедия по мотивам Чехова объездила весь мир.
«Донка. Послание Чехову». Компания Финци Паска, Швейцария
Премьерой этого фестивального сезона стал спектакль «Медведь» режиссера Владимира Панкова по одноименной чеховской пьесе-шутке. Роли в этом водевиле исполнили два драматических артиста и два оперных (Александр Феклистов, Елена Яковлева, Петр Маркин и Надежда Мейер), причем репетировали на сцене Центра драматургии и режиссуры, когда фестиваль уже шел полным ходом. Громкая премьера, которую сполна оценила избалованная московская публика, состоялась 25 июня.
«Медведь» режиссера Владимира Панкова – одна из премьер фестиваля
Еще одно из примечательных событий нынешнего театрального форума — спектакль «Тайгер Лиллиз играют Гамлета». Британской группе «Тайгер Лиллиз» (Tiger Lillies) не занимать популярности у российского зрителя, правда, знакома с ней в основном музыкальная аудитория. Но даже давние поклонники культовой группы, выступающей не один десяток лет в стиле панк-кабаре, не представляли себе музыкантов в качестве интерпретаторов классики, а ценители Шекспира не подозревали, что высокую трагедию можно спеть.
«Тайгер Лиллиз играют Гамлета»
Жанры перемешаны: от классической драмы до мюзикла, клоунады, акробатики и пантомимы: Гамлет приходит на сцену прямо через зал, Офелию уносят бурные морские воды под композицию «Drowning, Drowning», а роль отца принца Датского исполняет просто голос. Спектакль ироничный и пронзительный, как фальцет самого Мартина Жака — автора всех 20 музыкальных композиций, в которых лидеру группы «Тайгер Лиллиз» вместе с датским театром Republique удалось сыграть и спеть шекспировские страсти. Мартин Жак не раз, отвечая на вопросы о художественном замысле спектакля, говорил о том, что постановка — скорее «концерт с интермедиями, во время которых актеры играют 10% текста шекспировского “Гамлета”».
Группа «Тайгер Лиллиз» и актерытеатра Republique
Скромные, почти аскетичные декорации — не помеха драматическому накалу, и, как всегда в современном интегральном театре, роли взаимозаменяемы, а границы реального и нереального все время смещаются. Всего пятеро актеров, в том числе и сам Гамлет в исполнении Мортена Кристенсена (Morten Christensen), достигают высокого трагизма. Спектакль уже объехал много стран — от Мексики до Австралии, и везде шекспировская пьеса в стилистике кабаре и водевиля никого не оставляет равнодушным. Ведь вечные темы любви, жизни и смерти, мести и предательства не имеют границ. После спектакля прямо на ступеньках театра им. Моссовета музыканты устроили импровизированную автограф-сессию – в Москве у группы еще с 1990-х почитателей хоть отбавляй.
Певец и композитор Мартин Жак (TigerLillies) в Москве
В июле зрителей ожидают еще ряд громких балетных спектаклей, в том числе «Жизель» в постановкережиссера и хореографа Акрама Хана (Английский национальный балет, Лондон), а закончится нынешний театральный марафон не менее триумфально, чем начался, — семичасовым спектаклем-размышлением «Семь притоков реки Ота» Робера Лепажа (компания «Экс Макина», Канада) — одного из самых выдающихся театральных режиссеров современности и давнего друга фестиваля. Так получилось, что спектакли Лепажа стали традицией — именно Чеховский фестиваль в 2007 году привез его спектакль «Обратная сторона Луны», познакомив Москву с канадским гением. Впервые Лепаж поставил «Семь притоков реки Ота» в 1994 году, рассказав зрителям о том, как человечество в ХХ веке пыталось истребить само себя, включая Хиросиму и Холокост. На фестиваль он привезет восстановленный вариант, отличающийся от ранней работы.
Нынешний Год Театра в России будет отмечен и другими яркими событиями театральной жизни. В июле в Санкт-Петербурге проходит Театральная олимпиада, в которой принимают участие и несколько спектаклей Мировой серии. Помимо этого в рамках Региональной программы спектакли Чеховского фестиваля увидят зрители Воронежа (Платоновский фестиваль), Екатеринбурга и Ярославля.
Фото предоставлены пресс-службой Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова и автором статьи
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs