ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Армения – Иран: добрососедство, как настоятельная необходимость

11:54 31.05.2019 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

Некоторые эксперты считают, что сотрудничество Ирана с Арменией может дорого обойтись последней вследствие всё усиливающейся вражды президента США Трампа к Исламской Республике Иран. Они прогнозируют, что американские санкции и широкомасштабное давление на Иран могут привести Армению чуть ли не к блокаде.

Как здесь не вспомнить слова Наполеона Бонапарта, сказавшего: география – это судьба. Возможно, это не всегда так, но, пожалуй, в отношении Кавказа это справедливо. В мире не так много регионов, где его военно-стратегическое положение и экономическое значение совмещалось бы с невиданным этно-религиозным разнообразием на такой ограниченной территории при наличии исторически обусловленных спорных моментов. Это объективно создает предпосылки для перманентного состояния напряженности, которая на протяжении, по крайней мере, двух последних столетий неоднократно взрывалась вооруженными конфликтами и войнами.

В XXI веке ситуация на Кавказе формируется сложнейшей политической палитрой двухсторонних и многосторонних отношений трех бывших советских республик Закавказья – Азербайджана, Армении и Грузии, а также не в последнюю очередь, кавказскими государствами – Россией, Турцией и Ираном. При этом не следует забывать и о военно-политическом влиянии внерегиональных стран, в первую очередь, США, Евросоюза и Израиля.

Несомненно, сегодня мы являемся свидетелями воздействия разновекторных сил на субъекты кавказской политики, заставляющих их втягиваться в различные альянсы. Причем векторы региональной политики каждого из южнокавказских государств определяются множеством факторов, порожденных особенностью двусторонних и многосторонних отношений.

Но мы не будем замахиваться на анализ всего комплекса сложнейших и неоднозначных отношений как между группами стран, так и внутри групп. Сфокусируемся на отношениях Иран – Армения.

Какова здесь роль Армении с учетом антииранских санкций США?

ИРИ является крупнейшим многонациональным государством Ближнего и Среднего Востока. В современном Иране проживает более 40 находящихся на различных ступенях социально-экономического развития народов и народностей. Многомиллионное население Ирана этнически связано родственными узами с народами Закавказья и Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии.

На протяжении веков Иран поддерживал (и поддерживает) тесные экономические и культурные связи с народами Закавказья. При этом особой спецификой отличаются его отношения с Арменией.

Примечательно, что первые государственные образования Армении и Ирана возникли в VII – VI веках до нашей эры, то есть почти 3 тысячи лет назад. Менялась территория этих государств, менялись режимы, но армяне и персы, как государствообразующие этносы прошли сквозь столетия.

И в иранском, и в армянском самосознании глубоко укоренилось идея, что за плечами персов и армян древняя культура, от которой нельзя отказываться. И это одно из объяснений культурных связей двух народов и всестороннего уважительного понимания особенностей национального и религиозного менталитета друг друга.

В настоящее время в ИРИ существует более чем 200-тысячная армянская диаспора. При этом иранские армяне обладают значительными правами. Они по конституции ИРИ имеют гарантированное представительство в меджлисе и местных советах. Не так давно российский востоковед Карине Геворкян сообщила, что в Иране в 2018 г. главой финансового департамента иранской нефтяной компании назначили молодую армянку.

Армянская христианская община является самой многочисленной христианской общиной в Иране. По всей стране функционирует около 200 армянских церквей и около 30 армянских школ. В некоторых университетах есть кафедры армянского языка и культуры. В ИРИ издаются книги и журналы на армянском языке. В ИРИ активно работают театральные, культурные, спортивные общества, Армянский клуб.

Надо отметить, что армяне ИРИ принимают активное участие и в общественно-политической деятельности страны.

Естественно, иранские армяне имеют постоянные связи с Республикой Армения, что, несомненно, укрепляет ирано-армянские отношения на государственном уровне.

Конечно, по своим масштабам Иран и Армения несопоставимы, но, как показывает история и нынешняя геополитика, они нуждаются друг в друге.

 

Страна

Население

(млн.чел.)

 

Место в мире

ВВП

(млрд. $)

Место в мире

ВВП на душу населения

(тыс. $)

Место в мире

Расходы на оборону

(% от ВВП)

Место в мире

Иран

83.0

17

1640.0

18

20.1

89

5

8

Армения

3.0

137

28.34

136

9.5

142

4.2

15

 

(Таблица составлена на основе данных The World Factbook. CIA.

Иран - https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/geos/ir.html;

Армения - https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/geos/am.html)

Иран заинтересован в Армении, во-первых, потому что в стране, как уже отмечалось, активно действует влиятельная армянская община. Во-вторых, армянская диаспора представлена во многих странах мира.[1] Это дает возможность армянской диаспоре в ИРИ играть роль одного из своеобразных мостов, соединяющих Тегеран со столицами других, не всегда дружественных Исламской Республике государств, где действует армянская община. Более того, именно через влиятельные и авторитетные армянские лобби иногда добиваться выгодных или приемлемых для ИРИ политических и экономических решений. В-третьих, территория Армении, как соседней страны, важна для Ирана в качестве коридора на Север (через Грузию) и далее к России, что также немаловажно в сложных для Тегерана нынешних геополитических условиях.

Армения, в свою очередь, также заинтересована в дружеских отношениях с соседним Ираном. И не только по причине связей по линии армянской диаспоры с ИРИ. Иран занял довольно взвешенную позицию в отношении нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном и не стал активно поддерживать единоверцев из соседней страны, придерживаясь минского формата, деятельности Минской группы (ОБСЕ).

Более того, непрекращающиеся торгово-экономические связи Армении с Ираном стали, в определенной мере, спасательным кругом для Еревана. Напомним, блокированная Турцией и Азербайджаном с двух сторон Армения имеет всего два окна во внешний мир: через границы с Грузией и Ираном. Поэтому значение ИРИ для Армении чрезвычайно велико. Армяно-иранская граница, проходящая через  реку Аракс, самая короткая для двух стран - всего 35 км. Несмотря на это, она имеет большое значение, как для Армении, так и для Ирана. Именно через нее осуществляются все торгово-экономические связи двух стран, а также туристические. Статистика свидетельствует, иранцы (и не только армяне) с удовольствием посещают Армению.

В последние годы между Арменией и Ираном были реализованы различные экономические программы. Одним из первых проектов является мост, возведенный на реке Аракс, построены две высоковольтные линии электропередачи, строится третья.

Одной из ключевых областей экономического сотрудничества между Арменией и Ираном является подписанное в мае 2018 г. временное соглашение между Ираном и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) о создании зоны свободной торговли. Появились реальные возможности для объединения 180-миллионного рынка ЕАЭС и 80-миллионного иранского рынка. Армения является единственной страной ЕАЭС, имеющей сухопутную границу с Ираном, следовательно, Армения играет ключевую роль в сотрудничестве ЕАЭС и Ирана, что дает ей возможность углублять свои отношения с ИРИ.

Безусловно, взаимная заинтересованность Армении и Ирана друг в друге предполагает позитивные перспективы отношений. Но не всё так просто. Наступили новые времена как для Еревана, так и для Тегерана.

В Армении в 2018 г. произошла смена власти, в результате которой Никола Пашинян избран премьером. Произошли изменения во внутренней политике. Что касается внешней, то здесь, во всяком случае, по отношению к Ирану особых изменений нет и, по всей вероятности, не предвидится. В нынешних условиях добрососедские отношения Еревана с Тегераном - не роскошь, а настоятельная необходимость.

В этой связи показателен официальный визит Никола Пашиняна в Иран в феврале 2019 г. В ходе визита состоялись переговоры на высшем уровне, включая верховного лидера ИРИ аятоллу Хаменеи, который не всегда принимает иностранных гостей. Встречи прошли в достаточно теплой атмосфере, обе стороны подчеркнули важность двусторонних отношений и выразили готовность приложить усилия для их углубления.

Стороны подчеркнули высокий уровень политического сотрудничества, в очередной раз отметив, что уровень экономического сотрудничества не отражает весь потенциал сторон. Хотя по итогам 2018 года товарооборот между Арменией и ИРИ достиг $364 млн., что является наиболее высоким показателем с 1991 года.

Следует отметить, что важными проектами армяно-иранской двусторонней программы экономического сотрудничества остаются строительство третьей линии электропередач Иран-Армения, реализация Мегринского гидроэнергетического проекта, автодорожный коридор Север-Юг, трехстороннее и четырехстороннее экономическое сотрудничество с Грузией и Россией.

Особое значение визита премьера Пашиняна в ИРИ заключается в том, что Иран находится под грузом американских санкций. Ведь в том же переходном для Армении 2018 г. США подвергли Иран беспрецедентному давлению. Более того, американские «вторичные санкции» введены против всех стран, юридических и физических лиц иностранных государств, которые осмеливаются поддерживать отношения с ИРИ. Это означало вызов и для Армении, во многом экономически связанной с Ираном.

Напомним, что в октябре 2018 г. советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон посетил Армению, Азербайджан и Грузию целью обеспечения поддержки планов США по дальнейшей изоляции Ирана. Есть информация о том, что Вашингтон лоббирует закрытие границы Армении с Ираном через открытие границы с Турцией.

В Ереване Болтон сказал премьеру Пашиняну о том, что США будут активно применять санкции против Ирана, поэтому армяно-иранская граница является «большой проблемой». На это Пашинян ответил Болтону: «Мы уважаем просьбы и национальные интересы любой страны, но у Армении есть и свои национальные и государственные интересы, которые не всегда совпадают с интересами и идеями других стран». Но, как говорится, возможны варианты.

При этом необходимо подчеркнуть, что в Вашингтоне, несмотря на враждебное отношение к ИРИ, всегда были вынуждены достаточно терпимо относиться к сотрудничеству Армении с Ираном. Подобная политика обусловлена, в целом, пониманием геоэкономического положения Армении, которой без широких связей с ИРИ, грозят социальные и экономические проблемы. Кроме того, как уже отмечалось, в Вашингтоне, особенно в конгрессе США, влиятельные позиции занимает армянское лобби, что не дает свободу действий противникам Ирана в отношении Армении. Отсутствие каких-либо американских санкций против Армении подтверждает это. Поэтому в Ереване Джон Болтон только озвучивал предложения, а никак не предупреждения или угрозы. Как недавно заявил председатель Армянского центра американских исследований Сурен Саркисян, «Вашингтон очень хорошо понимает всю ситуацию и те реалии, которые есть в регионе. Это значит, что США никогда не будут давить на Армению, чтобы мы отказались от Ирана или от России. И это хорошо, потому что Вашингтон осознает, что без Ирана и России — нам никуда…»

Как известно, другим «большим другом» Ирана помимо США, является Израиль. Понятно, что укрепление армяно-иранских отношений не приветствуется в Иерусалиме, и это понимают в Ереване. Армянская дипломатия предприняла изящные меры, чтобы нейтрализовать негативную израильскую реакцию. Практически сразу после визита премьера Пашиняна в Иран замминистра иностранных дел Армении Григор Ованнисян посетил Израиль, где обсуждал в том числе и вопрос об открытии посольства в Израиле «с целью вывода отношений на новый, более высокий уровень». Армянская делегация также обсудила организационные вопросы, связанные с предстоящим визитом премьер-министра Армении Никола Пашиняна и министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканяна в Израиль.

По всей вероятности, главная идея внешнеполитической деятельности премьера Пашиняна и его правительства – толерантность и отсутствие проблем в отношениях с зарубежными странами: и с Москвой, и с Тегераном, и с Вашингтоном, и с Брюсселем, и с Иерусалимом.

Таким образом, можно констатировать, что смена власти в Армении и масштабные американские санкции против Ирана и его партнеров не повлияли на стабильный характер межгосударственных армяно-иранских отношений. В этих условиях вряд ли армяно-иранская граница будет когда-нибудь закрыта - абсолютная блокада Армении, скорее всего, невозможна. Более того, маленькая Армения, проводя многовекторную внешнюю политику, стала важным фактором обеспечения безопасности на Южном Кавказе.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



[1] Если в самой Армении армян чуть больше 3 млн.человек, то армяне в других странах составляют более 8 млн. Они проживают в 55 странах мира. Их численность разнится от 50 этнических армян в Боливии, до почти 2 млн. в России. Так, в США армянская диаспора представлена более чем 1,5 млн. человек, во Франции – 700 тыс., Турции (точных данных нет, но, предположительно, от 700 тыс.), Грузии – почти 250 тыс., в Иране – более 200 тыс., Ливане – 130 тыс., Аргентине – около 130 тыс., Сирии (до гражданской войны – 120 тыс.), в Украине – более 100 тысяч. Примечательно, что, как правило, армянские общины в других странах, вне зависимости от численности, играют важную роль в политике и экономике страны проживания. (Данные сайта «Армяне мира», https://arm-world.ru/ludi/204-chislennost-armyan-v-mire.html) . По мнению Збигнева Бжезинского, армянское лобби в США является одним из наиболее эффективных этнических лобби в Америке.( Brzezinski, Zbigniew. «A Dangerous Exemption.» Foreign Policy 1 July 2006: 63)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати