После инаугурации Владимир Зеленский сделал ряд шагов, которые требуют анализа и прогноза о том, чего ждать от шестого президента Украины.
Зеленский не торопится делать заявления. Но и заявленного им и членами его команды за неделю после инаугурации для его оппонентов оказалось достаточно, чтобы запустить кампанию по обвинению Зеленского в «узурпации власти», его команду в непрофессионализме, требовать импичмента и призывать к новому майдану. Впрочем, даже если бы Зеленский не сказал после вступления в должность ничего, это тоже стало бы поводом для обвинений.
Петиция об отставке президента Украины Владимира Зеленского, зарегистрированная на его сайте, уже набрала более 25 тысяч голосов, чего достаточно, чтобы глава государства рассмотрел документ. Автор прошения утверждает, что новый украинский лидер «на самом деле не имеет поддержки 73% избирателей», а всего лишь консолидировал протест граждан. И автора петиции с таким ее обоснованием не смущает сила этого протеста - разница между кандидатами в 50%. Осталось разобраться, чем протест в форме голосования отличается от волеизъявления.
Ранее представитель штаба президента Денис Монастырский заявил, что Зеленский отреагирует, как только будет набрано достаточное количество голосов. Пока реакции нет, это тоже интересная ситуация - какой она будет, с правовой и политической точки зрения, тем более, что противники Зеленского намерены любое его действие, которое их не будет устраивать, использовать как повод для импичмента.
Самым значимым политическим действием Зеленского пока является его указ о роспуске парламента. В своем решении Зеленский опирается на мнение избирателей – Верховная Рада Украины нынешнего созыва пользуется наименьшим уровнем поддержки за весь период существования этого органа власти. Это подтверждают и социологические данные - более 70% опрошенных поддерживают идею роспуска парламента и проведения досрочных выборов.[i]
Именно за решение о досрочных выборах, которое было ожидаемо и которое в ходе президентской кампании оформилось для Зеленского в принцип, его обвинили в узурпации власти.
«Узурпацию» оппоненты президента намерены доказать признав указ о роспуске парламента неконституционным, а на основании этого инициировать импичмент, а если не пройдет - организовать майдан.
Ситуация досрочных выборов принципиальна и для противников Зеленского, так как парламент остается для них единственной значимой политической высотой, находясь на которой можно отстаивать свои интересы, сохранять политический капитал и готовиться к следующим выборам. Противников Зеленского олицетворяет Порошенко. Политический потенциал этого лагеря можно оценить по результатам бывшего президента в прошедшей избирательной гонке и данным социологических опросов. Партия действующего президента «Слуга народа» согласно опросам лидер электоральных симпатий - 43,8%. Далее следуют: «Оппозиционная платформа – За жизнь» – 10,5%, Блок Петра Порошенко Солидарность – 8,8%, Батькивщина – 7,3%, партию «Сила и честь» И.Смешко – 5,1%, партию С.Вакарчука – 4,6%, Радикальную партию О.Ляшко – 3,3%, Оппозиционный блок – 3,2%. Рейтинг других партий – меньше 3%.
Так что ситуация для «Блока Петра Порошенко» - довольно печальная, коалиция в новом парламенте вокруг него не просматривается.
Досрочные выборы для Зеленского - лучший способ показать реальность намерений перезагрузить власть. Одновременно с этим он отчасти снимает с себя ответственность - голосуют избиратели, от них и зависит, кто попадет в парламент.
Новые выборы - это высокий темп политической активности, который необходим для обеспечения электоральной поддержки Зеленского. Действующий президент этой инициативой загнал все политические силы в сформированную им повестку. Заявления об узурпации власти и угрозы импичмента - это даже не хорошая мина при плохой игре. Это сублимация политического отчаяния. Банкротство политиков постмайданного призыва свершавшийся факт. Выбор для украинских политиков предельно прост - участвовать в выборах, или нет.
Кадровую политику Зеленского называют кумовством.[ii] Президент назначает на ключевые должности людей из своего окружения, по принципу лояльности к нему и доверию к назначенцам. Действия Зеленского во многом напоминают первый этап кадровой политики президента США Дональда Трампа, в которой были назначения не только старых и личных друзей Трампа и его однозначных идеологических соратников и политических консультантов, но и членов семьи.
В такой кадровой политике можно видеть и кумовство, и кадровый расчет со спонсорами, и намерение расставить верных людей, что является для него вынужденным средством переформатирования власти. Майданный и атошный призыв в украинскую элиту себя не оправдал – лидеры майдана и участники АТО быстро интегрировались в политическую элиту и стали отличаться от ее старожилов лишь революционным прошлым и военной формой, пользуясь всеми материальными благами близости к власти. И здесь для будущего Зеленского важно то, как его новые кадры будут работать, не пойдут ли они по проторенному пути экономического обогащения и каковы будут способы реализации политики при этих назначенцах.
Контуры внешней и внутренней политики «по Зеленскому» до конца не ясны. Какие-то намеки, которые помогают понять внешнюю политику нового украинского президента, дает содержание его инаугурационной речи и первые заявления после вступления в должность. Пока внешняя политика Зеленского концентрируется на России. 21 мая глава администрации президента Украины Андрей Богдан заявил, что Владимир Зеленский намерен инициировать проведение референдума по вопросу переговорного процесса между Украиной и Россией.
Через несколько дней Богдан делает заявление: «Для достижения мира в Донбассе Украина должна разговаривать с Россией (…) По его словам, урегулирования ситуации на востоке Украины можно достичь мирным путем. «Если мы хотим мира, то разговаривать нужно», - заявил Богдан. Он отметил, что вопрос о том, когда и как могут состояться соответствующие переговоры, остается открытым».[iii]
Реакция на предложение референдума из лагеря национал патриотов прогнозируемая и однозначная – это предательство. Можно вспомнить, что в прошлом, когда политическое противостояние еще не сопровождалось вооруженным гражданским противостоянием, до майданов и революций, имплементация результатов общегосударственного референдума однажды уже не состоялась. Речь идет о референдуме 2000 года, инициированного только что переизбравшимся (в 1999 г.) на второй срок президентом Леонидом Кучмой. Среди вопросов того референдума было изменение (уменьшение) количества депутатов Верховной Рады, снятие неприкосновенности и др. вопросы. Референдум 2000 года остался без законодательных и конституционных последствий. Политическая элита его саботировала. Для президента Зеленского ситуация еще более сложная, есть острое внутриполитическое противостояние и война на юго-востоке страны. Проведение референдума о переговорах с Россией задача технологически крайне сложная и затратная, политические дивиденды для Зеленского неочевидны. Даже расчет на успех в парламентских выборах, формирование коалиции вокруг партии «Слуга народа», которая должна будет провести имплементацию результатов референдума - утопия. Сейчас заявленный референдум - это ни о чем, так как для референдума необходимо сформулировать вопрос или вопросы, которые сами по себе являются предметом дискуссии. Еще один план истории с референдумом – это распыление ответственности. Зеленский не просто хочет провести общегосударственный опрос, он хочет сделать граждан ответственными за решение принятое на референдуме, хотя сам имеет конституционные полномочия в отношении осуществления внешней политики государства. Помимо этого, идея референдума выдвигается командой Зеленского как антитеза обвинениям в узурпации власти и несет следующую смысловую нагрузку: «Какой же Зеленский узурпатор? Он же референдум проводит, с народом советуется!»
Вопрос переговоров с Россией Зеленский рассматривает как средство выполнения своих обещаний: прекратить огонь на фронте, возвратить военнопленных, восстановить мир в Украине, начать процесс возврата утраченных территорий. Эти заявления были сделаны на инаугурации, 20 мая, а на следующий день глава администрации президента Андрей Богдан заявил, что вопрос мирных договоренностей с РФ должен рассматриваться на референдуме.
Поэтому референдум стоит рассматривать, скорее, как пиар ход, направленный на закрепление электоральной поддержки в формате прямого общения президента и граждан, минуя политическую элиту.
В определенной мере спутал карты противников Зеленского - Медведчук, который, несмотря на заявленное в инаугурационной речи (первая задача - прекращение огня и даже ценой рейтинга и президентства, обмен пленными), заявил, что считает популизмом идею президента провести общенародный референдум о переговорах с Россией. Глава политического совета "Оппозиционной платформы – За жизнь" Виктор Медведчук заявил, что не будет участвовать в международных переговорах по Донбассу при новом президенте Владимире Зеленском. «Я не могу представлять интересы новой власти в переговорах с Россией с учетом позиции господина Зеленского по следующим принципиальным для меня вопросам, которые я отстаивал и буду отстаивать... Позиция господина Зеленского, которую он сформулировал, полностью противоречит моему мирному плану, предусматривающему автономию для этих территорий», - заявил он.
Виктор Медведчук также подчеркнул, что в отличие от Владимира Зеленского, он выступает за особый статус для Донбасса и амнистию для граждан Украины, которые там проживают.[iv]
Напомнили о себе национал-радикалы в лице Дмитрия Яроша, который заявил о недопустимости выполнения Минских соглашений: «Для нас опасны его (Зеленского – Д.Б.) заявления о мире любой ценой. Владимир просто не знает цену этого мира. (…) А мнение ваты и охлоса меня совершенно не интересует. Потому что это государство не принадлежит быдломассе. Оно принадлежит воинам, которые за это государство погибают каждый день, уже на протяжении более пяти лет. Оно принадлежит всем, кто в той или иной степени, стоит на ее защите (военным, добровольцам, правоохранителям, волонтерам, предпринимателям, журналистам, семьям защитников государства и т.п.). Это наше государство! И мы его никаким захожим не отдадим».[v] Одним словом, Ярош против референдума (его «не интересует мнение ваты и охлоса»), он за войну.
Как бы отвечая Ярошу и ему подобным Зеленский совершил первую рабочую поездку, посетил с рабочим визитом подконтрольную Киеву территорию Луганской области, провел совещание с силовиками и пообщался с военнослужащими украинской армии, побывав «на передовой, в частности на посту наблюдения и блиндажах». Сообщается, что Зеленский заявил о необходимости улучшения бытовых условий содержания военных».[vi] Но это опять из области пиара.
Есть в выстраивании отношений с Россией и экономический аспект: «Представитель президента Украины в правительстве Андрей Герус считает, что Киев не может разорвать экономические отношения с Москвой. Как пояснил господин Герус, благодаря экспортной выручке от торговли с Россией украинская экономика становится сильнее».[vii] К этому стоит добавить, что впереди у Зеленского переговоры по продлению контрактов на транзит российского газа.
Между тем Запад подстегивает Украину к действиям. Международный трибунал ООН по морскому праву, обязал Россию освободить задержанных в Керченском проливе украинских моряков. Владимир Зеленский прокомментировал решение трибунала ООН – по его словам, если Москва исполнит решение трибунала, то это может стать «первым сигналом со стороны российского руководства о реальной готовности к прекращению конфликта с Украиной. Таким образом, Россия может сделать шаг к разблокированию переговоров….». [viii]
Ответ на это заявление Зеленского был дан давно: избежать конфликта можно было «при условии соблюдения требований российского законодательства», а применительно к решению суда российский МИД уверен, что инцидент в Керченском проливе не входит в юрисдикцию трибунала.
Не менее интересная ситуация складывается у нового президента Украины в отношениях с олигархом Коломойским. Из известных украинских олигархов последнее время заметны только двое - Игорь Коломойский и Петр Порошенко. Первый пребывает в состоянии некоей эйфории, второй остается в публичном пространстве благодаря противопоставлению Зеленскому. Коломойский раздает советы почти «космического масштаба»: «Украинский бизнесмен Игорь Коломойский считает, что президенту Украины Владимиру Зеленскому следует отказаться от программы помощи Международного валютного фонда (МВФ) или же объявить в стране дефолт по внешнему долгу. В интервью Financial Times он сказал, что примером для Украины является Греция. По его мнению, победа господина Зеленского на выборах показала, что украинцы хотят отдохнуть от требуемых МВФ экономических реформ. (...) Также Игорь Коломойский считает, что США и ЕС должны полностью списать внешний долг Украины в качестве платы «за страдания страны в борьбе с Россией». «Это ваша игра, ваша геополитика. Вам нет дела до Украины. Вы хотите навредить России, а Украина — просто оправдание», - заявил он. 21 мая для оценки реформ и пересмотра действующей программы в Киев прибыла миссия МВФ».[ix]
Активность Коломойского – заметна не только по его заявлениям о дефолте и ответственности США и Европы. В Financial Times олигарх также заявляет, что считает себя отцом победы Зеленского: «Коломойский сказал, что его всегда будут связывать с президентом, чей успех или провал неизбежно повлияют на восприятие его фигуры. «Если планы Зеленского осуществятся, ко мне будут проявлять симпатию. Даже если я не имею к ним ни малейшего отношения. Если Зеленский потерпит поражение […], Коломойский станет исчадьем ада. Даже если я палец о палец не ударю».[x] Претензия на роль «серого кардинала» - очевидна.
Подобные заявления, ставят перед президентом Зеленским вопрос – что делать с Коломойским? Этот олигарх ставит президента в неудобное положение, и выбор у Зеленского невелик: признать патронат Коломойского или отстраниться и поставить на его место. Молчание Зеленского в отношении инициатив Коломойского пока свидетельствует о втором варианте.
Динамика и план действий Зеленского - пока просты и ориентированы на декларирование выполнения предвыборных обещаний. Президент Украины пытается таким образом получить таймаут, оценить ситуацию, сохранить свой политический капитал и поддержку избирателей. При анализе активности Зеленского за время после инаугурации становиться ясно, что реальных действий было два: указ о роспуске парламента и досрочных выборах и визит на линию соприкосновения в контролируемой Киевом части Луганской области. Это не много. Визит на передовую и забота о быте украинских военных – определенный знак, как и указ о досрочных выборах, не более. Давление обстоятельств, внутренней оппозиции и Запада – огромно. Так что пока президент Зеленский остается главой государства с неясной международной и внутренней повесткой на фоне различных непростых проблем и антироссийского курса, последовательно и сознательно проложенного Порошенко в период своего президентства.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs