В мае, когда над благоухающими розами заходятся в серенадах соловьи, кажется, сама природа располагает к поэзии. Именно в эту пору по всему Ирану проходят литературные вечера, посвященные великому Абулькасему Фирдоуси, создателю бессмертного поэтического эпоса «Шахнаме», т.е. «Книги царей». Всемирный день памяти Фирдоуси отмечается 25 Ордибехешта (15 мая). В городке Тус, вблизи величественного мавзолея поэта, в этот день собираются его почитатели со всего Ирана и из других стран. Город Тус – пригород Мешхеда, столицы остана Хорасан-Резави.
С 12 по 15 мая 2019 года в Мешхеде прошла Международная научная конференция «ШАХНАМЕ НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ». Было зачитано более 30 докладов, посвященных научному осмыслению различных сторон творчества Фирдоуси . Не удивительно, что его великая книга, написанная более тысячи лет назад, продолжает оставаться актуальной, ибо это не только собрание иранских мифов и развернутая историческая картина одной из древнейших цивилизаций на Земле, но и настоящая этическая энциклопедия, позволяющая и ныне разобраться в сложнейших психологических и даже политических вопросах. Что есть справедливость и кому дается право на власть? Что есть настоящая любовь, мудрость, мужество, верность дружбе и долгу? «Шахнаме» можно сравнить с океаном, который можно изучать вечно и находить все новые и новые сокровища.
В конференции приняли участие филологи, историки, философы и искусствоведы из разных исследовательских центров Ирана, а также из Азербайджана, Афганистана, Грузии, Индии, Польши, Турции и Швейцарии.
Россию на конференции представлял художник Сергей Феофанов, выставка которого торжественно открылась в первый день работы форума в галерее мэрии города Мешхеда. Художник привез в Иран пять живописных полотен и шесть керамических работ, а также десять больших постеров своих скульптур. На полотнах Феофанова угадываются персонажи из эпоса Шахнаме – Рудабе, ставшая матерью богатыря Рустама, его быстроногий и неутомимый конь Рахш, герой Сиявуш во время испытания огнем, коварное чудовище Див. Все привезенные из России керамические рельефы посвящены еще одному герою Шахнаме – мифической вещей птице Симург, взрастившей Заля – отца Рустама. На самом большом панно Симург, как конь, несет вдохновенного Фирдоуси с рукописью в руке; на другом – Симург предстает в виде небольшой птички, похожей на знаки древнеперсидской клинописи. Третье панно – магическое перо Симурга. Четвертое – его яйцо. Пятое – Симург в виде расправившей крылья загадочной женщины с гнездом на голове.
На открытии выставки выступили заместитель мэра города Мешхеда, руководитель комиссии ЮНЕСКО в Иране, представитель министерства культуры и исламской ориентации в остане Хорасан-Резави, руководитель Шахнаме-центра в Университете им. Фирдоуси и научный секретарь конференции «Шахнаме на Шелковом пути». Все они высоко оценили работы российского художника, проявившего такой живой интерес к иранской культуре.
В день закрытия конференции состоялось торжественное собрание в актовом зале Факультета фундаментальных наук Университета им. Фирдоуси в Мешхеде. На нем в присутствии заместителя министра культуры и исламской ориентации господина Хосейна Энтезами были торжественно вручены премии за достижения в области сохранения персидского языка и иранской культуры. Высокой награды имени Фирдоуси в 1398 иранском году удостоились специалист по истории религии Сейид Фатхолла Моджтабаи, литературовед Саджад Айденлу, писатель Сейид Мостафа Саиди и художник Сергей Феофанов.
Сергей Григорьевич Феофанов родился в Москве в 1950 году. Окончил ГИТИС им. А.В. Луначарского. Как театральный художник оформил десятки спектаклей в Московском театре кукол им. С.В. Образцова, в театрах Вологды, Костромы, Уфы, Красноярска, Пензы, Твери, Тернополя, а также в театрах Тбилиси, Кутаиси и Берлина. В 80-е годы он работал главным художником Главной редакции программ для детей Центрального телевидения и создавал студийное пространство таких передач как «Спокойной ночи малыши», «Будильник», «Веселые нотки», «Этот фантастический мир» и других. Сергей Феофанов автор многих популярных диафильмов. Был художником-оформителем Игр доброй воли в 1984 году и Фестиваля культуры СССР в Индии в 1987 году. Член Московского союза художников с 1991 года. Последние 30 лет работает как живописец и скульптор. Участник групповых и персональных выставок в России, Финляндии, Швеции, Германии, Бельгии, Испании, Индии, Великобритании и Китае. Несколько лет назад в Москве, в Академии художеств состоялась большая персональная выставка Сергея Феофанова, на которой в числе почетных гостей был посол Ирана в России доктор Мехди Санаи. Выставка называлась «Полет Симурга».
– Сергей Григорьевич, когда вы начали заниматься темой Фирдоуси, Шахнаме? Как вообще это появилось в вашей жизни?
– Я занимался русским искусством и интересовался русским лубком. В русской культуре есть народные картинки, которые называются «лубок». И я обратил внимание на частое повторение в этих картинках персонажа Еруслана Лазаревича. Это были лубки 18-19 века. А прототипом Еруслана Лазаревича, оказывается, был иранский богатырь Рустам из поэмы Фирдоуси «Шахнаме»! Культуры России и Ирана настолько близки, настолько тесно связаны в прошлом, что как-то незаметно для себя, занимаясь лубком, я приблизился к теме Фирдоуси, поэме «Шахнаме». И познакомившись с книгой «Шахнаме», я решил сконцентрироваться именно на этой теме, но не делать иллюстрации в привычном, обычном смысле, классическом, а как бы сделать импровизацию на тему Фирдоуси. И в своих работах я осознанно избегал узнаваемости материальной культуры, для того чтобы абстрагироваться, для того, чтобы это был как бы взгляд художника, который незнаком с изобразительной культурой Ирана, но знает его литературные предания.
– И все-таки, чем конкретно вас привлекла поэма Фирдоуси «Шахнаме»? Что именно затронуло в ней? Какие персонажи?
– В поэме «Шахнаме» есть такой персонаж – Симург. Это птица, которая появляется, в отличие от других персонажей, постоянно, на протяжении всей поэмы, и в начале, и в середине, и в конце. Герои, шахи, цари рождаются и умирают, а эта птица – величина постоянная. На мой взгляд, она олицетворяет дух иранского народа. И этот персонаж, Симург, созвучен нашей птице Сирин, птице Гумаюн, Алконост. Все они – из одного источника и очень близки нашей культуре. Поэтому я сосредоточился на Симурге и посвятил ему много работ. В нем много материнского начала. Сам этот персонаж – птица-женщина – он пришел из Китая. В Иране он сформировался в виде Симурга, в виде Гамаюна, а к нам пришел уже в виде Алконоста и Сирина. Все эти персонажи, как я уже сказал, родственные, и родина их Китай. Они пришли к нам из Китая через Иран и Византию. Это было очень давно.
– Вот в этом-то и чувствуется «Шелковый путь»! Да?
– Да! Вот именно по Шелковому пути эта женщина-птица пришла к нам.
– А почему у всех ваших персонажей на голове яйца?
– Дело в том, что яйцо – это символ жизни. Свои персонажи я наделял максимально понятной символикой. И яйцо – один из этих элементов символизма.
– Несмотря на то, что в Шахнаме очень много смертей, убийств и трагических моментов, в ваших картинах присутствует дух радости, продолжения жизни, даже дух шутки и юмора. Чем это вызвано?
– А пессимизм – не характерная черта для иранской культуры и для культуры нашей родины России.
– Какие достопримечательности вам удалось посетить? Что вам особенно запомнилось?
– Мы посетили усыпальницу Фирдоуси в городе Тус. В Мешхеде мы побывали в величественном мавзолее имама Резы. Это большой комплекс, с многочисленной керамикой. Там очень красиво! Мне это очень понравилось.
– Ну а как вам иранцы как люди? Как вас принимали?
– Принимали удивительно гостеприимно! Это меня поразило. Иранцы очень доброжелательно относятся к русским людям. И постоянно я встречал желание как-то помочь, желание как-то поговорить. Я хотел бы выразить свою благодарность за организацию этого выставочного проекта руководитель Культурного представительства при Посольстве Ирана в Москве господину Солеймани, профессору Мешхедского университета доктору Йахаки и мэрии города Мешхед. Я им очень благодарен за организацию выставки, за такое лестное гостеприимное отношение ко мне и, конечно, за высокую награду – премию имени Фирдоуси. Я очень надеюсь еще раз побывать в Иране и, если сложится, с другой, более обширной, более полной выставкой своих работ, – сказал художник Сергей Феофанов.
В день памяти Фирдоуси, у подножия мавзолея великого поэта в городе Тус, российский художник в присутствии мэра Мешхеда преподнес свое панно с летящим на Симурге Фирдоуси господину Масуду Риязи, директору Комиссии развития Туса, под руководством которого планируется в ближайшее время на 30 гектарах создать большое культурное пространство, посвященное Шахнаме.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs