Украина влияла на прошлые президентские выборы в США - новой киевской власти это придется учитывать.
Публичное взаимодействие новой украинской администрации с США началось с призыва продолжать санкционную политику. «Агрессия России» - президент Украины Владимир Зеленский впервые произнес эти слова, апеллируя к США после своего официального вступления в должность: «США является мощным и очень серьезным партнером для Украины, прежде всего в преодоления агрессии России. (…)Поэтому нам нужна ваша помощь. Хотел бы призвать вас, чтобы США продолжали ужесточение санкций против РФ».[i] Это заявление проясняет многое, становится ясно, что Зеленский «встал на тропу» Порошенко и пытается обозначить себя как союзника США в противостоянии с Россией.
Но взаимодействие Украины и США на данном этапе имеет две составляющие: это преодоление явного конфликта с американским президентом Дональдом Трампом при одновременной поддержке Украиной антироссийской политики Вашингтона. Первая составляющая влияет на вторую.
Конфликтная ситуация - многоплановая, и не только по тем причинам, которые озвучил не доехавший до Киева личный юрист и друг Трампа Рудольф Джулиани, но и по причине того, что если Зеленский и его команда имеют стратегический уровень планирования, то должны понимать, что выходить на тесные отношения с администрацией Трампа им пока ни к чему. Впереди новые президентские выборы, кто займет Белый Дом неизвестно, и закладывать конфликт на перспективу, излишне сближаясь с Трампом - нецелесообразно. Украина при Порошенко сделала себя зависимой не просто от США, но и от политической борьбы внутри Штатов. А вмешательство Украины в американский избирательный процесс 2016 года и последующие действия по дискредитации Трампа лишь усугубляют проблему. Несостоявшийся визит Руди Джулиани подтверждает наличие этой проблемы. Джулиани назвал причины, по которым отказался ехать в Киев: он «оказался бы в окружении людей, которые являются врагами президента и в некоторых случаях врагами Соединённых Штатов».[ii]
Можно предположить, что встреча с Джулиани была не очень нужна самому Зеленскому. И логика здесь может быть простая – не с руки президенту Зеленскому с самого начала выходить на личное активное сотрудничество с Трампом (который, якобы, «стал президентам благодаря русским»), тем более, в контексте того, что визит Джулиани имел целью дискредитировать украинские источники о российском вмешательстве. При этом нельзя исключать, что Зеленский пойдет с американцами на контакт по этой теме, но не публично. Официальная встреча с Джулиани означала бы то, что украинский президент повторяет ситуацию Порошенко, выбравшего сторону Демократической партии, и втягивается в американскую внутри- политическую борьбу, но уже на стороне Трампа.
Зеленский может иметь намерения запустить процесс внутреннего расследования деятельности Петра Порошенко в самых разных сферах, а американскую историю сделать частью этого процесса. Тогда можно будет и с Джулиани встретиться. В этой ситуации соратники Трампа за океаном, а Зеленский у себя могут накапливать материалы, вбрасывать их нужными дозами в медиа, что сыграет в интересах обеих сторон. А затем в зависимости от положения как Трампа (какими будут его шансы переизбраться), так и Зеленского (успех участия его партии в парламентских выборах, успехи в борьбе с политическими конкурентами), пойти на обмен информацией. Смысл текущих действий президентов в рамках этого сценария следующий: Зеленский пока не хочет помогать Трампу в его внутренних делах, а Трампу интересна Украина, как доказательство нечестной игры против него Демократической партии.
Поэтому Зеленский, образно говоря, помахал администрации Трампа издалека: мы с вами, давайте санкции. Прочитать это можно еще и так – давайте поддержку, время еще есть – до выборов у Трампа полтора года, договоримся. Трампу нужны результаты расследования «украинского следа или вмешательства» для своей межпартийной борьбы, поэтому он может пойти на сделку с новой киевской властью. «…Начинается новая глава противостояния Трампа и его политических врагов в США. И, что показательно, уже прямо назван «украинский след», который может привести к решительным переменам в отношениях Трампа с киевскими руководителями – новыми и старыми».[iii]
То, что Джулиани не приехал в Киев – удача для Зеленского. Если наши выводы верны, он извлек уроки из политики Петра Порошенко, который, сделав ставку на Хиллари Клинтон и проигравших демократов, получил плохие отношения с Трампом.
Теперь об антироссийской политике. Даже если Зеленский и намерен менять истеричную и провокационную политику прежней администрации, ожидать в ближайшее время можно лишь меньшей антироссийской риторики, что украинский президент продемонстрировал в определенной мере в своей инаугурационной речи.
Но инерция пятилетней политики предыдущего президента Украины - значительна, агрессивное меньшинство украинских националистов, которые никак не могут прийти в себя после проигрыша Порошенко, антироссийские настроения Вашингтона – все это будет влиять на действия Зеленского в отношениях с Россией.
Но есть и другие значимые факторы – это необходимость урегулирования конфликта на Донбассе, зашкаливающий уровень украинского национализма и степень его влияния на политику и гуманитарную сферу, это и вопрос транзита российского газа, контракт на который заканчивается в конце года.
Владимир Зеленский стоит перед серьезным выбором. Ресурсов (полномочий и времени) у него сейчас достаточно, чтобы внести изменения во внешнюю и внутреннюю политику Украины. Сможет ли он реализовать свой условный имидж «голубя» или под внешним и внутренним давлением трансформируется в банального «ястреба» - посмотрим. Первые шаги пока не обнадеживают.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs