ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии, Экспертная аналитика

Инаугурация: сценарии для Зеленского

12:47 20.05.2019 • Денис Батурин, политолог

20 мая прошла инаугурация избранного президента Украины Владимира Зеленского. С этого дня глава государства не только вступил в полномочия, согласно Конституции страны, но и начал соревнование с другим «президентом Украины» – Василием Голобородько. Это образ президента Незалежной из сериала «Слуга народа», воплощенный актером Владимиром Зеленским. Голобородько честен, справедлив, неподкупен, ищет и добивается справедливости в погрязшей в коррупции стране. Эти состязания стали возможны потому, что сериал «Слуга народа» стал частью избирательной кампании Зеленского, образ Голобородько полюбился украинцам, а Зеленскому стали приписывать черты сыгранного им персонажа, и от него ждут проявление тех же качеств. Этим ожиданиям сбыться почти невозможно. Голобородько живет в уютном, пусть и коррумпированном, выдуманном мире. Зеленский получил падающую страну, отравленную ядом национализма, пронизанную коррупцией, с медийщиками и политиками, считающими себя «солью земли» и «совестью нации», а избрание Зеленского для них – это какой-то необъяснимый сбой системы, измена и глупость со стороны большинства избирателей. Как горько шутят украинские политологи – 73% Зеленского – это реакция на продукцию «Рошен», а 25% за Порошенко – это «стокгольмский синдром» активного, сознательного меньшинства. Но реальная ситуация далека от комедийного сериала.

 

Что ждет Зеленского и чего ожидать от него?

Одно из уже сделанных определяющих заявлений избранного президента – о том, что он намерен быть президентом только один срок (конституция страны позволяет избираться два раза подряд, что получилось только у одного из украинских президентов – Леонида Кучмы).

Два первых публичных испытания он уже проходит. Первое испытание – троллинг испытывающих «стокгольмский синдром» сторонников Петра Порошенко. Украина в лице меньшей части общества (около 25%) запустила и намерена развивать целую систему троллинга своего нового президента. Благодаря тому, что это довольно агрессивное и активное меньшинство представлено во многом блогерами, журналистами и политиками, они имеют возможность организовать троллинг в масштабах страны, или - «национальный троллинг». Это может показаться малозначительным, но это очень важный фактор.

Все началось ещё до победы Зеленского в первом туре, приобрело форму истерии между первым и вторым турами, продолжается после победы и, думаю, будет набирать обороты в течение его президентского срока.

Как некогда украинским националистом Дмитро Донцовым была создана «теория интегрального национализма», так теперь в общественно политическом сознании ряда украинских активистов, медийщиков и политиков рождается ее духовная сестра - «интегральная украинская демократия». И она родилась не вчера или в 2014 году, она родилась в далеком «оранжевом» 2004, из «третьего тура» президентских выборов, который привёл к власти бездарного президента Виктора Ющенко.

Попробуем нащупать ее основные характеристики и постулаты. Для этого необходимо дать определение явлению - «активное меньшинство», их ещё называют «свидомитами» (укр. - свiдомiсть - сознание, то есть - сознательные). Явление это не новое, но окончательно оформилось и выкристаллизовалось под давлением неожиданных обстоятельств, среди которых мнение большинства украинских граждан в период последней президентской кампании и, особенно, между первым и вторым победными для Зеленского турами. Это активное меньшинство, они же «свидомиты», представляет группа политиков, политологов, медийщиков, граждан, уверовавших в такие идеи и способы их реализации, которые не поддерживаются большей частью общества. Ради своих идей они готовы пойти на все: «В предвыборной гонке было замечено, что люди, преимущественно выступавшие годами за свободу выбора и свободу слова, за соблюдение прав человека, за закон, позволили себе слабость. Те, кто разрабатывал программы развития критического мышления и медиа грамотности, читали тренинги о борьбе с фейками в новостях, внезапно стали распространять ложь и, порой, даже отказывались признавать, что обман – это обман. Просто потому что фейк успокаивал, убеждал в том, что Зеленский равно Путин, а его электорат – пророссийские ватники. Правда, за Зеленского проголосовало большинство граждан во всех регионах Украины, кроме Львова. Миф о том, что на востоке страны живут одни ватники, а на западе – «бандеровцы», оказался развенчан. (…)…Возможно, результаты президентских выборов – это хорошее напоминание о том, что чудес не бывает, а общество – это не вакуум и в нем происходят порой не совпадающие с вашими идеями процессы?».[i]

Помнит ли «сознательное меньшинство», чем закончился троллинг Виктора Януковича пять лет назад?

 

Второе испытание – вязкая борьба за дату назначения инаугурации, которая связывалась с возможностью/невозможностью досрочного роспуска парламента. Инаугурация была назначена на 20 мая. Депутаты не хотели досрочного роспуска. Не хотел этого и Порошенко, который имеет некоторое влияние на парламент, и может попытаться его упрочить в качестве основного своего политического ресурса.

Но, судя по всему, Рада будет распущена. Зеленский уже заявил об этом. Он давал два месяца депутатам на принятие ряда решений, которые, по его мнению, еще могли бы спасти их репутацию: закон о снятии депутатской неприкосновенности, о незаконном обогащении, избирательный кодекс. Также он потребовал отставки глав СБУ, Генпрокуратуры Украины и Министерства обороны. Для Зеленского роспуск парламента – вопрос принципа, один из ключевых элементов вхождения во власть, история о том, как себя поставить перед украинской политической элитой.Зеленский приложит все усилия для роспуска парламента не только из принципа, не только исходя из понимания технологии политического процесса, согласно которой ему нельзя сбавлять темп, но также исходя из понимания той ситуации. Ему нужен парламент с его сильной фракцией «Слуга народа», с которой можно иметь дело, а не то заранее антипрезиденски настроенное сборище старой гвардии и постмайданной пены. Как отмечают украинские эксперты: «У избранного президента огромный кредит доверия электората. И тот огромный процент, что выбрал его главой государства, вполне готов поддержать и свежеиспеченную партию Зеленского «Слуга народа». В таком случае президентство начнется не с долгих и муторных переговоров со всеми фракциями, а непосредственно с реформ. В том числе и в области борьбы с коррупцией».[ii] Время для принятия решения по роспуску парламента у Зеленского есть – до 27 мая. Но после назначения даты инаугурации вдруг распалось парламентское большинство (коалиция), по инициативе фракции «Народный фронт», контролируемой экс-премьером Арсением Яценюком, созданной на базе одноименной партии, по социологическим опросам уже сейчас не попадающей в следующий парламент. Смысл действий Яценюка понятен – показать свой политический вес, несмотря на отсутствие поддержки избирателей.

Накануне инаугурации украинский эксперт Тарас Березовец, яркий представитель сторонников Порошенко, выразил на своей странице в социальной сети опасения: «Шансов на то, что главной «фишкой» инаугурации Владимира Зеленского завтра станет указ о досрочных выборах парламента, все больше. Выборы нужны новоизбранному президенту здесь и сейчас. (…) То, что это будет явно попыткой узурпации власти, судя по всем признакам из Зе команды, не сильно их беспокоит. (…) В любом случае, эрозия демократических институтов страны, независимо от того, будет обнародован указ завтра или нет, уже идёт полным ходом».Так что в ход пошли термины времен свержения Януковича – «узурпация власти», хотя в реальности этот термин больше применим к действиям уходящего президента Порошенко. Судя по всему, борьба на этом направлении предстоит не шуточная.

Украинские парламентарии попытались установить прямую связь между конституционной необходимостью наличия большинства и конституционным правом президента распустить парламент. Такое право у президента есть, несмотря на политическое шулерство Яценюка, так как в украинском законодательстве нет никаких норм формирования, организации деятельности и прекращения деятельности коалиции депутатов Верховной Рады. Юридически коалиции или большинства не существовало никогда.

 

Третье испытание - один из ключевых сюжетов украинского политического процесса – отношения президента с олигархами. Высокая динамика политических процессов в стране позволила выработать неписаные законы отношений олигархов и власти, которые основаны на прецедентах и уже выработанных сценариях. Прецеденты и сценарии:

- В стране не может быть одного главного олигарха, хочет того президент, или хочет того сам олигарх, претендующий быть первым, а в итоге – единственным. Против такого олигарха объединяются все, он мешает даже власти, благодаря которой появился. Это прецедент экс-премьера Павла Лазаренко, в 1998 году бежавшего из Украины и осужденного в США. Это прецедент Виктора Януковича, который выход из ситуации увидел том, чтобы самому стать главным олигархом. В результате многие олигархи поддержали т.н.«революцию достоинства» 2014 года, ожидая, что главным и единственным ее итогом будет свержение Януковича.

- Президент может ассоциироваться в общественном сознании с одной или несколькими олигархическими группами, но при этом регулярно удовлетворять интересы всех олигархов (Леонид Кучма, президент в 1994-2004 гг.).

Зеленскому нельзя отдавать приоритет одному олигарху – остальные начнут войну или революцию. Это уже было. Но избранному президенту Украины нельзя и быть управляемым всеми олигархами одновременно.

Ситуация с Игорем Коломойским, которого называют главным спонсором Владимира Зеленского будет показательна. Уже сейчас Коломойский позволят себе многое, пока на словах и в рамках публичной активности, в частности, заявляя, что, министра внутренних дел Арсена Авакова можно оставить в правительстве, или даже назначить премьер-министром.[iii] 

Возвращение Коломойского на берега Днепра ставит перед Зеленским вопрос - быть марионеткой олигархов, или быть президентом. Коломойский вернулся тогда, когда перестал быть спонсором кандидата Зеленского, когда Зеленский стал избранным президентом. А это - «две большие разницы». У Зеленского теперь - власть и полномочия, и теперь не Коломойский нужен ему, а он нужен и не только Коломойскому, но ещё многим уважаемым людям.

К тому же, ничего не делая для исчезновения тени Коломойского за своей спиной Зеленский сразу ставит крест на своей репутации, так как его ситуация от ситуации Порошенко, который сам является олигархом, будет отличаться только тем, что, сам не будучи олигархом, он предстанет марионеткой олигарха.

 

Четвертое испытание – Донбасс. Это будет внутриполитическое и внешнеполитическое испытание для Зеленского. Эксперты выделяют несколько возможных сценариев развития двусторонних отношений Россия-Украина - «Статус-кво», «Потепление» («Грузинский вариант»), «Эскалация», «Компромисс». «При этом последний сценарий - достижения компромисса - является наименее вероятным и почти призрачным, в то время как первый – наиболее реалистичным. Слишком сильны долгосрочные негативные тренды и слишком различны интересы, определяющие позиции Москвы и Киева».[iv] Сценарий «Статус-кво» - означает сохранение текущего уровня интенсивности противостояния без существенных изменений в лучшую или худшую сторону. Зеленский по поводу Донбасса пока заявил о необходимости обмена пленными и намерении вести «мощную информационную войну», пока он только формулирует свой сценарий. Вопрос медиа противостояния и обмена пленными – относятся к ряду символических действий – информационная война и обмен пленными не помогут разрешить конфликт на Донбассе.

 

Возвращаясь к вопросу о том, станет ли реальный Зеленский киношным Голобородько в должности президента. Лучшей стратегией для Зеленского будет заведомо проигрышная стратегия Голобородько: отказ от благ, борьба с коррупцией, небоязнь непрофессионализма, демонстративное обучение науке и практике государственного управления. Это путь к народовластию (в форме референдумов, публичного обсуждения итогов опросов общественного мнения) и противостоянию с элитой. В реальности это почти невозможно, кто-то из олигархов все равно окажется при дворе, и это не обязательно будет Коломойский, а интересы всех остальных будут удовлетворяться по мере их лоббистких усилий и правил устоявшейся «украинской игры».

Последний масштабный социологический опрос также подсказывает президенту Зеленскому на что в разных сферах могут быть направлены его действия и каким содержанием наполнить его реальную деятельность.

- От нового президента граждане ждут мира и готовности к компромиссам: «Шаги, которые связаны с решением конфликта на Востоке и его последствиями, заняли второе и третье места: «"Начать прямые переговоры в четырехугольнике «Украина - РФ - т.н. ДНР - т.н. ЛНР» для прекращения огня и возвращения Донбасса" - 40,9% и "Обеспечить возвращение украинских военнопленных и удерживаемых лиц" - 38,4%».[v]

- Следующие ориентиры для Зеленского так же связаны не с войной, а с миром: «75% считают, что Президент Украины ради установления мира на Востоке страны должен пойти на прямой диалог с РФ: 50,8% ответили «определенно да» и 24,2% - «скорее, да». Не согласны с этим 16% и 9% не определились.

- Более половины (55,4%) считают, что Президент Украины ради установления мира на Востоке страны должен пойти на прямой диалог с руководителями так называемых «ЛДНР», треть (32,7%) с этим не согласны, остальные (11,9% ) - колеблются в ответе.

 - Среди вариантов решения проблемы неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей наибольший уровень поддержки имеет «Предоставление этим территориям особого статуса, который предусматривает автономию в составе Украины» (39,9%). Этот вариант преобладает во всех макро-регионах, кроме Западного».

 

В инаугурационной речи Зеленский заявил, что первым заданием для него является прекращении огня на Донбассе. Ради этого он «готов на все, терять рейтинги, популярность и должность, чтобы только наступил мир». При этом он иногда переходил на русский язык, в частности, когда заявил, говоря о Донбассе: «Мы готовы к диалогу. Первый шаг – возвращение пленных».

Говоря о Донбассе, Зеленский сказал слишком много и слишком мало одновременно. Он не говорил об иностранной агрессии, но сказал, что второй задачей видит «возвращение Донбасса и Крыма».

Зеленский не имеет такого агрессивного бэкграунда в отношении конфликта на Донбассе как у Порошенко, не он устраивал провокации на море недалеко от Крыма в Керченском проливе. Это и зафиксированные соцопросом ожидания гражданами Украины мира открывают для Зеленского определенные возможности. Однако, сопротивление сильное, инерция агрессивной политики Порошенко в отношении России и Донбасса значительна, внешнеполитическое влияние также направлено на поддержку этой политики, а уходящий президент заложил множество «мин» на случай отхода Зеленского из пробитого силой русла информационных, кадровых и внешнеполитических действий.Найдет ли новый президент Украины возможность, опираясь на мнение и ожидания большинства граждан страны, переформатировать политические отношения и политический курс страны покажет ближайшее время.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати