ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Скандал в благородном семействе

12:17 13.05.2019 • Михаил Леонов, журналист

Создание еще одной церкви, подчиненной Константинопольскому патриархату, не принесло обещанного мира в религиозную жизнь Украины – разборки там продолжаются, теперь уже между «своими». На официальном сайте т.н. Киевского «патриархата» 10 мая было опубликовано довольно удивительное обращение «почетного киевского патриарха» Филарета (Денисенко) к «Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Епифанию». Странным оно может показаться на первый взгляд, если не знать общей канвы происходящих в варфоломеевской ПЦУ процессов.

«Ко мне дошла информация из средств массовой информации, что Вы высказали неудовлетворение, - пишет самозваный «почетный патриарх» Епифанию (Сергею Думенко), – тем, что я не пригласил Вас на празднование памяти святого священномученика Макария, митрополита Киевского. Причина лежит в том, что Вы, после выбора Вас Предстоятелем УПЦ, ни единого раза со мной не совершали Божественную литургию (выделено мной – авт.) – на протяжении пяти месяцев. У меня возникла мысль, возможно она ошибочная, что Вы считаете унижением для себя служить с Патриархом (выделено мной – авт.) Филаретом? Кроме того, как мне известно, Вы собираетесь послужить литургию то ли в г. Днепре, то ли в г. Мариуполе и там собрать архиереев нашей Церкви в противовес празднованию в г. Киеве во Владимирском соборе, где пребывают святые мощи священномученика Макария.

Поэтому, поскольку своим неудовлетворением Вы высказали желание принять участие в праздновании покровителя нашей Украинской Православной Церкви священномученика Макария, митрополита Киевского, я с радостью приглашаю Ваше Блаженство на праздник святителя Макария в кафедральном патриаршем соборе 14 мая 2019 г., где мы ежегодно собираемся всем епископатом для утверждения нашего единства и укрепления нашей Церкви»[1].

Греческое агентство «ROMFEA» уже заявило о том, что ««Патриарх» Филарет анонсировал восстановление «Киевского Патриархата»»[2].

Что же происходит в «благородном» семействе новоявленной украинской варфоломеевской дочки, чего хотят Филарет и Епифаний и что в ближайшее время ожидает ПЦУ – поразмышляем.

О том, что со времени прошедшем после назначения Думенко «предстоятелем» ПЦУ между ним и Филаретом возникло противостояние, мы уже писали[3]. Кроме того, и сам самозваный «почетнный патриарх» в своих интервью и заявлениях неоднократно высказывал свое неудовольствие Фанаром и его кабальными условиями при создании нового детища на украинской земле. «Устав меня лично не удовлетворяет. И поэтому мы должны на следующем Поместном Соборе провести заседание и принять Устав Украинской Православной Церкви. Не Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата, потому что мы сейчас пользуемся этим Уставом, греческим Уставом. Нам, как автокефальной церкви, надо иметь свой украинский Устав, который должны утвердить на Поместном Соборе. Поэтому мы ждем созыва Собора УПЦ, на котором надо принять Устав нашей церкви», – заявлял Филарет в интервью «Главкому»[4]. Казалось бы – по факту порошенковско-варфоломеевского конкордата Филарету осталось только торжествовать победу и радоваться случившемуся: анафема, вроде как снята, его организация вроде как получила легитимность… Ан, все неймется девяностолетнему «почётному»! Тут нужно понимать, что анафема, как таковая, его и не волновала; истинную лживость «легитимизации» его сослужителей и его самого, как безупречный канонист Филарет так же понимает отлично; неприятие фанарских телодвижений Поместными Церквями для него, как опытного политика, так же вполне очевидны и понятны – все эти пункты и категории для него изначально были вторичны. Куколь, его патриарший куколь – вот что составляло и составляет истинную ценность и цель на протяжении 28-ти лет его непримиримой борьбы с бывшими собратьями во Христе! И назначение его «почетным» свадебным генералом Филарет ни Варфоломею, ни Порошенко, ни тем более Епифанию дарить и прощать не собирается. Что мы и имеем возможность ныне лицезреть.

Не успели отгреметь торжества, посвященные вручению Томоса, а Филарет уже был настроен продолжать борьбу за признание именно киевского патриархата и именно киевского патриарха в Украине. До тех пор, пока новоявленная ПЦУ еще не имела государственной регистрации, все т.н. «переходы» приходов юридически осуществлялись именно в его т.н. Киевский патриархат. И это несмотря на то, что 15 декабря 2018 года Филарет лично подписал решение о ликвидации УПЦ КП для ее последующего вливания в ПЦУ, а за день до «объединительного собора» в письме к Патриарху Варфоломею уверял последнего, что не имеет ни намерения быть кандидатом на пост предстоятеля новой структуры, ни планов занимать какую-либо должность в новой Церкви, кроме постоянного члена синода. Однако, слухи о том, что Киевский патриархат ликвидирован оказались несколько преувеличены[5], что и стало известно из разных источников, включая интервью самого Филарета телеканалу "ТСН"[6]. Как сообщал «СПЖ» со ссылкой на Telegram-канал шеф-редактора интернет-издания «Левый берег» Сони Кошкиной «По случаю дня памяти священномученика Макария, митрополита Киевского, «почетный патриарх» ПЦУ Филарет Денисенко от имени якобы распущенного Киевского патриархата созывает «архиереев» новой церковной структуры на «торжественное молитвенное общение»»[7], - опубликовав соответствующее приглашение на бланке Киевского Патриархата.

Есть подозрение, что под прикрытием «торжественного молитвенного общения» 14 мая Филарет созывает оставшихся верными ему «иерархов», готовя уже новый раскол в расколе – теперь уже против Епифания с Варфоломеем.

То, что Филарет не был приглашен на Интронизацию Епифания вполне можно списать на требование Варфоломея, на дух его не переносящего. При этом, действительно, со времени получения Томоса Филарет и Епифаний действительно ни разу не сослужили вместе. Особенной вишенкой на торте стало предание гласности событий, происходивших во время первого заседания «синода» ПЦУ, во время которого бывший Винницкий митрополит Симеон и «епископ» Герман предложили отобрать у Филарета право на управление Киевскими приходами. Лишь заявление Филарета о том, что он уйдет с заседания и его угроза рассказать журналистам о произошедшем оставили Филарету киевские приходы. Не прибыл Епифаний к Филарету и на традиционный ежегодный «патриарший прием» в честь торжества Пасхи. Проскальзывали в прессе сообщения так же и том, что со стороны Епифания были попытки прибрать к рукам главный штаб Филарета и его «патриархата» на улице Пушкинской. Не следует упускать из вида еще и тот немаловажный факт (который Филарет отлично понимает!), что с уходом Порошенко с поста президента и ПЦУ и сам Денисенко и его псевдоцерковная структура почти однозначно лишаются государственной протекции.

И положение Епифания в этой непростой для него ситуации не может не вызывать интерес. Опыт Филарета с опытом зрелого, но весьма молодого в подобных игрищах Думенко – величины явно не сравнимые! До недавних пор, раскол среди украинских отцов автокефалии, наметившийся лишь пунктирно, приобретает все более зримые очертания. Диспозиция образовавшихся и участвующих в грызне кланов на сегодняшний день такова.

  1. Филарет - среди националистов и части украинцев имеет авторитет непримиримого и несгибаемого борца за независимость, «автокефальность» и «национальну гиднисть[8]». На сегодняшний день контролирует основные финансовые потоки КП, владеет всей канцелярией отнюдь не бывшего киевского «патриархата», личными делами и компроматом на подчиненных ему «архиереев» и «священников», опытный организатор расколов и мастер интриг. Епифаний в его глазах лишь мальчишка, у которого вскружилась голова от свалившейся на него «благодати». К тому же, подобных поступков по отношению к себе Филарет никогда никому не прощает, а значит примирение между ними возможно лишь не более, чем дипломатическое. Из-за своей печальной репутации среди предстоятелей Поместных Церквей, расчитывать на общецерковное признание он не может. По этой же причине неприемлем и токсичен для Варфоломея. Осознает ли он неизбежность нового раскола? Вполне.

  2.  Патриарх Константинопольский Варфоломей. В сложившейся ситуации он загнал себя в угол своими же жадностью, папизмом и гордостью. Вместо того, чтобы довольствоваться благосклонностью (в том числе и материальной) Госдепа и Порошенко, Варфоломей возмечтал наложить лапу еще и на имущество УПЦ КП за рубежом, чем крайне отрицательно настроил против своей персоны «архиереев» УПЦ КП и УАПЦ. Не добавило любви автокефалистов к Фанару и те кабальные условия, на которых признавалась законнорожденность ПЦУ и её «священство». Филарет не таясь готовит созыв Собора против кабальных фанарских условий, а отозвать в существующих условиях Томос и пойти на примирение с Русской Церковью и другими Поместными Церквями для Варфоломея столь же неприемлемо и губительно, как если бы Филарету с покаянием явиться в Данилов монастырь.

  3.  Епифаний. «Несчастный молодой человек Сережа», как точно назвал его предстоятель Польской Церкви, скорее всего пришел к пониманию того, что именно патриаршии амбиции Филарета послужили главным препятствием признания возглавляемой им ПЦУ и его самого как предстоятеля со стороны хотя бы некоторых Поместных Церквей. Что и послужило, на наш взгляд, внезапному и кардинальному дистанцированию от своего бывшего сюзерена. Готовящийся Филаретом демарш, как нам кажется, его абсолютно не волнует и не пугает. Если не сказать – радует, учитывая ту выгодную позицию, в которой он оказался благодаря непримиримости Филарета и Варфоломея, оказавшихся заложниками своих личных амбиций. На сегодняшний день, Епифаний прежде всего удобен и выгоден Варфоломею. При условии, что 14 мая Филарет таки заручится поддержкой трети «епископата» - а именно столько необходимо для созыва нового, революционного Собора, - у Варфоломея остается лазейка отозвать свой Томос именно у филаретовской партии, оставив его в силе для структуры Епифания. Шаг хоть и унизительный для Фанара, но все же дающий шанс сохранить хорошую мину при плохой игре.

Если мои умозаключения и трактовка процессов, происходящих в Украине верны, то отзыв Томоса – вполне реальная перспектива. Во всяком случае, для поднимающего антифанарский бунт Филарета, точно.

Есть ли повод торжествовать? За Украину, стоящую в шаге от очередного раскола и противостояния, точно нет. Однако утешение вызывает тот факт, что эти обстоятельства окончательно убедят в преступной ошибочности изначальных действий Фанара тех отдельных представителей Поместных Церквей, кто еще питал иллюзии по поводу произошедшего. Христос воскресе!

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] https://www.cerkva.info/posts/patriarkh-filaret-zaprosyv-mytropolyta-epifaniia-vshanuvaty-pamiat-sviashchennomuchenyka-makariia

[2] https://www.romfea.gr/diafora/29039-o-patriarxis-filaretos-thelei-na-epanaferei-to-patriarxeio-kiebou

[3] https://interaffairs.ru/news/show/22225

[4] https://glavcom.ua/interviews/patriarh-filaret-poryadok-yakiy-zaproponuvali-greki-nas-ne-zadovolnyaje-nashiy-cerkvi-treba-noviy-statut--577409.html

[5] «Дело в том, что Киевский патриархат не ликвидирован, – заявил Филарет. – Не ликвидирован. Это хотят подать, что он ликвидирован. Ликвидировать Киевский патриархат может тот, кто его создал.»

[6] https://www.youtube.com/watch?v=MTVlxTH7bL0&feature=youtu.be

[7] https://spzh.news/ru/news/61999-filaret-sozyvajet-ijerarkhov-pcu-ot-imeni-nesushhestvujushhej-upc-kp--smi

[8] Национальное достоинство – укр.

Версия для печати