Все мы с вами слышали и читали заявления президента Украины, Патриарха Варфоломея, его «экзархов», Филарета и прочих иже с ними о том, что после молниеносного и победоносного перехода приходов и храмов канонической УПЦ в ряды новосозданной ПЦУ наступит эра торжества Вселенского патриархата и его вселенской же мудрости. Что переходы будут исключительно мирными, добровольными и массовыми. Наиболее оптимистические футурологи от Фанара вообще прогнозировали переход архиереев канонической УПЦ вместе с храмами, духовенством и паствой в течении полугода.
О том, как происходит «мирный» переход храмов и приходов в ПЦУ и как живут (вернее – выживают) обложенные фашиствующими боевиками храмы канонической Церкви (УПЦ) мы писали неоднократно. Теперь есть повод подвести некий итог тому, как поживает новорожденная ПЦУ – 16 апреля исполняется сто дней со дня подписания томоса.
Январь, а особенно февраль-март были весьма насыщены победными реляциями в информационном поле «автокефалистов»: приходы массово переходят, прихожане радостно поддерживают, «московские попы» активно сопротивляются и столь же активно готовят провокации. Президент с новоназначенным Епифанием для моральной поддержки сознательных украинцев (а вовсе не для предвыборной агитации!) совершают турне по областям, мгновенно получившее в народе прозвище «томос-тур». Сторонниками автокефалии была даже создана интерактивная карта переходов храмов в ПЦУ[1], которая на сегодняшний день остановилась на цифре 508.
Остановилась она, нужно сказать, не сегодня – эта цифра не меняется уже как недели две-три. Да и та под большим вопросом – согласно свидетельству Блаженнейшего Митрополита Онуфрия (Березовского), предстоятеля УПЦ МП, которое он озвучил на встрече с президентом Украины 21 марта, реальные цифры совершенно другие. «В СМИ распространяется ложная информация о переходе религиозных общин УПЦ в количестве около 450 приходов. Однако, согласно нашим данным, лишь 42 прихода решили перейти к ПЦУ, из них — 9 приходов перешли без священника. Остальные 55 так называемых «добровольных переходов» характеризуется срезанием замков, избиением верующих и фактически являются захватами. Зарегистрировано 137 случаев, когда территориальная община проголосовала за переход в ПЦУ против воли религиозной общины. В этих случаях наши верные со священниками остаются и служат в своих храмах, хотя местные органы власти отчитались о том, что община якобы перешла»[2]. Интерактивная карта горячих религиозных точек, составляемая православными журналистами по сведениям из мест конфликтов вообще приводит цифру в 113 приходов[3]. А интерактивная карта юридического отдела УПЦ МП[4] на сегодняшний день приводит цифру в 75 приходов[5]. Но не будем забывать теорию относительности – если статистически 508 приходов из 12 098 – это цифра надуманная, то за цифрой даже в 75 стоят избитые прихожане, священники, насильно захваченные храмы, конфликты между соседями и в семьях, кровь и слезы реальных живых людей.
Сценарий «добровольного перевода» приходов и храмов практически везде шаблонный. Спортивного вида «прихожане», в большинстве своем из соседних районов или вообще других городов, приезжают организованно на автобусах, проводят в местном клубе или актовом зале сельской администрации собрание «верующих» (как правило, просто собирают местных жителей), выносят «постановление», срезают в церкви замки и берут ее под свой контроль. Практически везде непременно присутствуют ребята в камуфляжной форме – бойцы националистов или участники АТО. Местная государственная власть – в группе поддержки. Полицию, если и вызывают, то она бездействует в сторонке.
При этом у новых, «переведенных» в ПЦУ храмов, внезапно обнаружились две проблемы. Во-первых, «новоприписанные» храмы становятся пустыми. Сделав свое грязное дело, боевики уезжают, а храмы, в которые отказываются идти православные, становятся безлюдными – местная массовка, как не ходила в «московскую» церковь, так и не ходит уже теперь в «украинскую». Но это не все. Во-вторых, в отобранных пустых церквях оказывается некому служить! «Епископ» ПЦУ Паисий Кухарчук анонсировал в своем Facebook набор на курсы (!) священнослужителей. «С моего благословения при епархиальном управлении будут действовать курсы для желающих принять священный сан. К священному сану согласно канонов могут приступать лица мужского пола, которые достигли совершеннолетия, женаты первым браком и не имеют никаких канонических препятствий для этого»[6], – верующий ли ты или нет, заходил ли ты в церковь до этого или нет – «иерарха» ПЦУ не интересует.
Вполне закономерно, что не имеющая в себе благодати Христовой любви ПЦУ, такой же отпечаток оставляет и на своих «священнослужителях». Тенденция вражды, обид и властолюбивых претензий, проявившаяся еще на «объединительном соборе» в декабре, когда «предстоятель» Думенко со скандалом был назначен по требованию Филарета в ущерб другим кандидатам, набирает обороты.
2 апреля «митрополит» Белгородский и Обоянский т.н. Киевского патриархата Иоасаф на своей страничке Facebook опубликовал открытое письмо[7], которое будто бы было написано сразу после интронизации «главы» ПЦУ Епифания.
О чем же решил вопиять филаретовско-варфоломеевский «митрополит» спустя три месяца? Вспоминая предтомосные события, он начал винить в навязывании своих условий коварных варфоломеевских греков в сговоре с молодой КП-шной командой: «Некоторые положения, предложенного "греками" Устава об управлении Церковью были и вредны жизни нашей Церкви, и даже антиканоничны. Мы обсуждали Устав, ни разу не видя его в глаза, пользовались только слухами, получаемыми от архиепископа Евстратия, да обрывками сведений из интернета. Проект текста, который и был принят, мы получили за 2 часа до самого голосования. На общее недоумение, по поводу неизвестности текста Устава, Святейший Патриарх говорил о том, что он и сам не видел Устава, но архиепископу Евстратию текст известен т.к. он обсуждали текст с "греками».
А говоря о ныне происходящем в УПЦ КП, «митрополит» рассказывает как новая поросль игнорирует и топит Филарета в реке забвения: «И я невольно оказался свидетелем этого первого заседания Синода. Я слышал все. Сказать, что я был в шоке от происходящего на Синоде, это ничего не сказать!!! ... Там уже не шла речь о двоих руководителях Церкви. Возглавлял заседание митрополит Епифаний. Голос Патриарха почти не был слышен. Архиерейская молодежь, не стесняясь, спорила со Старцем по любому мизерному вопросу, в особенности, когда стал вопрос об управлении Патриархом приходами Киева. Тут началось просто глумление над Старцем-Патриархом! В этом преуспевали митрополит Симеон и епископ Герман, участвовал и митрополит Макарий. Они в непочтительном, чтобы не сказать в хамском тоне, требовали отобрать у Патриарха право на управление Киевскими приходами. Архиереи бывшего Киевского Патриархата, помалкивали, давая возможность глумиться над Патриархом", - так Иоасаф, болезнуя за самопровозглашенного «патриарха» Филарета, по сути заварившего всю эту историю с автокефалией и независимостью «церкви», считает происходящее в ПЦУ заговором молодой плеяды против старой команды и Филарета лично.
Сам же Филарет, уже однажды предавший даровавшую ему епископское достоинство РПЦ, теперь уже ставит ни во что даровавших ему «прощение» и «автокефалию» фанарскую религиозную власть. В своих интервью он без тени смущения заявляет о своем недовольстве Уставом, навязанным Константинопольской Патриархией и одностороннего его изменения. «Меня лично не удовлетворяет (положение вещей, навязанное Константинопольской патриархией – авт.). И поэтому мы должны на следующем Помесном соборе провести заседание и принять Устав Украинской православной церкви. Не Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата, потому что мы сейчас пользуемся этим Уставом, греческим Уставом. Нам как автокефальной церкви нужно иметь свой украинский Устав, который должны утвердить на Помесном соборе. Поэтому мы ждем созыва Собора УПЦ, на котором нужно принять Устав нашей церкви»[8]. То есть «война» между УПЦ КП и ПЦУ еще впереди?!
В Одессе дошло до того, что «священник» УПЦ КП Виталий Сеник начав противостояние с новоназначенным «архиереем» ПЦУ за право остаться настоятелем своего храма, написал прошение о выходе из фанарско-украинской церкви: «Я думал, что будет лучше, будет понимание, чувство братства. Я вижу в глазах своих друзей-священнослужителей только рабство, страх, подхалимство, я вижуимператорство и прокурорство у высших чинов. Я такой церкви не хотел бы»[9], - досадовал он в интервью после пресс-конференции.
Такой церкви не хотел никто, но такая «церковь» только и могла родиться в столь антиканоническом союзе гордого и высокомерного Варфоломея с непримиримым и спесивым раскольником Филаретом.
Даже этих небольших но крайне нелицеприятных фактов уже достаточно для того, чтобы убедиться в том, что т.н. украинская автокефалия, несмотря на все заверения и обещания Вселенского Патриархата, принесла не взаимопонимание, примирение и мир, но меч и вражду в еще более расширенном формате в украинское общество. Смешавшись с политикой и националистическими лозунгами и получая политическую поддержку из Киева она, подобно проказе, разлагается сама и разлагает всё и вся с ней соприкасающееся.
Удастся ли локализовать эту проказу, удастся ли хотя бы вернуть ситуацию к первоначальному статус-кво в украинской религиозной жизни – вопрос. И этот вопрос прежде всего к Фанару – не пора ли патриарху Варфоломею увидеть очевидное и признать легализацию закоренелых раскольников если не преступлением, то хотя бы ошибкой?
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[3] https://spzh.news/ru/spots
[4] В Юридическом отделе Украинской Православной Церкви под руководством Епископа Барышевский Виктора (Коцабы) открыта "горячая линия", куда можно позвонить и рассказать об атаке на храм. Полученные сведения наносят на интерактивную карту
[6] https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=643388399437935&id=100013003422672
[7] https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=620432228418353&id=100013547433466
[8] https://risu.org.ua/ua/index/monitoring/society_digest/75086/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs