Борьбу с экстремизмом на территории Республики Крым «Меджлис крымскотатарского народа» (запрещен в РФ) пытается представить нарушением прав человека и репрессиями по национальному признаку. Ответ на вопрос - «кому это выгодно?» - лежит на поверхности. Поэтому внимания требует механика, история, причины и возможные последствия этой постоянной провокации. Тем более что речь идет об одном из инструментов попыток дискредитации России на международной арене.
Несколько событий, которые произошли только за два последних месяца и только в Крыму:
-
27 марта текущего года в ходе спецоперации ФСБ в Крыму задержаны 20 членов террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (запрещена в РФ[i]). По информации ФСБ, они вербовали крымских мусульман.[ii]
-
В апреле текущего года в Севастополе сотрудники ФСБ задержали 35-летнего местного жителя, которого подозревают в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 280 УК РФ): «Задержанный продвигал идеи ваххабитского проповедника Абу Яхъя Крымского (в жизни - Арсен Джелялов).
Проповедник этот учился в Кувейте, ОАЭ и Катаре. Долгое время действительно жил в Крыму, даже вел передачу "Ключ счастья" на телеканале ATR, принадлежащем бизнесмену Ленуру Ислямову (организатору блэкаута и продуктовой блокады Крыма, в России он в розыске по обвинению в диверсии). Позже Арсен Джелялов перебрался в Киев и вместо ТВ теперь использует соцсети для вербовки новых последователей.[iii]
Работа по пресечению радикальных и экстремистских организаций ведется спецлужбами постоянно. Но это работа по выявлению, сопровождению, аресту и передаче подозреваемых суду. Информационно такая работа освещается как факты действий по задержанию экстремистов – сухо, с упоминанием причин задержания и статей уголовного кодекса, которые им предъявлены.
Именно эта скупая фактологическая информация интерпретируется «Меджлисом» как репрессии против крымских татар. «Меджлис» пытается представить борьбу с экстремизмом и религиозным радикализмом как репрессии, подменяя понятия и вводя в заблуждение международные организации, руководство других стран и общественность. Думается, что более расширенной информации о таких случаях явно недостаточно, что дает повод для спекуляций заинтересованным сторонам. Необходимо создание своего рода «информационного щита», контент которого будет состоять из информационных продуктов разъяснительного характера на основе информации представителей традиционных религиозных конфессий, экспертных оценок, результатов мониторинговых и других исследований, информации правоохранителей и органов власти.
Такая работа экспертно-аналитических структур окажет существенную помощь и российским дипломатам, которые получат в свой арсенал информационное оружие, с помощью которого будут отбивать попытки провокаций и дезинформации международного сообщества со стороны «меджлиса» в отношении борьбы с экстремизмом в Крыму.
Кроме дипломатического контекста данная проблема имеет серьезный политический контекст, связанный с вопросами государственной безопасности. Российские спецслужбы имеют дело с опытным противником, десятилетия оттачивающим приемы влияния на отдельных людей, общины и общество, использующим новейшие коммуникационные технологии.[iv] Этот противник несколько лет пробовал свои силы на Кавказе и Ближнем Востоке, построив ИГИЛ (запрещена в РФ[v]) государство-«черную дыру», уничтоженное во многом благодаря России.
Исследователи отмечают, что партия «Хизб ут-Тахрир» «использует националистические чувства мусульман, чтобы вовлечь их в свои ряды. Многие мусульманские организации и группы ориентированы на свою интерпретацию ислама или сконцентрированы на локальных проблемах, например, противостоянии с Израилем или конфликте в Кашмире. Партия Освобождения, привлекая массы под свои знамена, оперирует общими лозунгами, например, такими, как упадок и растление Запада, социальная несправедливость, нищета, страдания мусульман во всем мире».[vi] В Крыму упомянутая организация прикрывается «крымской солидарностью», заявляя, что борется за права крымских татар. Об этом же всегда заявлял и «меджлис», который еще в украинский период Крыма пользовался организационным и идеологическим ресурсом «Хизб ут-Тахрир» для проведения протестных акций различного формата в публичном пространстве.
20 апреля в Симферополе прошел круглый стол «Религиозный экстремизм как вызов стабильности в Крыму».[vii] Эксперты, политики и представители духовенства обсуждали ситуацию в сфере борьбы с религиозным экстремизмом в Крыму, связь двух упомянутых выше организаций.
С 2005 года, отмечали эксперты, «Хизб ут-Тахрир» прикрывается правозащитной деятельностью. При этом, подобная деятельность противоречит уставу "Хизб ут-Тахрир", согласно которому демократия - зло, а любая общественная, правозащитная организация - это институт демократического общества.
«Хизб ут-Тахрир» использует религию для достижения различных политических целей. Айдер Исмаилов - заместитель муфтия Крыма отметил: ««Хизб ут-Тахрир» в Крыму - с 1995 года, значительное время ДУМК (Духовное управление мусульман Крыма) один на один боролось с этой и другими экстремистскими организациями. Действия и деятельность «Хизб ут-Тахрир» и ряда других подобных ей организаций противоречит основам ислама, а значит, их конечными целями не являются цели религиозные. Роль ДУМК в этой ситуации - развенчание религиозности экстремистов».
Политолог, эксперт Владимир Джаралла: «2009 год - установление взаимоотношений между «меджлисом» и «Хизб ут-Тахрир» на основе национализма. Фиксируется участие «Хизб ут-Тахрир» в акциях «меджлиса», который использует партию как мобилизационный ресурс. Так же можно говорить, что «Хизб ут-Тахрир» в своей закулисной борьбе используют спецслужбы разных стран».
Депутат Государственной Думы Руслан Бальбек показал объемную картину деятельности партии, историю ее взаимодействия с «меджлисом»:
-
Все экстремистские проекты - это идеологическое оружие, мягкая сила, которую использует Запад против России.
-
«Хизб ут-Тахрир» не осуществляет террористическую деятельность, но поддерживает ее. Это и является основанием для признания «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией. «Хизб ут-Тахрир» отрицает российскую и общегражданскую идентичность. Построена она по принципу военно-территориальной организации. Ненасильственная деятельность - камуфляж от правоохранительных органов.
-
«Меджлис» и «Хизб ут-Тахрир» объединяет то, что кошелек один кассиры разные. Цели - влияние на общество. При участии «Хизб ут-Тахрир» была создана сеть общественных организаций «Право на проведение протестных акций», в которых проходило обучение таким акциям.
-
В 2010 году «меджлис» принял постановление о деятельности «Хизб ут-Тахрир» и других радикальных организаций. Это было формальной позицией - дистанцирование от радикальных организаций. При этом проходили регулярные встречи руководства «меджлиса» и «Хизб ут-Тахрир», для того, чтобы не было противоречий в их деятельности перед зарубежными спонсорами.
-
Не имея ресурсов «меджлис» торгует уголовными делами в отношении членов «Хизб ут-Тахрир». Эти уголовные дела представляются фактами преследования крымских татар и угнетения нации.
Депутат Госдумы заявил, что уголовные дела против членов запрещенной организации выгодны «меджлису» не меньше, чем деятельность организации по вербовке адептов, расширению сети и др. Адвокаты задержанных делают все возможное, чтобы их подопечные получали максимальные сроки, что должно создавать ряды «мучеников» и подтверждать угнетение по религиозному и национальному признаку.
Связка «меджлиса» с радикалами раскрывает направление его усилий и одновременно говорит о его слабости. Киевские изгнанники пытаются найти хоть какую-то возможность влиять на ситуацию в Крыму с помощью радикальных сил. Судя по всему, это их последний ресурс, что подтверждает факт отсутствия иных альтернатов влияния на народ, на представление интересов которого они претендуют.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[i] Верховный Суд Российской Федерации, от 14.02.2003№ ГКПИ 03 116,вступило в силу 04.03.2003
[ii] http://www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id%3D10438355%40fsbMessage.html
[iii] https://www.crimea.kp.ru/daily/26966.5/4021937/
[iv] https://interaffairs.ru/news/show/14227
[v] Верховный Суд Российской Федерации, от 29.12.2014 № АКПИ 14-1424С, вступило в силу 13.02.2015
[vi] Литвин В. « «Идейный ислам» – ненасильственный путь к всемирному халифату» //http://www.russianscientist.org/files/archive/Polit/2006_valentin_1.pdf
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs