ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Шепоты и крики Эдварда Мунка: в Москве открылась ретроспектива норвежского классика

13:13 22.04.2019 • Елена Рубинова,

Танец жизни, 1925. Холст, масло. Музей Мунка, Осло

В Государственной Третьяковской галерее открылась долгожданная ретроспектива Эдварда Мунка, причем впервые искусство норвежского художника представлено в России в таком масштабе. На двух этажах Инженерного корпуса выставлены 64 живописные работы и 37 графических, а также фотографии и мемориальные предметы преимущественно из Музея Мунка в Осло — две трети творческого наследия, по завещанию художника, хранится именно там. Музей в Осло, основанный в 1963 году, сейчас на реконструкции и возобновит свою работу в новом здании только весной 2020 года, а пока коллекция путешествует по различным выставочным площадкам и музеям мира.  Ретроспектива в Москве — самая масштабная.

«Эдвард Мунк. Танец жизни» в Инженерном корпусе ГТГ

«Я долго с нетерпением ждал дня открытия выставки Мунка в Москве. Для нас большая радость и честь представить нашего великого художника здесь. Это самая обширная выставка, которую мы когда-либо где-либо устраивали», — признался на пресс- конференции директор Музея Мунка Стейн Улаф Хенриксен. «Эдвард Мунк. Танец жизни» — ответный проект Музея Мунка в Осло. «Программа сотрудничества Музея Мунка и Третьяковской галереи включает в себя и три выставки русского искусства. Первая («Царевна-Лебедь. Русское искусство 1880–1910») проходит в Музее Мунка сейчас, а вторая и третья — это искусство 1880-1910 годов и 1910-1980 годов — будут показаны в музее позже», —  добавил Стейн Улаф Хенриксен.Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, со своей стороны, поблагодарила посольство Норвегии в РФ за поддержку проекта, а Музей Мунка — за «невероятную щедрость в предоставлении лучших произведений для этой выставки», отметив, что «проект является примером настоящих партнерских отношений двух музеев».

В российских собраниях работы Мунка практически не представлены (исключение составляют два произведения из коллекции ГМИИ им. Пушкина: «Девушки на мосту» и графический «Автопортрет с рукой скелета», также вошедшие в нынешнюю экспозицию), а масштабная выставка этого выдающегося модерниста в последний раз прошла в Эрмитаже 35 лет назад.

Крик, 1893. Картон, восковая пастель. Музей Мунка, Осло

Не будет преувеличением утверждать, что для широкого, пусть и образованного зрителя, выставка станет уникальной возможностью заново открыть для себя автора «Крика» (1893) — ныне самого известного  произведения знаменитого на весь мир художника. Именно эта картина считается не только одним из самых дорогих (на аукционе в 2012 году она была продана за рекордные на тот момент 119,9 млн долларов), но и одним из наиболее тиражируемых произведений искусства XX века. В Москву привезли самую раннюю графическую версию «Крика», выполненную пастелью на картоне. На открытии директор Музея Мунка г-н Стейн Улаф Хенриксен подчеркнул, что этот хрупкий экспонат крайне редко выставляется за пределами музея, однако для выставки в Третьяковке было сделано исключение, и с 2004 года работа впервые покинула постоянное место хранения.

За рулеткой в Монте-Карло, 1892. Холст, масло. Музей Мунка, Осло

«Больше, чем крик» – именно так озаглавил свою статью видный норвежский искусствовед Эйстейн Устведт, написавший ее для каталога, изданного на русском языке к нынешней выставке. Мунк, чья богатейшая творческая жизнь продолжалась более полувека, был не только основоположником экспрессионизма, но и тонким графиком, литератором и даже фотографом. Радикально расширить представление о творчестве художника и призвана настоящая выставка.

Первый снег на аллее, 1906. Холст, масло. Музей Мунка, Осло

Классик европейского модернизма представлен разными периодами и пластами своего творчества — зритель увидит работы из всех главных циклов и серий художника, к которым он возвращался на протяжении многих лет. Среди них «Танец жизни», «Поцелуй», «Мадонна», «Девушки на мосту»,  «Вампир», «Созревание» и другие.

 

Поцелуй, 1897. Холст, масло. Музей Мунка. Осло

Для многих зрителей открытием станут произведения позднего периода, связанные со светлыми мотивами в творчестве художника, такими как дружба, любовь, соприкосновение с природой. «Сам Мунк говорил, что его искусство вывело его к свету, а задача и цель его искусства — вывести к свету других.  И это солнце засияло у него в работах, в том числе созданных для университета Осло. Мне он представляется таким мужественным рыцарем, который не упивается темной стороной жизни и натуры человека, а атакует ее, выводит ее наружу и расстается с ней», считает куратор выставки Татьяна Карпова. Именно эмоциональное состояние художника и проекции его духовных поисков выплескиваются на портреты и отражаются в пейзажах, и эта особенность его творчества сделала Мунка особенно актуальным для современного зрителя. Экспозиция построена по тематическим разделам: пейзажи, автопортреты, цикл о жизни и смерти «Фриз жизни», отдельно показаны графика, фотографии и документальные материалы.

Брошь. Эва Мудоччи, 1903. Литография. Музей Мунка, Осло

«Опыт его собственной жизни был интересен — на выставке представлены и автопортреты, фотопортреты, и цитаты из его дневников. Он прекрасно владел словом, оттачивал формулировки и работал над своим мировоззрением», — продолжает Татьяна Карпова. Среди тем, раскрытых в экспозиции, интереснейшие параллели между русским писателем и норвежским художником: влиянию романов Достоевского на творчество Мунка посвящен целый ряд научных исследований разных лет. Мунк глубоко вникал в романы Достоевского и не раз называл «Идиота» и «Братьев Карамазовых» в числе своих любимых литературных произведений, а одно из изданий русского классика из библиотеки художника привезли в Москву.

 

Две женщины на берегу, 1898. Бумага, цветная гравюра на дереве. Музей Мунка, Осло

Графика столь же важна для понимания творчества художника, как и его работы маслом.  За свою долгую творческую жизнь Мунк создал в общей сложности более 700 гравюр, став таким образом одним из самых важных художников-графиков XX века, пришедших к этому жанру из живописи. Отдельный раздел посвящен Мунку-фотографу. Еще в начале прошлого столетия художник увлекся техническими новинками и, приобретя фотокамеру, много экспериментировал с экспозицией, необычными ракурсами и, по сути дела, предвосхитил моду на жанр «селфи». Но художник не просто фиксировал себя, а глубоко анализировал свое душевное состояние. Еще в 1890  году он писал: «Фотоаппарат не может конкурировать с кистью и палитрой, поскольку его нельзя использовать в аду или на небесах.” Как и автопортреты, фотографии художника передают его внутренний мир и  артистизм его личности.

Автопортрет в шляпе в Экелю. 1930. Серебряно-желатиновый отпечаток. Музей Мунка, Осло

Для Третьяковской галереи ретроспектива Мунка является первым этапом долгосрочного «скандинавского проекта», в который впоследствии войдут другие выставки художников из Швеции и Финляндии. При участии посольства Норвегии к событию подготовлена международная образовательная программа: искусствоведы, писатели, издатели и переводчики расскажут, как на творчество Мунка влияли литература и философия, представят книги и кинопоказы о художнике.

Выставка продлится до 14 июля.

 

Фото предоставлены пресс-службой ГТГ и Е. Рубиновой

Версия для печати