Заявление госсекретаря США Майка Помпео о том, что его стране не удалось «остановить» строительство газопровода «Северный поток - 2», наглядно демонстрирует ключевые цели и методы администрации президента Дональда Трампа. Они заключаются в противодействии ультимативно-политическими методами невыгодным Вашингтону сделкам, проектам и соглашениям при одновременном навязывании партнерам собственных продуктов, товаров и услуг – от более дорогого сжиженного природного газа (СПГ) до пассажирских и военных самолетов и систем вооружений. Однако подобные усилия далеко не всегда достигают успеха, одновременно обостряя отношения США даже с ближайшими союзниками в Европе и НАТО.
Как заявил Майк Помпео на слушаниях в сенатском комитете по иностранным делам 10 апреля, Вашингтон сделал все возможное, чтобы убедить европейских партнеров не строить газопровод «Северный поток - 2», но эти усилия так и не принесли результатов. По словам главы Госдепартамента, на сегодняшний день Берлин нацелен на то, чтобы продолжать строительство газопровода, и попытки отговорить европейцев от строительства газопровода не дали результатов. «Германия, судя по всему, нацелена на то, чтобы продолжать строительство газопровода. Мы работаем с ними над тем, чтобы найти способ обеспечить поставку каких-то энергоресурсов через Украину», - заявил Помпео: «Мы сделали практически все возможное, чтобы убедить европейцев, и в первую очередь Германию, не строить «Северный поток - 2», но сегодня успеха в этом нет». [1]
Ранее американский госсекретарь подчеркивал, что США «должны продолжать оказывать давление, чтобы свернуть «Северный поток - 2». [2]
Если попытки Вашингтона использовать политическое давление для продвижения собственных энергетических проектов в виде СПГ усиливают разногласия между США и Европейским союзом и конкретно Германией, то аналогичные усилия в военно-технической области уже напрямую угрожают целостности и единству Североатлантического альянса. Вице-президент США Майк Пенс фактически предъявил ультиматум одному из ближайших американских союзников в ближневосточном регионе – Турции. Он предостерег Анкару от покупки российских зенитно-ракетных комплексов С-400, призвав ее выбрать между партнерством с НАТО и этой сделкой. А исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан дал понять, что его страна сделает все возможное для того, чтобы уговорить Турцию приобрести вместо российских зенитно-ракетных комплексов С-400 американскую систему Patriot. [3]
Однако и в этом вопросе США в своей политике могут потерпеть неудачу. Первый ультимативный срок, объявленный Турции для отмены решения о закупке российских комплексов, истек еще 15 февраля. Именно к этому дню официальные лица США потребовали от своих турецких партнеров по НАТО дать ответ на предостережение: если Анкара не разорвет сделку с Россией по закупке С-400, Вашингтон отзовет свое предложение о продаже противоракетных комплексов Patriot стоимостью 3,5 млрд. долларов. Кроме того, США заявили, что под угрозой находится сделка на покупку Турцией истребителей Lockheed Martin F-35. Против Турции также могут быть введены санкции. [4]
Тем не менее, турецкое руководство сохраняет принципиальность в данном вопросе. На следующий день после истечения срока американского ультиматума президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна не откажется от сделки по покупке у России зенитно-ракетных комплексов С-400: «Мы заключили сделку с Россией по С-400, так что не может быть и речи о том, чтобы мы повернули назад. Вот и все». По словам турецкого лидера, Турция открыта и для покупки систем Patriot, если сделка послужит интересам Турции. Однако при этом он добавил, что есть вопросы, которые все еще обсуждаются с Вашингтоном. «Администрация США положительно относится к вопросу досрочных поставок, но ничего не говорит ни о совместном производстве, ни о кредите. Мы продолжаем работу, исходя из обещания поставок С-400 в июле», - подчеркнул Реджеп Тайип Эрдоган.
А уже 10 апреля министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара может приобрести вторую партию российских зенитно-ракетных комплексов С-400, если США откажется продавать Анкаре свои противоракетные комплексы Patriot. По его словам, Турция также будет искать альтернативу американским истребителям F-35, если США не возобновят их поставки в Турцию. [5]
Россия и Турция заключили соглашение по поставкам четырех дивизионов С-400 на сумму в 2,5 млрд. долларов в декабре 2017 года. Сделка предусматривает передачу турецкой стороне технологий, благодаря которым Анкара сможет создать собственные противоракетные комплексы. Первоначально поставки были запланированы на июль текущего года, но президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган допустил, что они могут быть ускорены. [6]
На пресс-конференции по итогам состоявшихся 8 апреля в Кремле российско-турецких переговоров на высшем уровне президент Турции подробно обрисовал свое видение ситуации вокруг попыток США сорвать реализацию договоренностей с Россией: «Дорожную карту по С‑400 мы уже проложили, соответствующие шаги сделали, всё уже закончено. И после этого кто‑то будет выступать с пожеланиями, рекомендациями: откажитесь от этого, – и не будет признавать наше мнение? Если мы уже договорились, подписали свое соглашение, естественно, мы будем продолжать двигаться дальше. Это наше суверенное право. Это наше решение. Никто не может требовать от нас отказаться от этого». [7]
«Для Турции крайне важно купить ракеты С-400 у России», - констатирует в данной связи турецкая газета Aydinlik Gazetesi. «С-400 - это не только спасение от натовского и атлантического ярма, но и в то же время конкретная необходимость», поскольку «ракеты С-300/400, производимые российской компанией оборонно-промышленного комплекса «Алмаз - Антей», являются самыми эффективными ракетными системами в мире», - подчеркивает издание. [8]
Гражданское самолетостроение - еще одно поле, на котором на глазах усиливается противостояние США и их ближайших союзников, в том числе Франции. На днях французский министр экономики и финансов Бруно Ле Мэр счел нужным лично прокомментировать все более агрессивные попытки Вашингтона «продвинуть» на мировые рынки собственные «боинги» за счет вытеснения французских «эрбасов». «Европейский союз и Соединенные Штаты не могут позволить себе конфликт в аэронавтике и должны найти мировое соглашение после угроз Вашингтона в отношении налогообложения Airbus», – заявил он в ходе пресс-конференции в министерстве экономики Франции. [9]
Это заявление стало ответом на обнародованную ранее торговым представительством США информацию о том, что в Вашингтоне рассматривают введение новых пошлин на импорт из Евросоюза, которые, в частности, могут коснуться гражданских вертолетов и самолетов. По данным американской газеты The Wall Street Journal, общая стоимость товаров, на которые могут распространить новые пошлины, составит 11 млрд. долларов. [10]
Именно новый виток в «торговой войне» США и Европы может уже в ближайшие месяцы стать ключевым дестабилизирующим фактором как для отношений по обе стороны Атлантики, так и для общей ситуации на мировых финансовых и торговых рынках – даже по сравнению с затянувшимся торгово-экономическим противостоянием Вашингтона и Пекина.
Американское торговое представительство уже предупредило, что готово ввести дополнительные налоги на товары, ввозимые в США из Европы, если Евросоюз продолжит субсидировать компанию Airbus - одну из крупнейших авиационных корпораций в мире и конкурента Boeing. В списке товаров, которые попадут под ограничения, значатся авиационная продукция, самолеты Airbus, а также некоторые товары, не имеющие прямого отношения к авиации, включая кухонные ножи и велосипеды. [11]
В 2018 году США уже ввели ряд пошлин на товары из Европы, включая поставки стали и алюминия.
Вашингтон не случайно именно сейчас ужесточает давление на Европу в вопросах самолетостроения и угрожает европейцам многомиллиардными санкциями, несмотря на то, что конфликт вокруг субсидий ЕС собственным авиапроизводителям начался еще в 2004 году. Нынешнее обострение отношений США и Евросоюза напрямую вызвано серьезными сложностями, возникшими у американской компании Boeing после ряда крушений модели Boeing 737 MAX 8. От ее использования уже отказались некоторые авиакомпании, а ряд стран, включая США, запретили полеты указанной модели в своем воздушном пространстве. [12]
В сложившейся ситуации администрация президента Дональда Трампа решила сыграть на опережение сразу по нескольким ключевым для торгово-экономических интересов США направлениям – энергетика, военные поставки и гражданское самолетостроение. Расчет сделан на традиционно жесткое лоббирование – которое при 45-м хозяине Белого дома явно вышло на новый уровень – при одновременном активном использовании политической риторики в плане раскручивания евроатлантической солидарности, а также «российской» и «китайской» угроз.
Тем не менее, попытки ультимативного давления сразу на нескольких фронтах вполне могут иметь следствием более тесное сплочение европейцев в отстаивании собственных интересов, дальнейшее укрепление экономических связей России и Китая, а также еще более активные и самостоятельные действия Турции – причем не только в сфере военно-технической политики. Эти действия со стороны США все больше закручивают спираль конфликта на все более широком поле геополитического пространства. И пока не ясно к чему это может привести.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[1] URL: https://www.foreign.senate.gov/hearings/review-of-the-fy-2020-state-department-budget-request-041019
[2] URL: https://www.rbc.ru/politics/10/04/2019/5cae1f859a7947722a86b421#ws
[3] URL: https://www.rbc.ru/politics/03/04/2019/5ca4fe579a7947257e9afec1#ws
[4] URL: https://www.rbc.ru/politics/16/02/2019/5c67d8659a7947f014bd5430#ws
[6] URL: https://www.rbc.ru/politics/10/04/2019/5cada4aa9a794733bec0cac4#ws
[7] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60247
[9] URL: https://regnum.ru/news/polit/2609183.html
[10] URL: https://www.wsj.com/articles/u-s-to-impose-tariffs-on-11-billion-of-eu-goods-11554770493
[11] URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5cab1aba9a7947b9a80fbde3?from=newsfeed
[12] URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5cab1aba9a7947b9a80fbde3?from=newsfeed
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs