Начнем с цифр.[i] Итоги первого тура выборов президента Украины: Владимира Зеленского поддержали 30,24% (5714034) избирателей, Петра Порошенко – 15,95% (3014609). Разница в поддержке в пользу Зеленского – 2699425 голоса избирателей. Если привязать цифры к «земле», то Порошенко проиграл две крупных области или 3-4 небольших. Разница в количестве голосов между Порошенко и Тимошенко (она получила 13,4%, 2532452 голоса) – 482157 голосов, то есть проиграла одну небольшую область в совокупности. Разрыв между Порошенко и Тимошенко проясняет некоторые детали и объясняет итоги первого тура. Можно с уверенностью предположить, что результат голосования «за» Тимошенко подкорректирован, не только с помощью двойника по фамилии в списке кандидатов (Юрий Тимошенко – 0,62%, 117693 голоса), но и с помощью возможного «слива» ее голосов в пользу отдельных кандидатов, которых вычислить достаточно просто. Бывший глава Службы безопасности Украины Игорь Смешко получил 6,04% и 1141332 голоса. Этот результат объяснить трудно – экс-глава СБУ никогда не был активным политиком, заметной избирательной кампании не вел, но при этом оказался конкурентом на одном имиджевом поле экс-министру обороны Анатолию Гриценко, который в политике давно, и в президенты выдвигался не первый раз, а получил лишь немногим более - 6,91%, 1306450 голосов. В украинском сегменте социальных сетей всерьез говорили о том, что проценты Смешко сделало данное им интервью известному журналисты Дмитрию Гордону.[ii] Но это неправдоподобно. Эти странности заставляют предположить, что Смешко выступил основным кандидатом, которому слили голоса Тимошенко.
Все говорит о том, что основной задачей первого тура для команды Порошенко было выбить из участия во втором туре Юлию Тимошенко и с этой задачей справились успешно. В штабе Порошенко было понимание победы Зеленского в первом туре, но такого разрыва - более двух миллионов голосов (почти 15%) - ожидали вряд ли.
Штаб Порошенко ставил задачу по Тимошенко исходя из понимания технологий ее кампании, которые отличались от технологий президентской команды только отсутствием административного ресурса. К Зеленскому же относились как к шоумену и клоуну, считали его социологические рейтинги политической эмоцией избирателей, которая должна была свестись к результату, сопоставимому с рейтингом Порошенко, по причине «прозрения» избирателей и ожидаемого у них «приступа адекватности» в день голосования.
Что, скорее всего, не приняли в расчет технологи Порошенко? Значимость антирейтинга, который у Порошенко был самым большим среди кандидатов (почти половина избирателей не проголосовали бы за него ни при каких обстоятельствах). Технологов Порошенко радовали антирейтинги других кандидатов, которые, в том числе, должны были подкорректировать их рейтинги: за Ю.Тимошенко не отдали бы свои голоса около 30%, за Ю.Бойко - 20%, В.Зеленского - 14%.[iii]
Случилось не так – антирейтинг стал значимым фактором для Порошенко и Тимошенко, и оказал минимальное влияние на рейтинг Зеленского.
Ориентиром являлся также и прогноз социологов по парам, вышедшим во второй тур: «Моделирование второго тура дало следующие результаты: Ю.Тимошенко держит первенство в паре с П.Порошенко (26% против 19%). В то же время, В.Зеленский побеждает как в паре с П.Порошенко (39% против 18%), так и с Ю.Тимошенко (34% против 21%)».[iv] Зеленский занимает лидирующие позиции, однако, выводы при анализе прогноза по парам второго тура делались, судя по всему, по принципу, приведенному выше – многие из голосовавших в первом туре за «марионетку Коломойского» должны были одуматься и отдать голоса Порошенко.
При этом опросы подтвержали твердость ядерного электората Порошенко, а значит, недостающие для победы во втором туре голоса должны поступить за счет одумавшихся, вследствие технологий и административного ресурса. Вот что эти опросы показывали: «Избиратели В.Зеленского из всех кандидатов допускают вероятность поддержки разве что Ю.Тимошенко, одновременно половина не выбрали бы никакого другого кандидата. Избиратели А.Гриценко допускают вероятность поддержки В.Зеленского, П.Порошенко и И.Смешко. Избиратели Ю.Тимошенко - В.Зеленского, А.Гриценко и О. Ляшко. Избиратели А.Вилкула - Ю.Бойко, а избиратели Ю.Бойко – А.Вилкула (электораты последних пересекаются почти наполовину). У П.Порошенко наиболее устойчивые избиратели - большинство не выберут никакого другого кандидата и допускают незначительные перетоки разве что к А.Гриценко».[v] Это предвыборная социология.
Первые поствыборные данные появились сразу после выборов (экзит-полл 31 марта о поддержке кандидатов во втором туре): «Во втором туре президентских выборов на Украине актер Владимир Зеленский сможет заручиться поддержкой большинства граждан страны. Такие данные показали результаты экзитполов, которые в день проведения первого тура на Украине провели телеканалы «112 Украина» и NewsOne совместно с австрийским Институтом социальных исследований и консалтинга SORA (Австрия) и украинским центром «Социальный мониторинг». При ответе на вопрос «За кого вы проголосуете, если во втором туре будут Владимир Зеленский и Петр Порошенко?» -49,4% респондентов отдали предпочтение Зеленскому, а 19,8% — Порошенко. Всего удалось опросить 15,1 тыс. человек».[vi]
Так что, похоже, административного ресурса и ядерного электората, как показывают итоги первого тура и социологические исследования – недостаточно. Поэтому Порошенко и его команде во втором туре придется приложить огромные усилия на всех направлениях:
-
международная сфера
-
отношения с украинской элитой
-
информационная сфера
-
отношения кандидата с избирателями
-
работа избирательных структур кандидата в регионах
-
имиджевая борьба с соперником
Международная сфера. Это эксклюзивный ресурс Порошенко, как действующего президента. И этот ресурс он использует цинично и прямолинейно. На следующий день после выборов президентский сайт сообщил, что состоялся телефонный разговор между Президентом Украины Петром Порошенко и Федеральным канцлером Германии: «Ангела Меркель поздравила Петра Порошенко с выходом во второй тур президентской кампании».[vii] 2 апреля разговор состоялся с президентом Польши Дональдом Туском, который также поздравил Порошенко с выходом во второй тур.
Кроме того, сторонники Порошенко исказили заявление заместителя председателя фракции ХДС / ХСС в бундестаге Иоганна Дэвида Вадефула, который, якобы заявил, что обеспокоен высоким результатом Зеленского в первом туре и его связью с олигархом Коломойским. Эту версию заявления немецкого политика пытались разогнать по социальным сетям и СМИ. При этом в оригинале в заявлении Вадефула сказано следующее: «Большое количество голосов, отданных за актера Владимира Зеленского, является выражением снижающегося доверия к политическим элитам и разочарованием в отношении процесса реформ, проводимого Петром Порошенко. Помимо этого, большая часть населения надеется на то, что Зеленский будет проводить решительную борьбу с коррупцией и влиянием олигархов. Также Зеленский должен уточнить, как он хочет достичь своей цели - лишить власти олигархов учитывая, что олигарх Игорь Коломойский в значительной степени поддерживал его предвыборную кампанию. Новая неудача Юлии Тимошенко свидетельствует, что избиратели не доверяют ее непонятной внутренней и внешней политике. Прежде всего, она не смогла убедить избирателей в пользе ее дорогих, но вряд ли финансово возможных предвыборных обещаний, которые только ухудшили бы развитие Украины».[viii] Искажения заявления очевидны, но есть и определенная симпатия к Порошенко, и недоверие к Зеленскому, и некоторое злорадство в отношении проигрыша Тимошенко.
Отношения с украинской элитой. Между первым и вторым туром Порошенко продолжает активно работать с украинскими олигархами. Процесс этот непубличный, инсайдерская информация пока не просочилась, но зная особенности украинского политического процесса можно с уверенностью предположить, какой месседж сформулировал для олигархов Порошенко. Если избирателям он говорит о выборе между «Порошенко и Путиным», то олигархам говорит о выборе между «Порошенко и Коломойским». При этом аргументы следующие: придя к власти через Зеленского, олигарх Коломойский устроит большой экономический передел. С Порошенко олигархи по основным вопросам, скорее всего, уже договорились, свидетельство этому – развал Ахметовым единства оппозиции выдвижением забравшего часть голосов у Бойко Александра Вилкула. Но, как говорится, здесь возможны варианты.
Информационная сфера. Зеленский на этом направлении Порошенко обыграл и заставил его следовать в своем информационном фарватере. Команда Порошенко и он сам говорят о содержательной стороне информационной активности, в то время как элементы шоу, современный контент и форматы, используемые Зеленским, на первое место выдвигают форму подачи информации: общение с избирателями через социальные сети и дебаты на стадионе.
Отношение кандидата с избирателями. Связанные с Порошенко политтехнологи с момента, когда стало понятно, что Зеленский имеет неожиданно высокий рейтинг, и тем более, после его победы в первом туре, убеждают с полос электронных СМИ и в социальных сетях, что «марионетка Коломойского» самый удобный соперник для действующего президента во втором туре. Аргументы простые, их можно свести к одному тезисы: «Зеленский – клоун». На этом фоне рисуется имидж Порошенко, как героического политика, который «делает дело» для Украины, оказавшейся в «темных временах». Чтобы доказать, что он «делает дело» в реальности, был придуман обобщенный образ виртуального врага Порошенко, заявив, что его главный соперник на выборах – Путин. То есть, все остальные кандидаты сознательно, или неосознанно якобы работают на Путина. Таким образом, Порошенко свел всю аргументацию к одному тезису: «или Путин, или я».
Работа избирательных структур кандидата в регионах. Зеленский и его команда взяли значительное количество голосов благодаря активности в информационном пространстве. Но при этом вызывает вопрос наличие структуры его избирательных штабов в регионах и наличие таковых в качестве разветвленной сети в целом. Под давлением админресурса и угрозой фальсификаций, во втором туре перед Зеленским стоит задача обеспечить защиту своего результата на избирательных участках и в окружных комиссиях. Такая разветвленная структура, благодаря админсресурсу есть у Порошенко, есть таковая и у Тимошенко – благодаря партии «Батькивщина». И это остается слабым местом Зеленского, даже если он договорится о возможности использовать структуру Тимошенко для контроля за возможными фальсификациями.
Если Зеленский «клоун» – то он, вроде бы, действительно удобный кандидат для Порошенко. Но, пока «клоун» во втором туре для избирателей Украины является ведущей фигурой, а его избиратели, которых оказалось вдвое больше чем у Порошенко, поймали избирательный драйв, и это не только те избиратели, которое проголосовали в первом туре, но и те, кто в первом туре не голосовал, но во втором будут обязательно в ожидании перемен и из-за усталости от нынешней власти.
Ресурсы у кандидатов разные. По итогам первого тура можно говорить, что Зеленский использовал свои ресурсы в два раза эффективнее, чем Порошенко. Очевидные диспропорции в ресурсах кандидатов делают исход выборов трудно прогнозируемым, но Зеленский - уже точно не «удобный кандидат» для Порошенко.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[i] https://www.cvk.gov.ua/pls/vp2019/wp300pt001f01=719.html
[ii] https://www.youtube.com/watch?v=7MRXuLzRZrI
[iii] http://ratinggroup.ua/ru/research/ukraine/fbf79502c143988a988970c2d00bc940.html
[iv] http://ratinggroup.ua/ru/research/ukraine/fbf79502c143988a988970c2d00bc940.html
[vi] https://www.rbc.ru/society/03/04/2019/5ca4e2d99a79471b1b3fea72
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs