Пентагон не собирается отказываться от права США на нанесение упреждающего ядерного удара. Об этом заявил председатель Объединенного комитета начальников штабов американской армии Джозеф Данфорд, отвечая на соответствующий вопрос в ходе слушаний в Сенате. По его мнению, именно из-за потенциальной угрозы американского удара конкурентам США тяжелее принимать решения.
«Мне кажется, что наша текущая политика осложняет противнику процесс принятия решения. Я бы не рекомендовал принимать решение, которое облегчит ему этот процесс», - заявил Джозеф Данфорд. «Я также могу вообразить несколько ситуаций в будущем, при которых мы не захотим, чтобы у президента не было такой возможности», - добавил он, подчеркнув, что готов изложить соответствующие подробности только на закрытом заседании. [1]
Одновременно председатель Объединенного комитета начальников штабов американской армии скептически отнесся к замечанию одного из сенаторов о том, что сейчас у США достаточно неядерных способов сдерживания противников, в частности в области киберпространства. «Сенатор, я не считаю, что возможности в киберпространстве могут подменить ядерный потенциал. Нам надо сохранять безопасный, но эффективный потенциал ядерного сдерживания», - заявил генерал Данфорд. Он напомнил, что ранее уже неоднократно являлся участником дискуссий об эффективных способах сдерживания, - и каждый раз, по его словам, все приходили к выводу, что текущая конфигурация ядерной триады (включающей в себя межконтинентальные баллистические ракеты, ядерные подводные лодки и стратегическую авиацию) позволяет наиболее эффективно предотвратить ядерную войну.
По данным Госдепартамента США по состоянию на октябрь 2017 года, США обладают 660 развернутыми межконтинентальными баллистическими ракетами, ракетами на подлодках и на стратегических бомбардировщиках, в то время как у России их насчитывается 501. По количеству ядерных боеголовок соотношение, по данным американской стороны, составляет 1393 и 1561 единиц соответственно. [2]
Существующая в настоящее время в США военно-политическая доктрина предоставляет президенту страны безусловное право отдать приказ о нанесении ядерного удара первым. Российская доктрина, в отличие от американской, более детально прописывает указанное положение. Она предусматривает использование Россией ядерного оружия в случае применения против нее оружия массового уничтожения или в случае нападения с использованием обычного оружия, но при условии наличия угрозы существования государству. [3]
Синхронно с заявлением председателя Объединенного комитета начальников штабов американской армии Джозефа Данфорда о готовности США применить первыми ядерное оружие против своих противников, Госдепартамент сообщил о наличии, по крайней мере, 50 государств, потенциально опасных для США и способных нанести им урон. С соответствующим сообщением выступила в Центре стратегических и международных исследований директор отдела политического планирования Госдепартамента США Кирон Скиннер.
Она напомнила, что в конце XX века основным соперником США был СССР. Кроме того, ядерное оружие было у КНР, однако Китай не являлся соперником США, так как не хотел ввязываться в «холодную войну». Теперь же Китай, по ее словам, стал первой страной, являющейся соперником США не только в военной сфере, но и в экономике. В целом, по словам представительницы Госдепартамента, «на сегодняшний день существуют около 50 стран, которые вызывают наше беспокойство. И речь идет не только о странах, которые могут нанести массированный ядерный удар, но и о тех, которые могут нанести урон США посредством кибервойны, экономической войны, информационного противостояния». По ее словам, одним из главных «испытаний» для США являются развивающиеся страны, которые уже присоединились или способны присоединиться к числу ядерных держав. [4]
Одновременно с подтверждением готовности нанести превентивный ядерный удар, США намерены увеличить ассигнования Пентагону. В обнародованном проекте бюджета США на 2020-й финансовый год, начинающийся 1 октября 2019 года, расходы американского оборонного ведомства увеличены на 5% Согласно предложению президента Дональда Трампа, они должны составить 718 млрд. долларов, что на 33 млрд. долларов больше, чем в текущем финансовом году. Подобный уровень расходов должен помочь США «оставаться основной военной силой в мире», - отмечается в документе, при этом приоритетом для американского правительства объявлена «стратегическая конкуренция с Китаем и Россией».
В 2020 году число военнослужащих США (учитывая находящихся в запасе) составит 2,1 млн. человек. Правительство планирует закупить 12 военных кораблей, два крупных «экспериментальных» беспилотных надводных корабля и 110 истребителей. Дополнительные средства будут направлены также на модернизацию бронетанковых бригад.
Кроме того, Дональд Трамп предложил выделить 500 млн долларов на «борьбу с влиянием России» в «Европе, Евразии и Центральной Азии». Как отмечается в проекте нового бюджета, указанные средства будут направлены, в частности, на укрепление безопасности, защиту территориальной целостности союзников США, поддержку попыток партнеров США уйти от использования российской военной техники. Средства также пойдут на то, чтобы «устранить слабые места в макроэкономической среде, которые российское государство намерено использовать в своих интересах, - к примеру, энергетическая зависимость и торговля». [5]
Процесс принятия бюджета на новый финансовый год начинается с предложений президента США Конгрессу, в процессе их рассмотрения конгрессмены разрабатывают и принимают законы об ассигновании бюджетных средств. Затем они поступают на подпись президенту. [6]
На этом фоне примечательны итоги опроса, которые был проведен в американской армии в октябре 2018 года. Тогда почти половина военнослужащих заявили, что, по их мнению, США вскоре будут втянуты в крупную войну. Отвечая на вопрос о конкретных участниках возможной войны с американским участием, они заявили, что считают основными потенциальными противниками Россию (71% опрошенных - на 18% больше, чем в 2017 году) и Китай (69%). КНДР считают врагом всего 46% опрошенных военнослужащих армии США - против 72% в 2017 году. Ирак и Афганистан в числе врагов назвали по 13% опрошенных, Иран – 41%, Сирию – 24%, Саудовскую Аравию – 18%. ] Таким образом, судя по всему, США рассчитывают и делают для этого все возможное, чтобы остаться доминирующей военной силой в мире.
При этом некоторые опрошенные прямо заявили, что считают одной из причин нестабильности и страхов лично президента США Дональда Трампа. [7]
Не следует преуменьшать также внутриамериканский аспект ядерной доктрины США и динамики списка угроз для национальной безопасности страны. Администрация Дональда Трампа активно использует указанный фактор для наращивания объемов военного производства, стимулирования соответствующего сегмента национальной промышленности и увеличения объемов оружейного экспорта – что имеет ключевое для нынешнего хозяина Белого дома финансовое измерение. Согласно последнему докладу Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), США продолжают удерживать мировое лидерство по экспорту вооружений, причем их доминирующие позиции за последние пять лет укрепились, а отрыв от главных «преследователей» - России и Франции – увеличился. К 2018 году экспорт американских вооружений вырос на 29% по сравнению с периодом 2009–2013 годов, и в настоящее время США занимают 36% мирового рынка вооружений. [8]
«США еще больше укрепили свои позиции в качестве ведущего в мире поставщика оружия. За последние пять лет США поставляли оружие как минимум в 98 стран; эти поставки часто включали в себя современное оружие, такое как боевые самолеты, крылатые и баллистические ракеты малой дальности и большое количество управляемых бомб», - сообщил директор программы вооружений и военных расходов SIPRI Од Флеран.
Факт лидерства США на мировом рынке вооружений не вызывает вопросов, и оно, «очевидно, не будет поколеблено в ближайшие годы, если не десятилетия», как и второе место России, - подтверждает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. [9]
Существующая динамика развития ситуации на мировом рынке вооружений позволяет прогнозировать дальнейшее активное использование администрацией США военно-конфронтационной риторики в интересах, прежде всего, Пентагона и национальных производителей вооружений, - особенно с учетом приближения очередных президентских выборов.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[1] URL: https://www.armed-services.senate.gov/hearings/19-03-14-department-of-defense-budget-posture
[2] URL: https://www.state.gov/t/avc/newstart/274550.htm
[3] URL: https://www.rbc.ru/politics/15/03/2019/5c8ac2b59a7947296ee1b046?from=from_main
[4] URL: https://www.csis.org/events/us-approach-fragile-states-conversation-dr-kiron-skinner
[5] URL: https://www.whitehouse.gov/omb/budget/
[6] URL: https://www.rbc.ru/politics/11/03/2019/5c868d379a7947673ef89d3e
[7] URL: https://www.newsru.com/world/15mar2019/50_dangerous.html
[8] URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2019-03/sipri_at_press_release_rus.pdf
[9] URL: https://www.rbc.ru/politics/11/03/2019/5c85b2a69a79471e4e0dd2e3
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs