Президент фонда «Искусство наций» Александр Шадрин
Фото автора
В пресс-центре REGNUM состоялась пресс-конференция, посвященная открытию выставки «Эльдорадо. Сокровища индейцев» в творческом кластере «Красный октябрь» в Москве. Выставка открылась для посетителей 28 февраля и завершит работу 23 июня. На ней представлена эксклюзивная коллекция артефактов, собранная за 8 лет фондом «Искусство наций» (Екатеринбург). Это первые реальные поступления уникальных археологических художественных сакральных экспонатов в национальное достояние России. Однако самые значимые объекты не были ввезены в Российскую Федерацию, поскольку они имеют огромную культурную ценность, и может возникнуть сложность вывоза. Как отметили организаторы, возможно, через 5-10 лет они все-таки попадут вв нашу страну. Во время пресс-конференции было также подчеркнуто, что проект рассчитан на мировой показ, на Европу, Китай.
По словам организаторов выставки, задача заключалась в том, чтобы собрать предметы, имеющие художественную, культурную, историческую и сакральную ценность. Для этого им пришлось проехать всю Америку, чтобы пообщаться со всеми владельцами галерей, в коллекциях которых было доколумбово золото, пусть даже в небольшом количестве, и найти то, что объединяет все индейские доколумбовые народы.
Впервые в столице России показаны уникальные экспонаты, объединившие историческое культурное наследие 10 государств Американского континента от Канады до Чили. До Москвы выставка была показана на Дальнем Востоке и в Сибири, а в 2020-2021 годах планируется показ в Прибалтике и Скандинавии, поскольку в этих странах есть дружественные музеи, которые готовы сотрудничать без политической предвзятости.
На период выставки организаторами предусмотрены образовательные интерактивные программы, ориентированные на разные возрастные группы школьников и студентов вузов для подготовки по курсу мировой истории и культуры, преимущественно для русскоязычных зрителей. Если говорить о массовом иностранном зрителе, организаторы планируют сделать специальный аудио-гид на иностранном языке для их удобства.
Объясняя выбор темы выставки, президент фонда «Искусство наций» Александр Шадрин отметил, что она (тема) выступает в противовес глобализму, и к ней появляется интерес. При этом, он отметил, что в России нет ни одного эксперта по доколумбову золоту. По этой причине у организаторов возникла проблема его ввоза в Россию. Александр Шадрин обратил особое внимание и на тот факт, что впервые в России выставляется тема канадских индейцев, которая была запрещена до 1972-73 года, в частности, были запрещены тотемы.
Искусство ведения переговоров
По словам Александра Шадрина, самое большое племя в Канаде – квакиутли. «Нам нужно было, чтобы именно вождь племени сделал и продал нам свой родовой тотем из красного кедра, символизирующий объединение двух племен. В реальности это невозможно. Однако мы его убедили, что его род покажем по всему миру. Он согласился. В итоге это стало российской собственностью. Тотем мы покажем всему миру»,- рассказал одну из множества интересных историй, связанных с племенами индейцев, которые владеют доколумбовыми предметами.
Шерстяная живопись
Фото автора
Хосе Бенито Санчес – безмолвный ходок
По словам Александра Шадрина, вождь и шаман племени уичоли Хосе Бенито Санчес – безмолвный ходок – разработал технологию шерстяной живописи на воске. «Каждая работа – икона. Она делалась на деревянном носителе, покрывалась воском. Само произведение было из шерстяных нитей. Каждая работа сакральна сама по себе»,- отметил президент фонда «Искусство наций».
Золото доколумбовых культур
Как отметил Александр Шадрин, у коллекционеров есть много уникальных вещей, которых в музеях нет. Онрассказал об одном любопытном случае, который произошел с его сыном во время поиска экспонатов для выставки. Ярославу Шадрину во время одного из визитов коллекционеров посчастливилось увидеть золотой сосуд для воды в виде белого бородатого европеоида – то есть изображение европейского Бога было на одном из сосудов индейских доколумбовых народов. По мнению президента фонда «Искусство наций», это подтверждает существование европейцев уже в те времена, однако об этом было малоизвестно.
Стелла – один из любопытнейших экспонатов выставки
На выставке представлена Стелла (600 кг), которая впервые поднята вертикально. Кроме Москвы она нигде не будет выставляться. Александр Шадрин отметил, что это копия Стеллы, поскольку ни одной подлинной даже в пирамидах Мексики нет. Оригиналы находятся только в музеях. Стеллу для выставки специально создал профессор из племени майя, который даже не знает, что на ней написано, а российские специалисты, признанные лучшими в мире, расшифровали надписи, согласно которым Стелла была сделана в честь празднования середины 20-летнего цикла.
Индейцы опередили в развитии остальную часть человечества
Александр Шадрин рассказал и о технологии очистки золота. По его словам, в 1562 году в мире обсуждался вопрос – являются ли индейцы людьми или обезьянами? Отвечать на него необходимо, осознавая тот факт, что они обладали технологиями плавки платины, чему у нас научились только в конце XIX века. Как отметил Александр Шадрин, технология очистки золота была простая – брали самородное золото, нагревали его длительное время в атмосфере натрий-хлор и глинозема, получали чистое золото. Кроме того, индейцы знали траву, которая содержала щавелевую кислоту, которой натирали предметы с очень низким содержанием золота (5-10%). И они становились золотыми на глазах, после чего их сдавали испанцам. При этом, в Боготе по этой же технологии стали чистить золото в, так называемом, испанском казначействе только в 1620 году, а в Европе – в середине XIX века. Более того, индейцы также умели делать предметы на половину из золота и на половину из серебра, сплавляя эти металлы, чему в Европе научились только в конце XVIII века.
Говоря о том, что же все-таки объединяет индейцев, было отмечено, что это любовь к цвету и свету. «Их не интересовало чистое золото. Интересовали только его оттенки. Например, император инков как прямой представитель солнца на Земле должен был в течение дня менять свои одежды так же, как менялся цвет солнца, поскольку цвет – это божественность»,- заключил Александр Шадрин.
Галина Ершова
Фото автора
Во время открытия выставки руководитель учебно-научного Мезоамериканского центра имени Юрия Кнорозова на базе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Галина Ершова отметила, что Юрий Кнорозов дешифровав письмо майя и сделал Россию научным лидером в этой области. По ее словам, никто в мире не мог сравниться с уровнем российской научной школы. Она также подчеркнула, что на выставке представлены практически все племена. «Можно пролететь во времени по этому огромному пространству и соприкоснуться с этими замечательными древними культурами, являющимися частью единой цивилизации, в которой мы живем. Замечательно, что здесь присутствуют подлинники, реплики, которые вместе открывают цельную панораму»,- подвела итог Галина Ершова.
Дмитрий Беляев
Фото автора
В свою очередь, кандидат исторических наук Мезоамериканский центр им. Ю.В.Кнорозова РГГУ Дмитрий Беляев подчеркнул, что выставка очень важна не только для американистов и, в частности, для тех, кто изучает доколумбову Америку, а в целом для культурного пространства Москвы и России. «Это действительно явление очень яркое, поскольку такого культурного пространства, связанного с индейскими культурами, доколумбовой Америкой, раньше не было, только отдельные выставки, которые приезжали время от времени. Отсутствовало место притяжения для людей, которые интересуются представленными сюжетами»,- отметил Дмитрий Беляев. По его мнению, эта выставка может стать своего рода катализатором роста интереса к Америке, появления новых выставок, лекториев, что очень важно для сохранения общих традиций российской культуры.
Тотем, Стелла
Фото автора
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs