ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Мюнхенское забвение – «Азовский пакет» санкций вместо выполнения Минских соглашений

11:11 21.02.2019 • Денис Батурин, политолог

На 55-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности отдельной панели относительно Украины не было. Заявление бывшего генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена о том, что «со стратегической точки зрения Украина играет очень большую роль» было попыткой подсластить пилюлю.

Что говорилось о безопасности в Мюнхене? В 2018 году для руководства Украины это была ключевая тема, поддержанная докладом бывшего генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена «Сможет ли ООН объединить Украину», который был подготовлен американским Институтом Хадсона совместно с Rasmussen Global Foundation.[i] Основной темой выступления Порошенко и доклада Расмуссена был вопрос миротворческой миссии на Донбассе.

На Мюнхене-2019 вопрос Минских соглашений, который является вопросом реальной европейской безопасности, в отличие от «российской угрозы» и «российского вмешательства» - остался без внимания. Все внимание было сосредоточено на «российской агрессии в Керченском проливе», поводом говорить о которой, стала украинская провокация в ноябре прошлого года, представленная как «российская агрессия». Вспомнил о Минских соглашениях спецпредставитель государственного департамента США Курт Волкер, сделал это по-иезуитски: «Мы всегда за то, чтобы встретиться и поговорить. Россия не проявляет никакого интереса или прогресса по данному вопросу. По факту они сказали, что не хотят ничего делать во время президентских выборов. Спецпредставитель также признал, что минские соглашения не работают должным образом. «Они (Минские соглашения – Д.Б.) никогда не работали хорошо, поскольку Россия отказывалась их имплементировать. Никогда не было прекращения огня, отвода тяжелого вооружения или сотрудничества по этому вопросу».[ii] То есть в том, что Киев всеми силами тормозит и обесценивает Минские соглашения, а Западу они в последнее время вообще не интересны, - в этом виновата Россия. 

В прошлом году Расмуссен докладывал о проекте миротворческой миссии на Донбассе, в этом году он говорит о риске российского вмешательства в выборы: «Сейчас мы все смотрим на предвыборную кампанию в Украине, потому что это будет полигоном, в том числе, и с точки зрения риска вмешательства российской стороны в выборы. Я не сомневаюсь, что Москва будет пытаться применять меры и инструменты, которые могут быть использованы и трансформированы также во время европейских выборов в мае этого года и даже на американских выборах 2020 года».[iii]

«Без Украины не может быть глобальной безопасности и безопасности в Европе», - заявил Порошенко в Мюнхене.[iv] Вопросы европейской безопасности Украиной понимаются как отражение «российской угрозы» с помощью санкций, а не как работа по разрешению конфликта на юго-востоке страны. Как уже отмечалось выше, о Минском процессе и Нормандском формате в Мюнхене в этот раз забыли. На двухсторонней встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель Порошенко обсуждал «координацию действия с целью внедрения «Азовского пакета» санкций», а также вопрос «предотвращения российского вмешательства в президентские выборы в Украине».[v] Порошенко сообщил, что обсудил «Азовский пакет с вице-президентом США Майклом Пенсом: «Мы тщательно обсудили координацию наших действий по реакции на агрессию в Керченском проливе. Мы тщательно обсудили дальнейшие действия по введению санкций и координации этих санкций с санкциями Европейского Союза. Мы твердо рассчитываем на сотрудничество, в том числе в оборонной сфере, в том числе и по поставкам Украине всех видов вооружения, после того как мы приняли закон, который позволяет Министерству обороны напрямую обеспечить поставки оружия».[vi] Как победа Порошенко и украинской дипломатии были восприняты слова Майкла Пенса: «Позвольте мне выразить очень простой месседж и вам, и украинскому народу: «Мы с вами». Недавнее событие в Керченском проливе напоминает о вызовах российской агрессии, с которыми сталкивается Украина. Хочу заверить вас, что США поддерживают Украину».

Украина готовилась к Мюнхену серьезно – это часть избирательной кампании уже официального кандидата в президенты и действующего Президента Украины Петра Порошенко. Ему было, что представить зарубежным коллегам: провокацию 25 ноября 2018 года в Керченском проливе, изменения в Конституцию Украины, касательно внесения в нее положения о курсе на вступление в НАТО и Европейский союз. 

Изменение конституции страны – внутреннее дело Украины, вступление в Альянс и ЕС зависит не от готовности Киева, а от намерений НАТО и Евросоюза. А вот с провокацией в Керченском проливе все сложилось – хороший получился повод для санкций от США и ЕС, и в целом для антироссийской риторики и политики.

Судя по высказываниям украинских экспертов, итоги конференции в Украине оценивают и позитивно и негативно одновременно. Что расстроило Украину? То, что «Северный поток-2» будет построен. То, что США не будут принимать санкции в отношении Европы в связи СП-2.[vii] Позиция Киева требует очень тонкого баланса. Украине не нравится Трамп, но он инициатор санкций против европейцев в связи с СП-2. Украина стремится к евроинтеграции, но открыто заявляет о своем интересе – санкции против Европы в связи с СП-2, и сохранение транзита российского газа через Украину, как некогда сформулировали - «необходимое условие евроинтеграции». Сложный баланс, в котором где-то затерялись Минские соглашения и Нормандский формат.

Чем Мюнхен обрадовал Украину? Ожидаемыми санкциями, так называемым «Азовским пакетом». Радует Киев некоторая координация между США и Европой в ожидаемом санкционном пакете, даже если это будут отдельные ограничения, что тоже хорошо. Европа анонсировала «Азовский пакет», ожидаются санкции с опорой на провокацию в Керченском проливе и от США. Каждая из сторон-инициаторов рестриктивных мер преследует своих цели. Евросоюз будет вводить ограничения по итогам инцидента в Керченском проливе, но, как сообщила Глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини, это будут исключительно персональные санкции, в списке – 8 человек.[viii] В этом вся политика Евросоюза – антироссийская, и в этом он солидарен с США, но и портить в конец отношения с Россией – таких намерений нет, особенно у ведущей страны ЕС – Германии. У Берлина есть совместный с Россией энергетический проект «Северный поток - 2». На этом фоне «Азовский пакет» от ЕС, а по сути, внесение в черные списки нескольких человек – выглядит как некая политическая и моральная компенсация для Вашингтона, в ситуации неуступчивости Берлина в отношении «Северного потока».

«Азовский пакет» от США, будет содержать: 

«санкции против агентов ФСБ, которые, как считают авторы законопроекта, замешаны в нападении на украинские суда в Керченском проливе в ноябре 2018 года;

санкции против российского судостроительного сектора, в случае если Россия нарушит свободу навигации в Керченском проливе или где-либо еще;

санкции за поддержку проектов по разработке нефтяных ресурсов в России и против российских нефтяных проектов за рубежом».[ix]

Европейские санкции – дань антироссийскому мейнстриму и отвлечение внимания от «Северного потока – 2». Санкции от США – это отражение, технологической, политической и экономической конкуренции – в судостроении и нефтедобыче. Это противодействие СП-2, и Северному морскому пути, и российскому сжиженному газу. Координация санкций пока просматривается только в их названии и опоре на один провокационный повод. 

Вопросами безопасности Украины на конференции никто не интересовался, даже украинской панели не было в программе. Возможно, демократические страны, следуя демократическим принципам, таким образом, хотели показать демократическую дистанцию в период президентских выборов. Но очевидно другое - Запад интересует «российская агрессия», как одна из основных составляющих международной политики современности, и Украина – это только контекст и весьма яркий кейс в рамках антироссийской политики Запада.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати