Конференция по безопасности в Мюнхене могла бы стать поводом и площадкой для разрешения конфликта на юго-востоке Украины. Тем более, конференции предшествовала встреча спецпредставителей России и США, Владислава Суркова и Курта Волкера в Дубаи. (https://interaffairs.ru/news/show/19270) Можно было ожидать, что Украина, уязвленная ситуацией, когда значимые решения в отношении ситуации на Донбассе принимаются без ее участия, будет использовать Мюнхен для активизации площадки «норманнского формата». Но политических ресурсов для этого у президента Петра Порошенко нет, хотя он ищет любые возможности.
Ограниченность маневра Порошенко демонстрирует его телефонный разговор с Президентом России Владимиром Путиным, состоявшийся 12 февраля, но официально подтвержденный Москвой только 14 февраля. Украинский политолог Дмитрий Корнейчук высказал предположения, зачем Порошенко звонил президенту России: «1) Вашингтон загоняет Порошенко в формат прямого общения с Россией для ввода миротворцев на Донбасс и "перезапуска" Минских соглашений…. Все мирные инициативы по Донбассу, как бы они не били по рейтингу Порошенко, должны, по мнению США, исходить от Украины, как участницы "нормандского формата" и страны, где идет война. 2) Порошенко подтвердил Путину, что Украина готова выполнять все договоренности Вашингтона и Москвы по Донбассу. И как доказательство — сразу же в СМИ появился "план Расмуссена" по вводу миротворцев на Донбасс, который, естественно, поддержит Украина. В частности — на Мюнхенской конференции и в рамках планировавшейся там встречи глав МИД «нормандской четверки»». (rian.com.ua) Нужно сказать, что все почти так и произошло, кроме встречи глав МИД «нормандской четверки».
В Мюнхене Порошенко показывал Европе простреленный на Донбассе флаг ЕС, говорил о «российской агрессии» и призывал ввести на Донбасс миротворцев. Собственно, украинская тематика Мюнхена-2018 - это отрицание американского протектората и влияния Москвы и антироссийская риторика, и при этом - фокус на миротворцах и вопросах формата, состава и полномочий миротворческой миссии.
Как заявил Порошенко, «участники конференции в Мюнхене понимают необходимость введения миротворческой миссии как ключевой составляющей мирного урегулирования конфликта на Донбассе» с правами разоружать «незаконные вооруженные формирования», присутствовать на участке украино-российской границы и т.д. (lb.ua)
Довольно странные предложения прозвучали и в докладе бывшего генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, ныне советника президента Порошенко. Доклад «Сможет ли ООН объединить Украину» был подготовлен американским Институтом Хадсона совместно с Rasmussen Global Foundation. Основные положения доклада касались общей численности контингента – до 30 000 человек и 4000 человек полицейского контингента. В нем также говорится о том, что командование миссии будет осуществляться либо непосредственно ООН, либо представителем независимого Международного контингента. Участниками миссии могут быть миротворцы из стран, не входящих в НАТО, приемлемые как для Украины, так и для России. Почему-то говорилось и о том, что России необходимо будет обеспечить прекращение огня, а властям самопровозглашенных республик принять условия работы миротворцев, про гуманитарные учреждения, группы юристов и экспертов в области государственного управления и посредников для работы с местными общинами. (strana.ua) Короче, в докладе пространно говорится о формате миротворческой миссии и ответственности России за ситуацию на Донбассе. Но при этом за бортом обсуждения остаются самые существенные вопросы - как и когда Украина будет выполнять политическую часть Минских соглашений: принимать закон об особом статусе и изменения в конституции.
И это еще одно подтверждение того, что политическая часть соглашений – «Рубикон» для режима Порошенко. Если он будет перейден, режим перестанет существовать. Очень похоже, что все, что делает президент Украины, фокусируется на том, что Минские соглашения на Украине реализовать невозможно – их не провести через парламент, народ их, якобы, тоже не поймет, страна войдет в новую острую фазу политического кризиса, а далее - досрочные парламентские и президентские выборы с неясным исходом. Это новая стратегия шантажа со стороны Порошенко, который в Мюнхене, по сути, сделал коллективному Западу следующее предложение: «или я, какой есть, или новый бардак в Украине, при сохранении и усугублении проблем нынешних».
Интересы самосохранения украинского президента диктуют не вариант разрешения конфликта на юго-востоке, а замораживания украинского кризиса в целом, сохранение его нынешнего, весьма неприглядного состояния и содержания. Личное меню предложений Порошенко таково:
-
Национализм - как составляющая политической системы и политического процесса.
-
Националисты - как «цепные псы» и «пушечное мясо».
-
Антироссийская внутренняя и внешняя политика, как в интересах внутреннего политического курса, так и основание для дальнейшей санкционной политики Запада против России.
-
Украина в глубоком кризисе, но президент Порошенко – гарант ее антироссийской политики.
Меню для Запада во многом привлекательное, и одновременно - неполиткорректное. При этом в Европе накопилось множество вопросов к самой Украине. Венгрию и Румынию не устраивает языковая и национальная политика Киева, Польшу культурно-исторические и политические оценки недавнего прошлого. У Германии есть свои претензии и предложения по поводу газового транзита через Украину: «На организованном немецким бизнесом завтраке министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль сообщил, что Германия может предложить инвестиции для Донбасса при условии установления перемирия и отвода тяжелого вооружения. Также он отметил, что Берлин хочет гарантировать транзит российского газа через Украину. "Мы хотим гарантировать транзит газа по трубопроводу через Украину", - сказал Габриэль». (rian.com.ua)
Эксперты были откровенны в своих оценках выступления Петра Порошенко. Так обозреватель немецкого издания Die Zeit Михаэль Туманн написал: «На предыдущих конференциях Порошенко слушали гораздо больше людей. Более того, даже в перерывах продолжались обсуждения ситуации в Донбассе и «мнимого российского вторжения» на украинскую территорию, отмечает Туманн. (…) Порошенко произнес в адрес России «очередную дребезжащую обвинительную речь». Его выступление оказалось «печальным и даже опасным» как для самой Украины, так и для Европы. Дело в том, что теперь интерес к обстановке в Донбассе почти полностью потерян — он остался лишь у экспертов». (regnum.ru)
Предварительные выводы по итогам Мюнхена, где украинская тема, несмотря на титанические усилия Киева, не стала главной, можно сделать такие. Миротворческая миссия, видимо, - вопрос решенный. Формат и состав миссии активно прорабатывается, при этом значительную часть ответственности за ситуацию на Донбассе для ввода и работы миротворцев пытаются возложить на Россию. За всеми разговорами о миссии сквозит намерение Украины зачистить Донбасс руками миротворцев. Доклад Расмуссена был нужен для того, чтобы в нынешнем положении придать позиции Украины по миротворцам хоть какой-то вес. Реализация политической части Минских соглашений, даже при условии согласования и введения миссии – под большим вопросом, так как режим Порошенко будет сметен националистами и его политическими противниками. Это значит, что президент Украины не намерен выполнять эту часть соглашений. Поэтому, если конфигурация договоренностей по мировым проблемам грандов мировой политики будет включать полную реализацию Минских соглашений, то режиму Порошенко осталось недолго. Его шансы на переизбрание, и так незавидные, уже сейчас стремятся к нулю.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs