После прихода к власти в Мексике нового президента от партии «Морена», придерживающегося левых взглядов, Андреса Мануэля Лопеса Обрадора всё чаще можно услышать об укреплении сотрудничества Мехико с Москвой и растущем числе планов с обеих сторон. В числе мексиканских приоритетов в последние годы особенно стоит отметить стремление к диверсификации внешних связей, что естественно нашло отражение в политике вступившего в конце прошлого года в должность Лопеса Обрадора.
О перспективах российско-мексиканского сотрудничества пойдёт речь в нашей беседе с ведущим научным сотрудником Института Латинской Америки РАН Николаем Школяром, который недавно завершил свою дипломатическую миссию в Мексику, где в течение последних 9 лет работал в должности советника посольства России по экономическим вопросам.
«Международная жизнь»: Николай Андреевич, какими представляются перспективы сотрудничества на текущем этапе России и Мексики? Каким образом отразилась на российско-мексиканском диалоге политическая позиция Андреса Мануэля Лопеса Обрадора?
Николай Школяр: В первую очередь хотелось бы отметить совпадение позиции нового мексиканского руководства с Россией по одной из наиболее острых латиноамериканских проблем — венесуэльскому кризису. Конечно же, этот фактор оказал сильное влияние на уровень интереса в нашей стране к Мексике с точки зрения возможности повышения уровня взаимодействия в международном политическом диалоге. Предшествующий президент Мексики Энрике Пенья Ньето играл активную роль в так называемой «Группе Лимы», выступающей за смену курса в Венесуэле. Сейчас, когда ведущие страны Латинской Америки поддерживают американского ставленника Гуайдо, новый президент Мексики Лопес Обрадор поддерживает правительство Мадуро, что совпадает с позицией Российской Федерации.
Наряду с политическим диалогом материализуется и перспектива расширения двустороннего торгово-экономического сотрудничества. В последнее десятилетие, на фоне сокращения товарооборота России с крупными латиноамериканскими партнерами — Аргентиной и Бразилией, российско-мексиканские торгово-экономические отношения развивались по нарастающей. За январь-ноябрь 2018 года товарооборот между Россией и Мексикой увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 24 процента и составил 2,7 миллиарда долларов, при том, что российский экспорт вырос на 37,8 процента. Для мексиканской торговли, объём которой около 800 миллиардов долларов, доля России незначительна, но нас радует её позитивная динамика, которая может привести к росту торговли более чем за 3 миллиарда долларов.
Мексиканский рынок открывает широкие возможности для зарубежных компаний. Так, в 2017 году Мексика получила 32 миллиарда долларов, что составило около 20 процентов совокупных прямых иностранных инвестиций, поступивших в латиноамериканский регион.В Мексике открытая экономика, ёмкий внутренний рынок, ориентированная на экспорт промышленность. Она занимает 12 место по объёму импорта и 13 по объёму экспорта. Однако российские инвесторы пока не рассмотрели долгосрочные возможности мексиканского рынка, который предлагает для иностранных участников привлекательное соотношение риска и доходности. Это объясняется тем, что структура российской экономики базируется на развитии тяжёлых отраслей и энергетики, отечественные компании ориентированы на ближайшие рынки, а Латинская Америка в целом, и Мексика в частности, находятся вне их стратегии.
В этой связи задача экономической дипломатии в том, чтобы информировать бизнес о возможностях в этой стране и содействовать российским компаниям в выработке стратегии выхода на её рынок. Так, в ближайшие годы в Мексике намечена реализация ряда крупных проектов в области строительства железной дороги, столичного аэропорта, развития нефтедобывающей сферы, в которых могли бы участвовать российские компании, однако это зависит от ряда факторов, в первую очередь от их стратегии в отношении мексиканского рынка, да и всей Латинской Америки.
«Международная жизнь»: Одним из наиболее показательных примеров российско-мексиканского торгово-экономического сотрудничества в последние годы стала покупка одним из крупнейших мексиканских перевозчиков пассажирских самолётов российского производства «Sukhoi Superjet 100». Как оценивают покупку в Мексике? И как Вы видите возможность расширения поставок?
Николай Школяр: Поставка мексиканской компании «Interjet» самолётов «Sukhoi Superjet 100» действительно стала наиболее ярким примером экспорта российской высокотехнологичной продукции. Мексика является единственной страной в мире, где эксплуатируется значительное количество самолётов этого типа российского производства – 22. Этот самолет получил высокую оценку пассажиров и руководства данной компании. В частности, хотел бы сослаться на генерального директора Хосе Луиса Гарсу, который отметил, что «SSJ 100» сейчас является лучшим самолётом мира в региональном классе: пассажиры довольны его удобством и дизайном, стоимость полёта ниже, чем у аналогов, а уровень неполадок не превышает одного процента. В данный момент стороны активно прорабатывают вопросы текущей эксплуатации самолетов «SSJ 100», повышения качества их технической поддержки. Однако поставка оставшихся по контракту 8 бортов отложена из-за финансовых трудностей авиакомпании.
Учитывая ускоренный рост авиационных перевозок в Мексике (в 2017 году на внутренних и международных направлениях было перевезено порядка 90 миллионов пассажиров, что на 10 процентов больше чем в 2016 году) в среднесрочной перспективе можно предположить возможность поставок российских самолетов, в том числе и МС-21, в эту страну. Но для этого, как сказал вышеупомянутый господин Гарса в отношении «SSJ 100», важно поддерживать свою продукцию в мире гораздо более активно, уметь продвигать, продавать свой товар.
«Международная жизнь»: Правительство Мексики во главе с президентом Обрадором представило новый план спасения национальной нефтяной отрасли и восстановления уровня добычи нефти. Какие перспективы он открывает для иностранных нефтяных компаний?
Николай Школяр: Мексика является одним из крупнейших в мире производителей нефти, импортёров газа и нефтепродуктов, а также производителей и потребителей электроэнергии. В 2013 году началась энергетическая реформа, которая демонополизировала эту сферу, открыла доступ частному и иностранному капиталу к участию практически во всех процессах – от добычи до продажи углеводородов. Помимо государственных компаний «Пемекс» и «Федеральная комиссия по электроэнергии» в этой сфере начали работать крупные транснациональные компании, в том числе российское ПАО «Лукойл», а также сотни местных и иностранных средних компаний. Однако реформа не принесла быстрых положительных результатов, а лишь спровоцировала ряд управленческих, финансовых проблем в мексиканской государственной нефтедобывающей компании и дальнейшему сокращению добычи нефти в стране с 2,5 до 1,8 миллиона баррелей в сутки в период с 2013 по 2018 годы.
Новое правительство Мексики во главе с президентом Андресом Лопесом Обрадором 15 декабря 2018 года представило свой план спасения нефтяной компании «Пемекс» и восстановления уровня добычи нефти. Как отметил во время презентации этого плана президент страны: «Мы собираемся инвестировать там, где мы знаем, что есть нефть, и её добыча обходится нам дешевле. По необъяснимым причинам, иногда государственные инвестиции направляются туда, где нет нефти, или нет прибыли, где нет бизнеса для нации. Теперь мы собираемся инвестировать в разведку, в бурение скважин, на суше и на мелководье в районах Веракрус, Табаско, Кампече». Стратегия предполагает выход на производство 2,4 миллиона баррелей в сутки к 2024 году. В сложившихся условиях открываются широкие возможности для иностранных, в том числе и российских компаний, для предоставления услуг «Пемекс», поставки оборудования для разведки нефтеносных участков, оптимизации добычи и переработки нефти.
«Международная жизнь»: Президент Мексики анонсировал строительство нового нефтеперерабатывающего завода, который обеспечит производство на уровне 340 тысяч баррелей нефти в сутки. Есть ли вероятность участия российских компаний в сооружении этого крупного объекта?
Николай Школяр: В Мексике имеется шесть, принадлежащих государственной компании «Пемекс», нефтеперерабатывающих заводов, которые расположены в городах Кадерейта, Мадеро, Тула, Саламанка, Минатитлан и Салина-Круз. Эти НПЗ располагают суммарной номинальной мощностью по переработке нефти в 1155 тысяч баррелей в сутки. В связи с финансовым кризисом «Пемекс» были приостановлены все программы модернизации этих НПЗ, существенно сокращены расходы на профилактику и техническое обслуживание их оборудования. Это привело к росту числа аварий на заводах, снижению показателей использования их мощностей и падению производства на самый низкий уровень за последние 25 лет. В период с 2014 по 2017 годы объём производства продуктов нефтепереработки в Мексике сократился на 34 процента. Новое правительство Мексики намерено провести реконструкцию действующих и построить один новый НПЗ в районе Дос-Бокас в штате Табаско мощностью 340 тысяч баррелей нефти в сутки, которая добывается в этом районе. Как сообщил Андрес Мануэль Лопес Обрадор, тендеры на строительство нового крупного НПЗ будут объявлены не позднее марта 2019 года.
«Международная жизнь»: Одной из наиболее актуальных проблем для мексиканских нефтепроводов являются нелегальные врезки. По данным СМИ, за десять месяцев 2018 года в Мексике было выявлено более 12,5 тысяч врезок в нефтепроводы. Существуют ли перспективы установления сотрудничества между нашими странами в области противодействия хищения нефти?
Николай Школяр: За годы проведения энергетической реформы контроль за транспортировкой нефтепродуктов ещё более ослаб, что привело к резкому увеличению числа незаконных подключений к нефтепроводам. Так, за период с 2013 по 2018 годы воровство нефти и нефтепродуктов организованными преступными группами выросло с двух до почти 13 тысяч зафиксированных случаев. В Мексике государство и компании вынуждены всё больше уделять внимание вопросам охраны трубопроводов и нефтехранилищ, чем занимаются местные компании с привлечением иностранных партнёров. Поэтому перспективы сотрудничества в этой сфере есть, но предложения должны идти от владельцев технологий, то есть российских компаний, но о таких предложениях пока ничего неизвестно.
«Международная жизнь»: Какие ещё крупные проекты планирует реализовывать новое правительство Мексики?
Николай Школяр: Предшествующее руководство Мексики начало строительство крупного аэропорта стоимостью более 6 миллиардов долларов в пригороде Мехико рядом с действующим аэропортом. Но проведенные на 30 процентов работы приостановлены, потому что новый президент принял решение, ссылаясь на мнение общественного референдума, приостановить эту стройку и построить новый аэропорт в другом месте. Поэтому сейчас для российских компаний открывается возможность участия в реализации нового проекта по строительству аэропортовой инфраструктуры города Мехико. Помимо этого есть очень крупный проект строительства железной дороги на юге Мексики, в котором могли бы реализоваться компетенции российских компаний в области проектирования, поставки оборудования, подвижного состава и так далее. Президент Мексики Лопес Обрадор инициировал этот проект строительства железнодорожного пути, так называемый «Трен майя», протяженностью 1500 км для перевозки пассажиров и грузов, который пройдёт из города Канкуна в город Паленке по территории пяти южных штатов страны. Стоимость этого проекта оценивается около 8 миллиардов долларов, а его сооружение планируется осуществить за 4 года.
«Международная жизнь»: Николай Андреевич, чтобы Вы хотели ещё добавить нашим читателям?
Николай Школяр: В заключение хотел бы отметить, что в следующем году мы будем отмечать 130 –летие установления дипломатических отношений между Россией и Мексикой. Это были годы, наполненные знаменательными историческими событиями, в том числе в сфере экономического сотрудничества. Однако лишь в последние 10 лет мы наблюдаем впечатляющую тенденцию роста двустороннего товарооборота. Несмотря на слабые показатели по инвестициям, есть ряд знаковых совместных проектов в гидроэнергетике, авиации, сельском хозяйстве. Мы надеемся, что с приходом нового руководства в Мексике этих проектов двустороннего сотрудничества будет гораздо больше. Ожидаем, что в ближайшее время повысится интенсивность двусторонних контактов на общественном, предпринимательском и межправительственном уровнях. На данный момент сложились благоприятные предпосылки для расширения взаимоотношений с Мексикой, важно только успеть ими воспользоваться.
«Международная жизнь»: Николай Андреевич, благодарим Вас за интересную беседу!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs