На мировом нефтяном рынке может появиться новый влиятельный игрок. ОПЕК выразила готовность уже весной текущего года создать на базе существующего соглашения об ограничении добычи нефти со странами, не входящими в картель, новую структуру. В ее состав могут войти 24 государства, в том числе Россия, которая тем самым институционализирует свою роль одного из ключевых мировых производителей нефти.
Соответствующее соглашение планируется обсудить на уровне представителей заинтересованных государств 18 февраля в Вене. Само подписание документа может произойти на предстоящей 17-18 апреля в Вене встрече министров нефти стран-членов ОПЕК и партнеров картеля по соглашению ОПЕК+. [1]
Однако за пределами планируемого объединения останутся США – что несет с собой многоплановые и непредсказуемые последствия для всех нефтяных игроков.
Проект Хартии нового альянса нефтедобывающих государств был разработан в январе текущего года при активном участии Саудовской Аравии, России и их ключевых партнеров по соглашению от 2016 года о сокращении добычи нефти в целях стабилизации нефтяного рынка. На долю 24-х стран, которые предварительно выразили готовность присоединиться к Хартии, в 2017 году приходилось около половины добычи нефти в мире (в том числе на Россию и Саудовскую Аравию - 22% мировой нефтедобычи).
Согласно имеющейся информации, новый альянс планируется наделить – по крайней мере, на начальном этапе его деятельности – в основном консультативными полномочиями без каких-либо юридических обязательств. Он не будет ограничивать права стран-членов на управление национальными природными ресурсами и определять механизмы и параметры их эксплуатации. Основным органом нового объединения станут регулярные встречи профильных министров (не реже двух раз в год), на которых будет обсуждаться актуальная ситуация на мировом рынке нефти и параметры совместной политики в данном вопросе на предмет возможного сокращения или, наоборот, наращивания добычи. Предварительно намеченный срок функционирования альянса – около трех лет.
Как подчеркивается в проекте Хартии, ее цель – создание межправительственной платформы для «облегчения диалога между странами-членами» и дальнейшего укрепления сотрудничества в обеспечении стабильности на рынке нефти, а также технологического сотрудничества в интересах ее производителей, потребителей, инвесторов и общей мировой экономики. Одной из задач новой организации названо формирование «глобальной энергетической политики», которая будет поддерживать долгосрочное использование нефти в глобальном энергетическом балансе. В этих целях страны-члены нового нефтяного альянса берут на себя обязательство вести постоянный диалог между нефтедобывающими странами, а также продвигать технологии для добычи нефти.
При этом сама ОПЕК (созданная в 1960 году) с образованием нового альянса не ликвидируется. За ней закрепляется задача оказания членам нефтяной Хартии технической, профессиональной и административной поддержки. Однако очевидно, что основные рычаги контроля за ситуацией на мировом рынке нефти, объемами добычи и нефтяными ценами перемещается в новую структуру, в которой решающую роль призваны играть Саудовская Аравия и Россия. Создавая новый альянс, Эр-Рияд и Москва решают две задачи – институционализируют доказавшее эффективность соглашение ОПЕК+ и смещают центр принятия решений в свою сторону, - так оценивают образование новой наднациональной нефтяной структуры в агентстве Fitch. «В каком-то смысле ОПЕК действительно устарела в тот момент, когда было заключено соглашение ОПЕК и не-ОПЕК в 2016 году. В той ситуации нефтяной картель, возможно, и справился бы, но с гораздо большими издержками для его участников», – подтверждает аналитик компании АКРА Василий Танурков. [2]
По мнению германской газеты Die Welt (Германия), «нефтяной пакт» между Саудовской Аравией и Россией «обречен на успех». «В ОПЕК ситуация такова: она нормально функционирует, когда дела плохи, то есть когда цена на нефть низкая. Если цена находится на уровне 50 долларов, то члены организации действуют дисциплинированно и сокращают добычу. Но в случае повышения цены до 80 долларов, то тот, то другой производитель из игры выбывает», - приводит издание слова главы отдела анализа сырьевых ресурсов в Commerzbank Ойгена Вайнберга.
В этой ситуации именно Эр-Рияд и Москва, в отличие от ОПЕК как таковой, способны совместно обеспечить преемственность нефтяной политики. «Вероятно, такова судьба этого союза, созданного в 1960 году для координации действий при стабилизации цен. Картель, члены которого производят 40% мировой нефти и обладают двумя третями разведанных ресурсов, до сих пор пытается создать впечатление, что он - организация единомышленников. Но на самом деле оставшиеся в организации 14 стран-участников, руководимые самым крупным производителем нефти Саудовской Аравией, не только крайне разношерстны, но в политическом и религиозном смысле иногда даже враждебны по отношению друг к другу. Самые непримиримые противоречия существуют сегодня между двумя странами-членами ОПЕК - Саудовской Аравией и Ираном. Слишком занятый внутренними распрями, картель недооценил смену парадигм, происходящую в последние десять лет на нефтяном рынке. И причина этой смены заключается не только в распространении возобновляемых источников энергии. Появление нетрадиционного способа добычи нефти из сланцевых залежей, - прежде всего в США, - создало новую ситуацию на рынке», - весьма обоснованно указывает Die Welt. [3]
Тем не менее, пока планы по созданию новой структуры оставляют немало вопросов.
Во-первых, не совсем понятно, как члены Хартии будут реально обеспечивать согласованность своей политики – учитывая отсутствие (по крайней мере, на настоящий момент) четких обязывающих механизмов в принятии решений и, главное, в их выполнении всеми участниками соглашения. Саму Хартию никак нельзя считать подобным механизмом. Между тем, именно данная проблема во многом привела в последние годы к возникновению определенных кризисных явлений в самой ОПЕК. Это связанно, в том числе, с положением о том, что каждый член ОПЕК имеет один голос независимо от количества добываемой нефти. Данное положение, в частности, вызывало критику со стороны России. Российский министр энергетики Александр Новак неоднократно заявлял, что Москва не намерена вступать в ОПЕК. В качестве одной из причин российские представители как раз отмечали тот факт, что решения картеля не учитывают мнение тех стран, которые добывают больше всех нефти. Директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко в данной связи высказывает предположение, что в новом альянсе роль небольших стран, вероятно, «будет менее значимой», чем в ОПЕК: «Наивно думать, что новая организация сможет добиться стабильно высоких цен на нефть. Как только цена на нефть вырастет до уровня, который основные члены соглашения будут считать комфортным, стимулов сокращать добычу станет меньше». Но для стабильности рынка важно, чтобы крупнейшие страны – производители нефти - продолжили сглаживать острые углы на рынке и за горизонтом текущего цикла, с этой точки зрения попытку создать новую организацию можно назвать позитивной новостью, - полагает Дмитрий Маринченко.
Во-вторых, обращает на себя отсутствие в тексте проекта Хартии указания на то, что целью нового объединения является именно контроль над мировыми ценами на нефть. Очевидно, Саудовская Аравия стремится в какой-то мере перенести в новый альянс модель ОПЕК и при этом избежать взятия на себя дополнительных обязательств в плане обеспечения режима нефтедобычи.
С одной стороны, это расширяет возможности для взаимодействия по более широкому кругу вопросов. С другой – выступает объективным признанием того обстоятельства, что в настоящее время цены на нефть определяются не только и не столько собственной добычей участниками соглашения ОПЕК+, сколько тенденциями в американской сланцевой индустрии.
А США однозначно не присоединятся к новому альянсу - также как они рассматривали ОПЕК не как партнера, а как своего экономического и геополитического конкурента. Американская газета The Wall Street Journal уже предупредила, что Саудовская Аравия и ее союзники из стран Персидского залива намерены трансформировать ОПЕК, чтобы создать союз с группой из десяти стран во главе с Россией, не входящих в организацию, в попытке «заполучить контроль над мировым рынком нефти». [4]
В-третьих, принципы участия России в создаваемом новом альянсе напрямую связаны с ключевой дилеммой, стоящей в настоящее время перед Москвой в сфере нефтедобычи. Она заключается в необходимости учета двух противонаправленных тенденций, связанных с последствиями ограничения и тем более сокращения добычи нефти. Указанное сокращение, с одной стороны, способствует росту мировых нефтяных цен, но с другой – несет в себе риск потери Москвой собственной доли в мировом нефтепроизводстве – которую способны занять другие независимые производители во главе с США.
Соответствующие соображения были изложены в письме, которое, согласно имеющейся информации, главный исполнительный директор компании «Роснефть» Игорь Сечин направил в конце декабря 2018 года президенту России Владимиру Путину. В нем он выразил мнение о том, что сделка ОПЕК с Россией по сокращению добычи нефти является стратегической угрозой для Москвы и играет на руку Вашингтону, поскольку США «считают увеличение собственной доли на рынке и захват целевых рынков своей основной задачей». «Участники соглашения ОПЕК+ фактически создали преференциальное преимущество для США», - указывает Игорь Сечин. По словам главы «Роснефти», подобная ситуация стала «стратегической угрозой развитию нефтяной промышленности России». Отечественная нефтяная отрасль оказалась перед лицом дальнейшего снижения доли России на рынке, «несмотря на наличие качественных добываемых запасов нефти, необходимой инфраструктуры и персонала». [5]
По данным главы «Роснефти», доля российской нефти на мировом рынке уже сократилась с 16,3% в 1990 году до 12% в 2018 году, потребители переориентируются с российского сырья на другие сорта, и это может сделать необратимой потерю российскими компаниями рыночной доли. [6]
На рост валового внутреннего продукта России в 2018 году позитивно повлияло в том числе «увеличение добычи нефти на фоне выхода из первой сделки с ОПЕК», - признает российский министр экономического развития Максим Орешкин. [7]
Тем не менее, пока нет свидетельств о том, что Россия собирается пересмотреть параметры своего участия в соглашении ОПЕК+ и тем более выйти из него в одностороннем порядке. К тому же и в самом письме Игоря Сечина, судя по данным российских и зарубежных средств массовой информации, отсутствуют конкретные рекомендации по поводу продления или непродления соглашения об ограничении нефтедобычи. Для России (как и для Саудовской Аравии) высокие цены на нефть важнее, чем небольшое снижение доли рынка, - считает аналитик Fitch Дмитрий Маринченко. Согласно действующему соглашению с ОПЕК, Россия должна к маю текущего года снизить добычу нефти на 2% от уровня октября 2018 года – до 11,2 млн баррелей в сутки. Если бы Москва не участвовала в соглашении, российская добыча, наоборот, вышла бы на суточный уровень в 11,6 млн баррелей и в ближайшие два года не снижалась. Но получили бы в этом случае нефтяники России ту же выручку, что сейчас (учитывая неизбежное падение мировых цен на нефть), - большой вопрос, – свидетельствует эксперт инвестиционной компании БКС Кирилл Таченников. [8]
Как подтвердил на днях пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков (отказавшийся комментировать саму «служебную переписку» Игоря Сечина и Владимира Путина), позиция главы государства насчет сделки ОПЕК+ не менялась: «Вы знаете, что эта тема неоднократно обсуждалась с международными партнерами, в Буэнос-Айресе, когда была встреча с наследным принцем Саудовской Аравии она также обсуждалась, причем в позитивном ключе: президент говорил об эффективности этого направления работы с точки зрения упорядочивания и стабилизации, скажем так, конъюнктуры на международных рынках на цены на энергоносители. Позиция президента не поменялась». [9]
Одновременно, по словам Дмитрия Пескова, пока нет речи и о создании Россией альянса с ОПЕК. При этом очевидно, что гипотетический выход России из сделки ОПЕК+ приведет к резкому падению цен на нефть или же заставит Саудовскую Аравию нести большую часть бремени по сокращению добычи, чтобы продолжать поддерживать мировые цены на нефть. При этом, по свидетельству агентства Reuters, ранее саудовские представители давали понять, что Эр-Рияд не будет делать это в одиночку.
Выход с начала 2019 года из состава ОПЕК Катара, находящегося в состоянии жесткого политического и торгово-экономического противостояния с Саудовской Аравией, – еще один потенциальный конфликтный узел на мировой нефтяной карте. Ожидаемые попытки Эр-Рияда усилить свою роль в новом объединении мировых нефтепроизводителей закономерно подвигнет Доху к более активным шагам со своей стороны как в нефтяной, так и в газовой сферах (включая сжиженный природный газ). Весьма вероятной выглядит в данном контексте и определенная «смычка» Катара с Ираном и Россией.
Наконец, перспективы взаимодействия ведущих стран-производителей и экспортеров нефти во главе с Россией и Саудовской Аравией будут напрямую зависеть от ситуации вокруг таких стран, как переживающие внутренний кризис Венесуэла и Ливия и вновь оказавшийся под американскими санкциями Иран. Венесуэльский президент Николас Мадуро в конце января обратился к генеральному секретарю ОПЕК Мохаммеду Баркиндо с призывом поддержать власти Каракаса в борьбе с «незаконным вмешательством США во внутренние дела Венесуэлы». «Наша страна надеется на солидарность и полную поддержку стран-членов ОПЕК и совета министров в борьбе, которую мы ведем против незаконного и произвольного вмешательства США во внутренние дела Венесуэлы», - подчеркнул венесуэльский лидер. Он заявил, что необходимо «совместно осудить бесстыдное лишение важнейших активов одного из членов ОПЕК». Николас Мадуро при этом предупредил, что воздействие США на Венесуэлу может оказать влияние и на мировой энергетический рынок, а также вызвать риски для стран - членов ОПЕК. За последние пять лет нефтедобыча в Венесуэле сократилась вдвое. [10]
Однако картель проигнорировал обращение венесуэльского лидера. В штаб-квартире этой организации заявили, что не станут вмешиваться во внутриполитический кризис в Венесуэле, поскольку ОПЕК интересует только «нефтяная политика». [11]
В сложившейся ситуации для России представляется оптимальным не форсировать переговоры по созданию нового альянса, внимательно следить за шагами и экономическими и геополитическими расчетами Эр-Рияда и принимать на себя только те обязательства, которые отвечают ее интересам как в плане поддержания высокого уровня цен на нефть, так и с точки зрения сохранения своей доли на мировом рынке. Подобный подход позволит сгладить влияние политических факторов, связанных со сложными отношениями Саудовской Аравии с США, Ираном и Катаром. Российская сторона должна сделать акцент, прежде всего, на экономической составляющей новой организации и одновременно развивать взаимодействие в энергетической сфере со странами, оставшимися за ее пределами (среди которых, в первую очередь, может оказаться Катар).
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[1] URL: https://www.rbc.ru/economics/06/02/2019/5c5a12f79a7947134b29e38a
[2] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/02/11/793870-opek
[4] URL: https://www.wsj.com/articles/opec-pursues-formal-pact-with-russia-11549394604?mod=mktw
[5] URL: https://www.rbc.ru/business/08/02/2019/5c5db5de9a79472d6f891b37?from=materials_on_subject
[6] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/02/10/793740-rosneft-opek
[7] URL: https://www.vedomosti.ru/economics/characters/2019/02/12/793984-maksim-oreshkin
[8] URL: URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/02/10/793740-rosneft-opek
[9] URL: https://www.rbc.ru/economics/12/02/2019/5c628c429a7947d21dee8e47
[10] URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/02/13/794015-kitai-venesuelskoi-oppozitsiei
[11] URL: https://www.rbc.ru/politics/11/02/2019/5c61810c9a7947849ce02eb8
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs