Вашингтон «обеспокоен возможностью усиления во внутренней политике Камбоджи авторитарных тенденций». На самом деле, США обеспокоены влиянием Китая в регионе. Директор Национальной разведки США Дэн Коутс заявил, что последствием «авторитарного правления камбоджийских властей» может быть внесение поправок в конституцию законодательного обеспечения военного присутствия Китая в Камбодже.
Стратегия Вашингтона в Камбодже заключалась в обеспечении равновесного присутствия в местной политике правящей Народной партии Камбоджи и оппозиционных партий (таковых всего девятнадцать), наиболее влиятельной из которых является Партия национального спасения Камбоджи.
Такая внутриполитическая ситуация нужна Вашингтону не для укрепления демократических институтов камбоджийской государственности, но как возможность влияния на разнонаправленные политические силы с целью воздействия на внешнеполитический курс страны. Вовсе не случайно США и ЕС заметили «авторитарность» Пномпеня после того, как стало реальностью его сближение с Китаем (1).
Пекин готов вложить $3,8 млрд. в строительство порта в камбоджийской провинции Кахконг. Провинция граничит с Таиландом, омывается Сиамским заливом и служит выходом в Южно-Китайское море. Географически Камбоджа разделяет Вьетнам, с его традиционно настороженным отношением к Китаю, и Таиланд, с его прозападной внешней политикой. В этих условиях таиландо-вьетнамские связи направлены на расширение регионального сотрудничества стран Юго-Восточной Азии с целью создания экономического противовеса влиянию Пекина. В свою очередь, между Камбоджей и Таиландом регулярно вспыхивали пограничные конфликты (в 2008 г., 2009 г.), что также способствует сближению Пномпеня с Пекином.
В контексте региональной политики у Камбоджи нет разумной альтернативы сближению с Китаем. Китай – один из ведущих инвесторов в камбоджийскую экономику (сельское хозяйство, лёгкая промышленность, транспортная инфраструктура, туризм). Благодаря китайским туристам Камбоджа превратилась в популярный пункт назначения – рост с 3,5 млн. посещений в 2012 г. до 5 млн. посещений в 2016 г. В 2016 г.туризм принёс Камбодже 12% ВВП ($2,4 млрд.), в ближайшие десять лет этот показатель вырастет на 7%.
Помимо этого военно-политическое сотрудничество с Камбоджей гарантирует КНР дополнительную защиту стратегически важных морских коммуникаций, в первую очередь, Малаккского пролива. Пролив соединяет Индийский и Тихий океан и примыкает к акватории Южно-Китайского моря, через него проходит до 80% импорта углеводородного сырья в Китай (т.н. «малаккская дилемма Китая»).
На наш взгляд, акцент Вашингтона на правозащитную риторику в отношениях с Пномпенем – неэффективное средство. Политическая сила, подвергающаяся «правозащитным» нападкам Вашингтона, находит прагматичную поддержку Пекина (2). Таким образом, ситуация консервируется без перспективы скорых перемен. В этих условиях, можно предположить, привычным средством для Вашингтона остается силовое смещение неугодных политических сил в Пномпене при помощи тактики «цветных революций». Так правоохранительные органы Камбоджи уже пресекли акцию «Чёрный понедельник» в 2016 г., в которой власти увидели очередную попытку спровоцировать массовые беспорядки с помощью внешнего вмешательства.
В этих условиях Китай выступает в роли стабилизирующего фактора камбоджийской политики, Соединённые Штаты – в роли инициатора акций гражданского неповиновения и саботажа.
В июле 2018 г. Народная партия Камбоджи набрала на парламентских выборах 76,8% голосов, получив полный контроль над 125-местной Национальной ассамблеей (3). Запрещённая в 2017 г. камбоджийским судом Партия национального спасения Камбоджи результаты выборов не признала. Находящийся в изгнании во Франции лидер партии Сэм Райнси считает участие его партии в выборах необходимым условием их легитимности. При этом Вашингтон и Брюссель также «выразили сомнение в демократичности» процедуры голосования.
Партия национального спасения Камбоджи оперирует лозунгами, которые можно истолковать как антикитайские и антивьетнамские. В последнем нет противоречия: официальный Пномпень выступает за активизацию отношений с Пекином, одновременно компенсируя крен в сторону Китая углублением сотрудничества с Вьетнамом.
В интересах Камбоджи (в отличие от Вашингтона) не допустить возникновения вооружённого конфликта в регионе с участием конкурирующих государств (Китай, Вьетнам, Таиланд), когда сложится ситуация, в которой Пномпеню придётся делать выбор в пользу одного из игроков.
Несмотря на давление Запада, Камбоджа поддерживает экономические отношения с Северной Кореей, способствуя выходу этой страны из экономической изоляции. Пномпень стал третьим элементом экономической оси Пекин – Пхеньян. Данный союз носит ограниченный экономический характер, но предоставляет Пхеньяну больший простор для дипломатического манёвра в отношениях с Западом, делает внешнюю политику Пномпеня более разнонаправленной.
Разновекторное сотрудничество Пномпеня с региональными игроками, с акцентом на отношения с Пекином, как стороной, наиболее заинтересованной в вовлечении Камбоджи в широкий контекст региональной политики, призвано минимизировать риски разрушения складывающейся системы региональной безопасности и обеспечить её долговременность.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
2) https://thediplomat.com/2018/03/the-truth-about-us-china-competition-in-cambodia/
3) https://www.interfax.ru/world/623251
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs