ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии, Экспертная аналитика

Анализ позиций мировых Православных Церквей в пред-дверии киевской «интронизации» главы ПЦУ

10:54 01.02.2019 • Михаил Леонов, журналист

Не только мною[1], но и многими другими журналистами, экспертами, политиками и представителями Церквей высказывается мысль, что Православным Церквям пришло время определиться в своем отношении к канонам и неканоническим поступкам Вселенской Патриархии в лице Патриарха Варфоломея. Выразив это, первоначально, хотя бы в своем отношении к т.н. новообразованной Православной церкви Украины (ПЦУ). В связи с этой проблемой раздаются призывы к созыву Всеправославного Собора.

Нужно сказать, что первоначально-беглый взгляд на развитие ситуации с украинской «автокефалией» внушает некоторый оптимизм: ни самого будущего «предстоятеля» ПЦУ Епифания, ни новообъявившуюся «сестру-церковь» никто из 14 канонических Православных Церквей поздравить не решился. Но особенно актуальным вопрос отношения Церквей к ПЦУ становится сейчас, когда до т.н. «интронизации» Епифания осталось несколько дней. Эмиссары Варфоломея и прочие заинтересованные лица вновь начали «объезд» Предстоятелей Православных Церквей, в надежде на их присутствия 3 февраля в Киеве. Свой анализ реального положения вещей и выводы из него, мне бы хотелось предложить вниманию читателей, интересующихся этой темой.

Проще всего изучать и излагать факты и мнения по этому вопросу согласно Диптиху Православных Церквей[2]. Естественно, исключив Константинопольский и Московский Патриархаты, занимающих первое и пятое места соответственно, в связи с однозначно выраженными ими противоположными мнениями.

Александрийская Православная Церковь занимает второе место. Одна из древнейших кафедр, одно время даже занимавшая первое место в Диптихе. Феодор II, патриарх Александрийский и всей Африки, пребывая с визитом в Одессе в сентябре 2018 года, заявлял: «В эти тяжелые дни в Украине есть каноническая церковь, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий – благословенный человек от Бога и настоящий монах. Неделю назад я посетил Православную церковь Польши и с митрополитом Саввой подписал один документ о том, что мы находимся вместе с канонической православной церковью Украины. Мы будем вместе с теми, кто хочет единства Православия в Украине, потому что моя любовь всегда с вами»[3]. С одной стороны Патриарх Александрийский однозначно выразил свою поддержку УПЦ Московского Патриархата и выступал против раскола. Однако после событий с «объединительным собором» и Томосом, публичных заявлений пока не было – ни от полноты возглавляемой им Церкви, ни от него самого. Глава ОВЦС Митрополит Илларион (Алфеев), посетил с официальным визитом Александрийского Патриарха. Аккурат накануне Синода Александрийской Церкви, который проходил 26-30 ноября[4], и на котором ожидалось заявление по поводу волнующих всех событий, однако, никаких решений принято не было и заявлений не последовало.

Антиохийская Церковь, возглавляемая Патриархом Иоанном X, главой Великой Антиохии и всего Востока. Накануне вручения Томоса, им было получено письмо от Патриарха Варфоломея, в котором последний информировал его о своем решении, видимо, ожидая поддержки. Однако ответ Патриарха Антиохийского оказался иным: «Мы желаем видеть единство Православного мира укрепляемым и сплачиваемым. Из Вашего письма представляется, что Вы решили продолжить процесс дарования автокефалии… Поэтому мы призываем Вас не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус Автокефальных Православных Церквей. Ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира... Мы очень просим Ваше Всесвятейшество призвать Ваших братьев Предстоятелей Православных Церквей изучить эти вопросы, чтобы уберечь нашу Церковь от опасностей, которые не приведут к миру и согласию ни в Украине, ни в православном мире»[5], — заявлял Блаженнейший Патриарх Иоанн. Кроме того, участвуя в недавних торжествах по случаю 10-тилетия Интронизации Патриарха Кирилла в Москве, Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн обратился к главам всех Поместных Церквей с призывом выразить свои позиции по вопросу украинского раскола: «Недостойно в наше время отмалчиваться, мы обязательно должны говорить об этом вслух… Мы призывали и продолжаем призывать Вселенского патриарха и других высших духовных лиц к тому, чтобы решить существующие проблемы, в том числе проблемы, с которыми сталкивается сейчас наша братская Русская православная церковь, путем диалога, путем переговоров, путем обыкновенного разговора»[6]. 

Иерусалимская Церковь. Кроме того, что Иерусалимская кафедра является древнейшей и авторитетнейшей, она так же оказывается и одной из самых интригующих в своих поступках. С одной стороны Патриарх Феофил III как бы показывал выражение поддержки Константинополю, когда запрашивал у патриарха Варфоломея Святое Миро для помазаний. С другой стороны, нельзя обойти молчанием факты поддержки с его стороны канонической УПЦ МП. В частности, еще недавно сайт «Православие», со ссылкой на источники в Иерусалимской Патриархии, сделал достоянием гласности факт давления на Патриарха Иерусалимского[7] - к празднику Крещения «епископы» ПЦУ собирались в Иерусалим, а стало быть, от Иерусалимской Церкви требовалось принять раскольников и сослужить вместе с ними. В то время, как Священным Синодом Иерусалимского Патриархата не дано официальных заявлений по поводу «новообразованной церкви», Патриарх Феофил не уступил давлению и не допустил раскольников к алтарю. Весьма показательны и недавние события. Президент Украины Петр Порошенко, находясь с официальным визитом в Израиле, не смог осуществить свое горячее желание встретиться с Патриархом Феофилом. Сообщив, что Патриарх Феофил находится в тяжелом состоянии в больнице Тель-Авива, Президента Украины Петра Порошенко встретил секретарь Иерусалимского Патриархата архиепископ Аристарх. Как сообщил агентству «Интерфакс-Украина» член украинской делегации, «…президент получил поддержку от Иерусалимской церкви»[8]. Неизвестно – в чем именно выражалась «поддержка от Иерусалимской Церкви», однако доподлинно известно, что на следующий день госпитализированный в Тель-Авив тяжело больной Патриарх Феофил принимал в своей резиденции делегацию канонической УПЦ во главе с викарием Одесской епархии Епископом Арцизским Виктором (Быковым)[9].

Спустя еще неделю, 30 января Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейший Патриарх Феофил III принял Управляющего делами УПЦ Митрополита Бориспольского и Броварского Антония, в сопровождении заместителя председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерея Николая Данилевича. По сообщению Информационно-просветительского отдела УПЦ МП, Патриарх Феофил заверил представителей канонической Украинской Православной Церкви в своих молитвах о единстве украинского и мирового Православия, отметив, что в этот кризисный период необходимо проявлять особую христианскую мудрость, терпение и смирение. Также Предстоятель Иерусалимской Церкви тепло отозвался в адрес Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, назвав его «особым иерархом и глубоко духовным человеком»[10]. Напомним, что и ранее, во время встречи с митрополитом УПЦ Запорожским и Мелитопольским Лукой, Патриарх заявил: «Мы молимся за нашего собрата Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и многострадальный народ Украины. Держитесь своего Предстоятеля, не только находите успокоение в его молитвах, но будьте его помощниками и сомолитвенниками, подражайте ему в твердости веры»[11].

Очевидно, что под большим внешним давлением в вопросе признания или непризнания ПЦУ находится и Грузинский Патриархат. Еще в июне прошлого года Священный Синод Грузии рассуждал о Православной Церкви в Украине. Членам Синода Грузинской Православной Церкви были зачитаны три послания: от Константинопольского Патриарха Варфоломея, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, которые касались ситуации на Украине. Митрополит Грузинского Патриархата, на условиях анонимности, сообщил сайту «Седмица», что Патриарх Илия II выразил глубокое недовольство украинским вопросом: «Его Блаженство не согласен с инициативами Вселенского Патриархата относительно Украины и признает законной исключительно Церковь под руководством митрополита Онуфрия»[12], – сказал грузинский иерарх. С тех пор позиция Грузинского Патриархата остается неизменной: мы будем выжидать, ожидая высказываний и решений более старших и авторитетнейших Церквей.

Проблема еще и в том, что нет единого мнения среди самих грузинских архиереев. Один из них, Митрополит Ахалкалаки, Кумурдо и Кари отец Николоз (Пачуашвили), высказывал свое мнение по поводу действий Вселенского Патриарха: «На Синоде мы обсудили письмо, полученное из Константинопольского патриархата о признании автокефалии Церкви Украины. В нем содержится очень опасная фраза о том, что Константинопольский патриархат имеет исключительное право вмешиваться во внутренние дела любой Поместной Церкви. Лично для меня это неприемлемо и может вызвать много трудностей в будущем»[13].

Под предводительством уже известного варфоломеевского легата Митрополита Галльского Эммануила, 30 января делегация Константинопольского патриархата встретилась с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II и членами Священного Синода Грузинской Православной Церкви, надеясь заставить Грузинскую Церковь изменить свою позицию относительно признания ПЦУ. «Они приехали сюда для того, чтобы убедить нас принять то или иное решение»[14], – прокомментировал прошедшую встречу местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио (Муджири). Но несмотря на все усилия Варфоломея, на данный момент позиция Грузинской Церкви остается неизменной — она по-прежнему остается при своем мнении и не спешит признавать автокефалию ПЦУ. Во всяком случае срок повторного ближайшего рассмотрения Синодом украинского вопроса – весна. Однако, исходя из анализа публичных высказываний грузинских архиереев, однозначно можно сказать, что из 46-ти грузинских архиереев 10 готовы выступить за Варфоломея и его политику.

Учитывая мощное влияние США на грузинскую политическую элиту, не исключаю, что последние сообщения о «падении индекса демократии» Грузии имеют не только политическую и экономическую основу, но и религиозный фактор, а именно – отношение Грузинского Патриархата к ПЦУ.

На протяжении всех событий с ПЦУ однозначную позицию демонстрирует Сербский Патриархат. Патриарх Сербский Ириней, неоднократно, однозначно и четко декларирует, что легализация раскола в Украине недопустима: «Сербская Православная Церковь не приемлет и не примет легализации раскола в Украине как законного положения дел, в особенности, когда такие амбиции появятся на ее канонической территории, – подчеркнул Святейший Патриарх Ириней. – То, что Константинополь сделал в Киеве, матери городов русских, для Сербской Церкви не имеет никакой силы, ничтожно. Украина имеет свою каноническую Церковь, которая имеет своего законного Предстоятеля Митрополита Онуфрия. Других мы не знаем и не будем знать»[15], – подытожил Предстоятель Сербской Православной Церкви. Кроме того, довольно жестко и однозначно Патриарх Ириней дает оценку попранию Варфоломеем соборности Православия и его притязаниям на главенство: «Ни Сербская, ни другие Православные Церкви не примут появления некоего "православного папы", а если они это сделают – перестанут быть православными»[16].

Выжидательную, неприметную и тихую позицию занимает Румынская Православная Церковь. Её робкий и неопределенный голос был услышан только в ходе октябрьского заседания Священного Синода, на котором Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь призывались к диалогу: «С учетом недавнего развития церковной ситуации в Украине Священный Синод повторяет рекомендацию от 24 мая 2018 года, чтобы Вселенский Патриархат и Московский Патриархат пришли вместе к решению, сохранив единство веры и административно-пастырскую свободу, так как последние присущи Православию»[17], – сообщалось агентством «ТАСС» по итогам заседания.

Насколько можно заключить из анализа политической обстановки, и с оглядкой на участие в блоке НАТО Болгарии, под давлением, по подобию Грузии, находится и Болгарская Православная Церковь (БПЦ). Ожидалось, что 5 ноября Синод Болгарской Церкви обсудит предложение Патриарха Кирилла о созыве Всеправославного Собора по поводу действий Варфоломея. Официальный представитель БПЦ протоиерей Николай Георгиев заверял: «На предстоящем заседании митрополиты решат – поддержать ли предложение Патриарха Кирилла о созыве Всеправославного Собора для решения возникших в Православной Церкви противоречий, или обнародуют свою позицию, предварительно рассмотрев церковные документы более чем трехсотлетней давности»[18]. По итогам заседания Синода БПЦ 26-го января, появились даже слухи, что Болгарская Патриархия поддержала ПЦУ. Вследствие чего, Митрополиту Старозагорскому Киприану пришлось категорически опровергнуть эту лживую информацию, распространенную на украинских интернет-сайтах. Для Украины и ее официальных лиц, как в примере с Грузинской Церковью, вообще в порядке вещей выдавать желаемое за действительное. «В связи с распространением на украинских интернет-сайтах информации о том, что БПЦ поддержало автокефалию Православной церкви Украины от 26 января, в качестве председателя комиссии, связанной с украинским вопросом, категорически заявляю, что Синод БПЦ не занимался вопросом Украины и нет никакого решения верховного органа БПЦ о созданном каноническом казусе»[19], – заявлял архиерей на официальном сайте Старозагорской Митрополии. В то время как митрополиты Иоаникий Сливенский, Антоний Западноевропейский, Серафим Неврокопский и Григорий Врачанский, подали прошение патриарху и Синоду поддержать позицию РПЦ и объявить Вселенского Патриарха еретиком, немалая часть архиереев занимает сочувствующую Фанару позицию. В их числе митрополиты США, Канады и Австралии Иосиф, Великотырновский Григорий, Плевенский Игнатий, Пловдивский Николай. Не вызывает оптимизма факт присутствия в этой группе самого Патриарха Неофита, а так же его отсутствие на празднествах 10-летия Интронизации Патриарха Кирилла.

Кипрская Православная Церковь. Вновь, как и с Грузинской и Болгарской Церквями официальные лица Киева стали лгать об истинном положении вещей. Дважды Блаженнейшему Архиепископу Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостому пришлось заявлять, что информация украинских дипломатов о его поддержке ПЦУ не соответствует действительности. Опровергая заявления Посла Украины в Республике Кипр Бориса Гуменюка, опубликованными пресс-службой МИД Украины, Архиепископ Хризостом  прямо назвал их лживыми[20]. Более того, Предстоятелем Кипрской Церкви было сообщено, что ему сделали предложение принять на Кипре главу ПЦУ «митрополита» Епифания, однако он предложение отверг, подчеркнув, что не поминал его за Божественной литургией и не будет поминать. Кроме того, еще летом 2017 года Архиепископ Хризостом писал: «Всякий раз, когда государство и особенно парламент вмешиваются в вопросы Церкви, вред очевиден. Действия парламента приведут к созданию некоей раскольнической церкви. А отцы рассматривают раскол как глубочайшую рану на священном теле Церкви… Кипрская Церковь выражает свое неудовольствие этим вмешательством»[21].

Элладская Православная Церковь. Ожидалось, что после заседания Священного Синода  8 января ЭПЦ озвучит свой отношение и к ПЦУ и к действиям Вселенской Патриархии, Однако, не до конца, по-видимому, ознакомившись с документами, Синод передал украинский вопрос на рассмотрение Архиерейскому Собору ЭПЦ, дата которого не назначена.

Некоторое смущение было внесено фактом поминания главы ПЦУ «митрополита» Епифания (Думенко) главой Закинфской митрополии Элладской Православной Церкви митрополитом Хризостомом (Синетосом), известного своей критикой в адрес РПЦ. Видеоролик, который дал повод утверждать, будто бы Элладская Православная Церковь признала ПЦУ, появился в социальных сетях в среду, 19 декабря. «Это был единичный случай, – заявил по этому поводу спикер канонической УПЦ протоиерей Николай Данилевич. – Говорить о том, что это позиция всей Элладской Церкви будет неправильным, поскольку только после праздников соберется заседание Синода этой Церкви для оценки Собора, который прошел в Киеве. Фактически произошедшее поминание – это самодеятельность, за которой стоит один ушедший на покой епископ. Он в личном плане крайне критично настроен в отношении РПЦ. В целом же, по правилам Элладской Церкви, местный митрополит имеет право поминать только Архиепископа Афинского как главу своей Церкви, и только Афинский Архиепископ поминает Предстоятелей всех других Церквей. Поэтому, как я уже говорил, то что произошло, является самодеятельностью и самоуправством»[22].

Албанская Православная Церковь по примеру Румынской хранит нейтралитет и молчание. С одной стороны Албанская Православная Церковь раскритиковала решение РПЦ о разрыве евхаристического общения с Варфоломеем, с другой, она осудила и решение даровать автокефалию ПЦУ, о чем сообщила в своем послании к РПЦ: «Подтверждаются наши опасения, высказанные к представителям Вселенской патриархии, а именно, что запланированное предоставление автокефалии Украине будет "хождением по минному полю" с болезненными последствиями для всех»[23]. Впрочем, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий не против Всеправославного Собора по поводу Варфоломея: «Как бы это ни казалось невозможным, полагаем, что все мы должны “сделать все”, чтобы вернуться к Собраниям Предстоятелей и планированию нового Великого Собора»[24].

Однозначную позицию занимает Польская Православная Церковь, занимающая в Диптихе 13-ое место. В ответ на письмо Патриарха Варфоломея о признании раскольников из ПЦУ, 5 января Митрополит Варшавский и всей Польши Савва изложил позицию своей Церкви в ответном послании. Напомнив о клятвопреступлении Филарета (Денисенко) и о том факте, что его анафема признавалась всеми поместными Православными Церквами, Митрополит Савва призвал Константинопольского предстоятеля к созыву Всеправолсавного Собора: «Ваше Святейшество! Ваше решение о Церкви в Украине требует всеправославного обсуждения. Поэтому я в очередной раз обращаюсь к Вам с просьбой обдумать решение о собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей. .... Мы хотим видеть, что Ваши действия объединяют Православие, а не разделяют его»[25].

Не поздравив Епифания с недавним «избранием», Митрополит Савва откровенно заявлял, что считает его обычным светским лицом: «Этому молодому светскому человеку был причинен большой вред, когда назначили его митрополитом, – говорил Предстоятель журналисту издания Polityka. – В свете канонического права он не священнослужитель. Он не рукоположен в канонической Церкви»[26].

Православная Церковь Чешских земель и Словакии. Были сообщения о том, что 29 января на Синоде Церкви, в числе наиболее важных вопросов обсудят тему признания ПЦУ. Однако до сих пор никаких сведений не поступало.

Однозначную и определенную позицию показала Православная Церковь Америки. Согласно тексту письма, опубликованному на официальном сайте Церкви, члены Священного Синода Епископов Православной Церкви в Америке приняли решение отказать в признании ПЦУ. Члены Синода поделились своей глубокой скорбью по поводу создания Константинопольским патриархом Варфоломеем церковного органа, который состоит «из двух раскольничьих групп» (УПЦ КП и УАПЦ, – СПЖ). «Что касается Церкви в Украине, то Архиерейский Синод постановил: продолжать признавать и поддерживать митрополита Онуфрия в качестве канонического главы и Предстоятеля Украинской Православной Церкви», – сообщили архипастыри в Письме[27].

Отдельным пунктом стоит упомянуть Святую Гору Афон и отношение её монастырей к обсуждаемому вопросу. По сообщению сайта «Союза Православных журналистов» (СПЖ), из 20 антипросопов (представителей) афонских монастырей, только 5 поддержали инициативу Константинопольского патриарха Варфоломея отправить от Афона делегацию наблюдателей в Киев на «интронизацию» Епифания (Думенко)[28]. Афонские монастыри Филофей и Каракал заявили, что закроют свои ворота, если на Святую Гору Афон приедет кто-либо из ПЦУ, а греческие и славянские монастыри Афона (греческие Филофей и Каракал, болгарский Зограф, сербский Хиландар) во время внеочередной сессии Священного Кинота Святой Горы заявили, что признают единственным каноническим Предстоятелем УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. 

Цитируемый «СПЖ» директор Международного института афонского наследия в Украине Сергей Шумило сообщил, что по итогу заседания «…Священный Кинот Афона 28 января решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий «предстоятелю» ПЦУ, и в дальнейшем воздерживаться от поддержки сторон церковного конфликта в Украине».

 

***   ***   ***

 

Таким образом, на наших глазах складывается картина, которая не дает однозначного повод для оптимизма. С одной стороны не видно «общего одобрямса» Варфоломеевской аферы, с другой – очевидно, что нет и общей поддержки Поместными Церквами позиции РПЦ, нет и единодушной поддержки канонической Украинской Церкви.

До тех пор, пока значительнейшие и старейшие Церкви не выскажут свое мнение по вопросу непризнания раскольников из ПЦУ,  меньшие Церкви так и останутся в молчаливой и выжидательной позиции.

Вполне предсказуемо, что молчаливая позиция может закончиться тем, что варфоломеевский  «беспредел», подобно чуме, достигнет и посетит и их дома.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



[1] https://interaffairs.ru/news/show/21372

[2] http://sreda.org/lodka/diptih-pomestnyih-pravoslavnyih-tserkvey

[3] http://kotovsk-istok.com.ua/news/events/111-odesskaya-oblast/7057-patriarkh-aleksandrijskij-feodor-ii-v-odesse.html

[4] https://orthodoxia.info/news/συνεδριάζει-η-σύνοδος-του-πατριαρχεί-2/

[5] http://www.patriarchia.ru/db/text/5337346.html

[6] http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=71910

[7] http://orthochristian.com/118545.html

[8] https://interfax.com.ua/news/general/560237.html 

[9] http://eparhiya.od.ua/sobyitiya/sobyitiya/5078-patriarh-ierusalimskoy-pravoslavnoy-tserkvi-blajenneyshiy-feofil-iii-prinyal-v-svoey-rezidentsii-palomnikov-ukrainskoy-pravoslavnoy-tserkvi_

[10] http://news.church.ua/2019/01/30/keruyuchij-spravami-upc-zustrivsya-z-patriarxom-jerusalimskim-feofilom/

[11] https://www.pravmir.ru/patriarh-ierusalimskiy-prizval-veruyushhih-ukrainyi-derzhatsya-svoego-predstoyatelya-mitropolita-onufriya/

[12] https://www.sedmitza.ru/text/8181029.html

[13] https://www.interpressnews.ge/ka/article/528045-meupe-nikolozi-ukrainis-eklesiashi-zogierti-tvitagiarebuli-episkoposia-asetebi-liturgiaze-chventan-ertad-rogor-imsaxureben-chven-ar-shegvizlia-vcnot-es-sasuliero-pirebi/

[14] https://jam-news.net/визит-делегации-константинопольског/?lang=ru

[15] http://www.politika.rs/scc/clanak/421300/Politika-se-odupire-napadu-na-dusu-srpskog-naroda

[16] Там же

[17] https://tass.ru/obschestvo/5723569

[18] https://tass.ru/obschestvo/5717104

[19] http://mitropolia-starazagora.bg/св-синод-на-бпц-бп-не-се-е-занимавал-с-въ/

[20] https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/26319-arxiepiskopos-kuprou-auti-tin-stigmi-den-proexei-i-autokefalia-alla-na-min-dixastei-i-orthodojia

[21] https://mospat.ru/ru/2017/07/21/news148542/

[22] https://strana.ua/news/177303-v-upts-zajavili-chto-elladskaja-tserkov-ne-priznala-novuju-pomestnuju-tserkov-ukrainy.html

[23] https://mospat.ru/ru/2018/11/22/news166940/

[24] Там же

[25] http://vzcz.church.ua/2019/01/03/mitropolit-varshavskij-sava-objednavchij-sobor-ne-virishiv-problemu-rozkolu-a-shhe-bilshe-uskladniv-jiji/

[26] https://www.polityka.pl/tygodnikpolityka/kraj/1777214,1,autokefalia-tak-ale-zgodna-z-prawem.read

[27] https://oca.org/news/headline-news/holy-synod-of-bishops-issues-archpastoral-letter-on-ukraine?fbclid=IwAR3b3E4BBHd7Pds68X7Y40u2TnZQy4m74I7R9Q8W6XFF3z9jtca7rjf8NQA

[28] http://spzh.news/ru/news/59662-afonskije-monastyri-sobirajutsya-zakryty-svoi-vorota-pered-glavoj-pcu

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати