ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Фанарская ойкумена, или проверка на пре(о)данность?

21:51 06.01.2019 • Михаил Леонов, журналист

15 декабря в Киеве состоялся т.н. «объединительный собор» украинских «церквей». Еще раз оглянувшись на это прошедшее событие, заметим, что объединительным назвать его невозможно назвать даже с очень большой долей фантазии и натяжкой. А Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва в своем письме Патриарху Варфоломею прямо указывает, что «так называемый «Объединительный Собор», который состоялся 15 декабря 2018 года в Киеве, не устранил проблему, но, наоборот, усилил ее, привнося в жизнь общества много болезненных явлений не только церковных, но и социально-политических»[1].

Впрочем, его главные организаторы – президент Порошенко и Патриарх Варфоломей, до сих пор представляют «собор» украинскому народу и мировому сообществу как событие, объединившее УПЦ КП, УПЦ МП и УАПЦ. Касательно УПЦ МП – вообще отдельный вопрос. Хотя два бывших митрополита УПЦ МП и приняли участие в соборе, представителями УПЦ МП их, как оказалось, считать таковыми было уже нельзя. Дело в том, что за день до собора от Экуменического Патриарха Варфоломея ими были получены грамоты, в которых недвусмысленно говорилось об их иной канонической принадлежности: «…мы пришли к решению посредством этой Патриаршей Грамоты принять Вас в юрисдикцию нашего Святейшего Апостольского и Патриаршего Вселенского Престола вместе с Вашим непорочным клиром и благочестивым народом, освобождая от всякой ответственности, или обвинения, или любого другого прещения, налагаемого на Вас каким бы то ни было церковным органом, и полностью принимая все, что Вы делали как епископ и пастырь»[2]. Отмечая лишь сам этот факт, мы не станем затрагивать церковно-юридический его аспект. Учитывая таким образом этот нюанс, мы имеем полное право сказать, что «объединительным» собор если и был, то лишь между представителями УПЦ КП, УАПЦ и Вселенской Патриархии – никаких представителей клира Московского Патриархата там не было. Соответственно, было общение между раскольниками и Вселенской Патриархией.

Да и между самими УПЦ КП и УАПЦ момент «объединения» нужно считать весьма условным – не смотря на их предсоборный «самороспуск», каждая из раскольнических структур продолжают жить особно, каждая в своей иерархии и со своими законами и уставами. С той лишь разницей, что задавленную и затравленную УАПЦ практически не видно и не слышно в публичном поле, в отличие от филаретовского КП. Что, впрочем, не мешает им выпускать «богослужебные» календари с несуществующими «церквами» и «митрополитами»[3].

Особое внимание вызывает факт секретности всех документов, связанных с автокефальными процессами, что никоим образом не практикуется в церковной сфере. До сих пор глазам общественности не были предоставлены тексты основополагающих в данном вопросе документов – конкордата между Порошенко и Варфоломеем, подписанными на Фанаре в Стамбуле 3 ноября, а так же итоговые документы самого «объединительного собора». Скорее всего по причине откровенности и важности первого и пустоты и несостоятельности второго.

Надеясь на благоразумие Патриарха Варфоломея, изнутри знающего сколь грязна, неприглядна и двусмысленна «кухня» украинской автокефалии, Святейший Патриарх Кирилл 31 декабря предпринял очередную и едва ли не последнюю попытку спасения Экуменической турецкой патриархии, обратившись с посланием к своему некогда собрату. «Диптих Святейших Патриархов Константинопольских числит в себе десятки имен великих богословов, подвижников и учителей благочестия. Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Прокл, Флавиан Исповедник, Иоанн IV Постник, Тарасий, Мефодий, Фотий и многие другие своим служением прославили Святейшую Константинопольскую Церковь.

Но были и те, кто ее позорили. Не вписывайте свое доселе уважаемое имя в один перечень с такими бесславными епископами Константинополя как Несторий, иконоборцы Анастасий, Иоанн VII и Феодот, униаты Иосиф II, Митрофан II Матереубийца и Григорий III Мама. Отступитесь сейчас от общения с раскольниками, откажитесь от участия в политической авантюре их легализации. И тогда подлинная Православная Церковь Украины во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием благословит Вас, а история сохранит память о Вас в числе тех святителей Константинопольского Престола, кто в труднейших политических условиях сумел не уронить достоинство Церкви и сохранить ее единство.

Если же Вы поступите в соответствии с намерениями, изложенными в Вашем письме, то Вы навсегда утратите возможность служить единению святых Божиих Церквей, перестанете быть Первым в православном мире, насчитывающем сотни миллионов верующих, а причиненные Вами страдания православных украинцев последуют за Вами на Страшный суд нелицеприятного Господа нашего и будут свидетельствовать перед Ним против Вас», - взывал в своем обращении Патриарх Московский[4].

5 января, в окружении украинских политиков, раскольнических «архиереев» и варфоломеевского клира, пресловутый Томос был подписан. На следующий день, столь ожидаемое Порошенко событие свершилось, к нескрываемой радости самого президента и лиц его делегации: патриархом Варфоломеем Томос был вручен филаретовскому «митрополиту» Епифанию, назначенного «главой ПЦУ».

Необходимо констатировать, что в эти же дни случилось и еще одно, более чем немаловажное и, нужно сказать, катастрофическое по своему факту событие. Дело в том, что пока Варфоломей и его представители контактировали с раскольниками – это была еще не беда. Вернее сказать – беда, но еще не преступление. Когда Вселенский Патриарх в нарушение канонов объявил преступников чужой Церкви, на чужой канонической территории, раскольников Филарета и Макария легитимными – это было полбеды, т.к. было допущено каноническое преступление. Но теперь, когда Варфоломей со своим клиром начал сослужить с запрещенными в священнослужении раскольниками – это уже беда. Согласно каноническим правилам Православной Церкви, священнослужитель любого ранга даже только молившийся, а тем более и сослуживший с церковно-преступником находящимся в расколе, сам автоматически переходит в соответствующий статус.

Таким образом Варфоломей и его клирики, сослужившие с находящимися под прещением филаретовскими «архиереями», призвали на свои головы анафему, сравнимую по своим масштабом с расколом Церкви 1054 года. Именно в таком тоне звучат комментарии главы ОВЦС Московской Патриархии Митрополита Волоколамского Иллариона и пресс-секретаря Патриарха Протоиерея Александра Волкова, заявившего, что после событий, произошедших в Стамбуле, Варфоломей «окончательно оторвал себя от мирового православия» и «подписал духовную капитуляцию»[5].

Весьма показательным является тот факт, что ни одна из поместных Православных Церквей не направила своих поздравлений новообразованной т.н. ПЦУ – ни после собора в Киеве, ни после шабаша в Стамбульском Фанаре. Это однако, еще не означает, что Варфоломей уже является изгоем в семье Православных Церквей, каковым до недавнего времени являлся и продолжает являться «узаконенный» им Филарет (Денисенко). К сожалению (печальному или спасительному для Варфоломея), но Православная Церковь потому и носит в своем названии слово «Соборная», что все решения по жизненно важным вопросам Церкви принимаются исключительно Собором и ни в коем случае не единолично тем или иным поместным Предстоятелем, каким бы значимым он ни был, или какой бы древней не была его Церковь. И если Варфоломей посчитал допустимым для себя пойти на это нарушение соборности, то это еще не дает право тут же и так же поступать Патриарху Московскому. К сожалению евхаристическое общение между двумя Церквами прервано уже, однако, следует признать, что своих оценок произошедшему варфоломеевскому демаршу еще не огласила ни одна из Поместных Церквей. Да, выступления отдельных Предстоятелей и епископата, осуждающих Варфоломея, звучали и продолжают звучать. Это и уже цитируемый нами Блаженнейший Митрополит Варшавский Савва, и первоиерарх Сербской Церкви Ириней, и Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X, призвавший Патриарха Константинопольского Варфоломея «…не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус Автокефальных Православных Церквей. Ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира»[6]. Звучали заявления митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, Митрополита Кефирского Серафима Элладской Православной Церкви, архиереев и духовенства Грузинской, Румынской, Болгарской, Иерусалимской и прочих Церквей. 

Но повторимся еще раз: звучали заявления отдельных лиц. Все эти выступления, заявления и письма смело можно отнести к области модной ныне толерантности: «мы, конечно, обеспокоены происходящим, но вы там как-то того… Вы там не этого… А то как-то – ай-я-яй!». Плоды именно такого поведения пожинают сейчас европейские государства, терпя проявления безнаказанности и вседозволенности от нагрянувших к ним «беженцев». Либо терпя падение в экономической области, пойдя на поводу американской политики и позиции. А вот решительного, громкого и единогласного несогласия с «украинской» позицией Варфоломея от других Православных Церквей не слыхать. Пока мы не слышали однозначных и недвусмысленных заявлений от Священных Синодов и патриархов Иерусалима, Антиохии, Александрии, Грузии, Болгарии, Румынии и т.д. И это не только служит поводом для тыканья пальцем украинских и проамериканских адептов в сторону РПЦ, Бог с ними – христианам не привыкать переживать унижения. Прежде всего это позиция предательства своего собрата по алтарю – законного Киевского Митрополита Онуфрия (Березовского) и его паствы, которая под несмелые и робкие протесты собратьев-христиан вскоре ляжет под ножи националистов.

Нам кажется, что уже наступило именно такое время, когда для Церквей мировой православной семьи пора засвидетельствовать свой выбор и свою позицию! Цитируя того же Сербского Патриарха Иринея, «Мы не болеем ни за Константинополь, ни за Россию, а придерживаемся канонов, в которых все четко указано»[7], добавим, что пора не только так говорить, но и засвидетельствовать об этом во всеуслышание соборными постановлениями.

И если кто-то думает, что его эта ситуация не коснется и он сможет тихонько отсидеться в сторонке, то надежды его могут оказаться тщетны. Грязные денежно-националистические игры стамбульского (пока еще) Патриарха при поддержке Госдепа США создали опасный прецедент. Не исключено, что не насытившись, деньгами и кровью Украины, завтра милый фанарский дедушка, возомнивший себя «судьей и правителем всей Ойкумены», потребует Сербию, или Грузию, или кусочек Болгарии. Или еще какой Церкви-сестры, узаконивая их раскольников, снимая с них прещения и раздавая священные саны.

Возьмем смелость напомнить: молчанием предается Бог.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати