Пожалуй, более удачного времени года для того, чтобы представить многочисленным российским зрителям передвижную выставку «Маленькие чудеса. Чешская игрушка вчера и сегодня», было не найти. Проект, подготовленный к 100-летию Чешской Республики, уже побывал в Токио, Лондоне, Париже, Иерусалиме в рамках недель и фестивалей дизайна. В Москве выставка открылась в конце декабря, и устроители — Всероссийский музей декоративного искусства и Чешский центр — приурочили ее к новогодним праздникам и каникулам, когда в музее больше всего посетителей с детьми, а ежегодные красочные и познавательные выставки из истории новогодней игрушки — любимый досуг москвичей.
На этот раз к богатой выставочной программе начала года добавились «Маленькие чудеса» чешской дизайнерской игрушки.
«Когда чешские коллеги вышли к нам с предложением сделать эту замечательную выставку, мы сразу были готовы поддержать такое взаимодействие, поскольку чешская игрушка — это сильнейший и интереснейший бренд именно в дизайне, направлении, которым мы сейчас в музее активно занимаемся», — говорит директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова.
Сотрудники музея и Чешского центра на открытии выставки
В экспозиции — легендарные игрушки, созданные разными поколениями чешских дизайнеров за минувший век: c 1920-х годов до наших дней. Здесь и заводные металлические игрушки и машинки серии Kovap, и надувные игрушки фирмы Fatrа знаменитого дизайнера Либуше Никловой, ифигурки животных, вырезанные из дерева.
Металлические конструкторы фирмы Merkur
Не так уж давно мир игрушки был гораздо разнообразнее: исследовательские и познавательные способности детей в разных странах мира развивали не только с помощью конструкторов фирмы LEGO, девочки наряжали самых разных кукол, а не только Barbie. Среди 50 экспонатов, приехавших в Москву, большая часть игрушек известных чешских фирм выпускаются не один десяток лет и стали историей чешской культуры. Но это не только впечатляющая ретроколлекция, но и новейшие образцы, созданные современными дизайнерами и иллюстраторами: именно преемственность была положена в основу кураторской концепции историка искусства Терезы Брутгансовой. «То, как коллеги сделали эту выставку — очень своевременно и в очень интересном формате, используя и старые образцы, и новые разработки, — нас очень вдохновило», — продолжает Елена Титова.
Самый старый экспонат выставки — чертик художника Вацлава Шпалы. 1920 г.
История чешского дизайна игрушки берет свое начало на рубеже веков, когда в 1908 году был основан кооператив «Артел». Самый старый экспонат из представленных на выставке, — фигурка деревянного чертика художника Вацлава Шпалы, которого он смастерил специально для традиционных чешских рождественских ярмарок в далеком 1920 году. Когда-то она служила конфетницей, а не только игрушкой . Копии тех первых игрушек хранятся сегодня в Художественно-промышленном музее в Праге.
К середине века традиция деревянной игрушки дополнилась достижениями в области изготовления кукол для театра и анимации. Это не осталось не замеченным на Expo 1958 в Брюсселе, а в новейшее время интерес к чешской игрушке возродился во многом благодаря таланту дизайнера Либуше Никловой — в 2011 году ее ретроспектива проходила вМузее декоративного искусства в Париже, а в 2012 году несколько чешских дизайнеров участвовали в выставке «Столетие детства» в МоМА в Нью-Йорке.
Большую часть игрушек, представленных на выставке в Москве, хорошо помнят российские зрители старшего возраста. Почти все узнали плюшевого Кротика — героя чешского мультфильма 1970-х, металлический конструктор фирмы Merkur ипластмассовые фигурки человечков — «играчеков» (Igráčеk) — впервые эти игрушки высотой всего восемь сантиметров, представляющие мужские и женские профессии и созданные дизайнерами Йиржи Калина и Марие Брейховой, появились в 1976 году.
Кротик — герой чешского мультфильма 1970-х
По словам Елены Титовой, московская публика тепло восприняла выставку, а у некоторых она вызвала даже ностальгические чувства, что вполне понятно — многие посетители, которые сегодня приходят с детьми и внуками, помнят героев своих детских игр. «Теперь благодаря выставке они с удивлением видят, что у игрушки есть родители — художник и проектировщик — и фирма, которая ее выпускает», — отметила директор музея.
Игрушка-конструктор Adély от Aделы Фейтковой
Среди работ молодых дизайнеров — мультифункциональные качелиSpectra, игрушки от Repello и деревянная игрушка-конструктор от дизайнера Aделы Фейтковой под названием Adély, в которой автор предлагает разные варианты сборки кактуса или цветка. Но к какой бы эпохе ни относились образцы игрушечного дизайна, все они демонстрируют яркую самобытность и индивидуальный почерк их создателей и приглашают нас на встречу со своим «внутренним» ребенком.
Игрушки молодых чешских дизайнеров
«Проект рожден и детально продуман нашими чешскими коллегами, но для нас очень важно, что он воплощен в стенах нашего музея — именно здесь такая встреча проекта, зрителя и музея стала возможна. И за это мы очень благодарны нашим партнерам », — добавила в заключение Елена Титова. Ее коллега, директор Чешского центра в Москве г-жа Гана Складалова, не сомневается, что нынешняя выставка — только начало сотрудничества: «Всероссийский музей декоративного искусства в Москве был для нас бесспорным выбором. Я высоко ценю уровень профессионализма, с которым я встретилась, общаясь со всеми сотрудниками музея во время выставки, и твердо верю, что мы объединимся в рамках других проектов уже в 2019 году».
После завершения выставки в Москве ее герои (они, кстати, перемещаются в знаменитых картонных чемоданах чешской фирмы Kazeto, и экспозицию вполне можно было бы назвать «Выставкой из чемоданчика»), продолжат свой вояж. Следующие остановки — в Варшаве и Братиславе.
Картонные чемоданы чешской фирмы Kazeto— часть экспозиции
Международные проекты обновленного музея включают в себя и другие направления: так, в 2019 году ожидается, что недавно созданный Центр моды и дизайна примет выставку, связанную с историей итальянской моды, — над ней музей работает совместно с Итальянским институтом культуры в России. А в Италию, в свою очередь, отправят экспозицию, рассказывающую о развитии принципа матрешки. Ведь, по словам директора, «культурное сотрудничество — современный и действенный инструмент и остров стабильности в бурном море событий».
Фото: Е. Рубиновой, А.Толпешта, предоставлены пресс-службой музея и Чешским центром в Москве
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs