ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Социокультурный конфликт миграции в современных полиэтнических сообществах

12:12 21.01.2019 • Руслан Джумамухамедов, аспирант 3 года обучения кафедры социальной философии и этнологии, Северо-Кавказский федеральный университет. Специалист центра по формированию российской идентичности и профилактике экстремизма

Глобальные миграционные процессы стали неотъемлемой частью современного мира. Глобализация и технический прогресс сделали перемещения огромных масс людей абсолютной обыденностью современности. Большинство перемещений людей имеют временный характер, однако значительную долю в этом процессе занимает миграция с целью постоянного пребывания в той или иной стране.

Основные страны Евросоюза (ЕС) славятся высоким уровнем жизни, что и явилось одной из причин потока мигрантов в них. Толерантные европейцы приняли гостей и обеспечили им условия для проживания. Однако политика мультикультурализма дала сбой в условиях «наплыва» огромного числа беженцев. Призванная сохранять и защищать культурный плюрализм[1], данная политика оказалась не в состоянии решать новые проблемы, новые задачи, связанные с социокультурными конфликтами между мигрантами и коренным населением европейских стран. Ситуация осложняется тем, что мигранты отказываются интегрироваться в новое общество и селятся анклавами. Некоторые группировки сохраняют и радикализируют свою этнорелигиозную идентичность, пытаясь зачастую насильственным путем внедрить обычаи в принимающую культуру местного населения. Современная Европа становится ареной столкновения двух культур, двух ценностных и идентификационных систем: традиционной (закрытой) и посттрадиционной - современной (открытой).

В этом аспекте ценной исследовательской стратегией становится реанимация и переосмысление концепта конфликта цивилизаций С.Хантингтона[2]. Российские исследователи по-разному относятся к концепции конфликта цивилизаций. Например, А.В. Дмитриев, соглашается с С.Хантингтоном и прогнозирует усугубление существующего противостояния цивилизаций. В то же время А.И. Кирсанов предостерегает от «зацикливания» на идее межцивилизационного конфликта, объясняя это тем, что она может превратиться в «самоисполняющееся пророчество». Согласно его позиции сближение родственных культур нельзя назвать однозначным процессом, так как культурный принцип не является единственным определяющим фактором, сближающим или разъединяющим народы, а «подогревание» этой проблемы и акцентирование на ней внимания может лишь усугубить ее. С его точки зрения необходимо дать международным отношениям стабилизироваться[3].

Существует также и другая концепция – концепция Ф. Фукуямы, которая обосновывает победу либерально-демократических идей над всеми остальными. Однако она утратила свою популярность в свете последних событий на мировой геополитической арене.

Этничность как потенциальный фактор этнокультурных конфликтов является базовой аскриптивной принадлежностью: этнические стереотипы усваиваются с самого детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для культурных конфликтов свойственен иррациональный характер. Это проявляется в алогичности и слабой обоснованности рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей возникновение, развитие и разрешение таких конфликтов в сфере миграций имеет свою специфику.

Социокультурный конфликт миграций имеет ряд потенциально конфликтогенных факторов, обусловленных явными и латентными конфликтами ценностей и идентичностей.

Согласно позиции М.Е. Попова, конфликты идентичностей представляют собой социокультурные конфликты посттрадиционности, фундаментом которых являются ценностно-мировоззренческие различия и противоречия, обусловленные кризисами и трансформациями культурных идентичностей. Анализируя конфликты идентичностей в России, он подчеркивает, что в их основе лежит амбивалентность культурно-антропологических моделей идентичностей в Российской культуре. Под этим подразумевается противоречие традиционалистской и посттрадиционной моделей. М.Е. Попов в своей диссертации на тему «Конфликты идентичностей в посттрадиционной России» указывает на конфликтность традиционалистских идентичностей, обосновывая это тем, что они строят культурные границы, отталкивая идентичность «чужих» и обособляясь от нее[4].

Правоту его позиции никоим образом нельзя отрицать. Более того, он не единственный, кто утверждает, что обострению конфликтов идентичностей в значительной степени способствует акцентирование внимания на особенностях этнических групп и не только.

С. Хантингтон в своей знаменитой работе «Столкновение цивилизаций» обратил внимание на обострение взаимоотношений между различными цивилизациями на основе религиозных и культурных ценностей.

В качестве потенциально конфликтогенных социокультурных факторов можно отметить следующие – этническая культура, язык этноса, стереотипизированное восприятие других этносов, религиозная идентичность.

Все перечисленные факторы являются культурными и этническими границами между мигрантами и принимающим обществом.

Этническими границами, по мнению П.И. Кушнера, следует называть территории, длительное время населяемые определенным этносом, народом. Это территории, с которыми связана их история, сама идентичность как этнической группы, территории, сформировавшие особенности данного народа[5]. Однако в конкретном случае этнические границы следует понимать, как этнокультурную идентичность, все признаки, отличающие этническую группу от других. То есть, ее особенности, позволяющие идентифицировать ее как самостоятельную. Следует подчеркнуть, что этническая группа различима потому, что существуют характерные ее признаки. Эти признаки тем сильней выражаются, чем больше группа взаимодействует с другими. Таким образом, появляется определение «мы» как противовес определению «они». Следует ли говорить, что именно это деление и служит фактором обострения межэтнических конфликтов, способствуя мобилизации по этническому признаку?

Современный мир невозможно представить без перемещения значительного количества людей на огромные расстояния. Подобные процессы оказывают значительное воздействие на уровень социальной напряженности в принимающих обществах.

По состоянию на 2017 год в мире не существует моноэтнических государств, что подразумевает проживание в пределах одного государства нескольких или нескольких десятков этносов. Однако население этих государств не распределено равномерно[6].

Не секрет, что люди склонны создавать более комфортные для жизнедеятельности условия. Если создать их не получается дома, начинается поиск таких условий в другом месте. Для большинства жителей стран Африки и Азии, в том числе, бывших республик СССР, комфортным местом жительства становятся развитые страны Европы, а также США, Канада и Австралия. Данные страны имеют развитую систему государственной поддержки мигрантов, беженцев и иных категорий людей, нуждающихся в защите и помощи[7]. В частности, департаментом гражданства и миграции Канады предусмотрены гибкие условия для переселения в эту страну с разными целями, в том числе для постоянного проживания.[8] Однако это не в полной мере защищает государство от нелегального пересечения его границ. По данным ТАСС, за 2016 год сухопутную границу Канады незаконно пересекли 26 тыс. 250 человек[9].

Не только экономические интересы и социально-правовая защита стали причиной потока мигрантов в страны ЕС. Этому служит и географическое расположение Европы. Благодаря ее близости, жители стран Африки могут своими средствами добраться до европейских границ вплавь или по суше. Например, 7 мая 2018 года отрядом береговой охраны Ливии спасено в Средиземном море 406 человек, которые пытались на нескольких плавательных средствах добраться из Африки до Европы[10].

Под странами Африки и Азии в данном случае следует понимать страны Северной Африки, Ближнего Востока. В 2015 году из этих стран из-за обострения обстановки повысился уровень эмиграции. Через Средиземное море до Европы добрались почти 350 тыс. человек, что по сравнению с 2014 годом составило прирост в 60%[11].

Именно выходцы из этих стран зачастую становятся причиной социокультурной напряженности в принимающих государствах. Многие мигранты трудоустраиваются в новых государствах и стараются жить по законам нового общества. Более того, выходцы из многих стран едут в Европу для трудоустройства по профессии, оказывают положительное воздействие на экономику этих стран. В США действует специальная программа по привлечению интеллектуально развитых жителей из других стран и предоставления им гражданства.[12] Но, к сожалению, это не подавляющее большинство случаев.

В настоящее время сюжеты о столкновениях и беспорядках, учиняемых мигрантами во Франции или в Германии, о напряженностях, которые они вольно или невольно создают стали уже общеевропейской обыденностью. Увеличение численности и потоков мигрантов ведет к конфликтогенной проблеме социокультурной интеграции. Кризис интеграции и адаптации мигрантов, зачастую их явное нежелание адаптироваться в принимающем сообществе, а также стремительное увеличение мигрантских анклавов создает конфликтогенные очаги в Европе.

Следует, однако, заметить, что в контексте изучения процесса миграции необходимо различать такие понятия как «эмиграция» и «иммиграция». О важности этого различия будет указано ниже, но в данный момент важно отличие значений этих терминов.

В юридическом словаре эмиграция определяется как выезд граждан одного государства за его пределы по экономическим, политическим или другим причинам.

Иммиграция же подразумевает под собой въезд иностранных граждан в пределы какого-либо принимающего государства на временное или постоянное жительство[13].

Любая миграция имеет свои истоки – фундаментальные причины, по которым люди стали покидать свои дома и переселяться на новое место. Но, как известно, за любой причиной неразрывно следует следствие. Почти всегда следствием миграции становится появление или обострение конфликтогенных факторов в новом регионе проживания мигрантов.

Как следует из текста, к появлению конфликтов с подавляющей долей вероятности приводит процесс иммиграции. В этом заключается главное ее отличие от эмиграции. Более того, А.В. Дмитриев в своем исследовании указывает на то, что иммиграция имеет более негативные последствия и вызывает обеспокоенность членов принимающего общества[14].

Для обычного обывателя возможно покажется, что принципиальных различий между данными понятиями не существует, ибо оба они подразумевают переселение масс из одного государства в другое. Однако эти понятия являются по своей сути антонимами. Специалист видит суть этих процессов и их различия. Важно понимать такое понятие как «буква закона», который можно проецировать на данную ситуацию и строго различать выезд граждан из государства не сопровождающийся возникновением конфликтов и въездом их в другое государство, имеющим далеко идущие последствия как для них самих, так и для принимающего общества.

Иммиграция приводит к тому, что иммигранты вынуждены делать выбор: интегрироваться в новое общество или же создать обособленный анклав.

В первом случае серьезных проблем не возникает, хотя имеет место быть рост конкуренции за рабочие места, что приводит к негативной реакции местных жителей на «приезжих». Но, как правило, на этом проблемы заканчиваются: мигранты мирно живут в новом обществе, следуя его законам.

Во втором же случае ситуация коренным образом меняется. Проблема заключается не только в усилении борьбы за «место под солнцем». Обостряется также отношение принимающего общества к иммигрантам и наоборот на основе такого фактора как коренное отличие в образа жизни, традиций и обычаев. Не желающие интегрироваться в новое общество люди, как правило, симпатии у тех, кто их принял, не вызывают. Вызывающее поведение мигрантов зачастую приводит к обострению отношений к ним со стороны общества и государства. Но и в этом случае следует провести разграничительную линию. Группы мигрантов, не желающие интегрироваться в новое общество, идут по 2 возможным путям:

1) мирная внутренняя мобилизация группы для достижения тех или иных целей, будь то сохранение самобытности или же получение всевозможных прав (это проявляется в создании диаспор);

2) фундаментализм, отчуждение от общества, отказ взаимодействовать с ним. Именно этот путь является наиболее опасным и конфликтогенным.

Второй путь можно наблюдать в странах ЕС, таких как ФРГ или Франция. Многочисленные выходцы из стран «третьего мира» стали настоящей проблемой для руководства этих государств и местных жителей.

В целом, проблемы, связанные с миграционными процессами наиболее остро проявляются в полиэтнических обществах. Среди, них ярко выделяются страны Европы, в том числе и Россия, хотя, по сравнению с выше названными странами ЕС, миграционные процессы в ней имеют несколько иную специфику. Объясняется это тем, что главным образом проблемы вызывает миграция из стран Средней Азии и иных бывших союзных республик. Данные народы имеют давнюю связь с населением России, такую как общая история, а также язык, хотя уровень знания русского языка уже стал одной из главных проблем, мешающих их интеграции в российское общество.

Также необходимо отметить, что в плане решения проблем, связанных с миграционными процессами, в России имеется прогресс. С 2015 года вступили в силу изменения в законодательство, ограничивающие возможности въезда для граждан ряда стран СНГ. Под этим подразумевается, что приехать в Россию можно только при наличии действующего загранпаспорта. В списке исключений находятся Киргизия и Украина[15].

В законодательство также внесены и другие изменения, осложняющие трудоустройство нелегальных мигрантов на территории РФ.

Ситуация в России, однако отличается от той, что сложилась в странах ЕС. Если в первом случае мигранты стремятся работать, то во втором их стремления несколько другие.

Мигранты, попавшие в развитые страны ЕС, такие как ФРГ, Франция, скандинавские страны, в числе которых Норвегия и Швеция, могут рассчитывать на значительные денежные пособия, позволяющие безбедно жить. Подобная социальная поддержка и послужила одной из причин возникновения социокультурных конфликтов в этих странах.

О.М. Самойлова определяет социокультурный конфликт как предельное обострение противоречий в процессе совместного воспроизводства социальной реальности между большими социальными общностями (национальными, расовыми, конфессиональными)[16]. По ее мнению, в основе социокультурных конфликтов лежат три фактора: религиозный (столкновение религиозных мировоззрений), цивилизационный (столкновение цивилизаций) и этнический (столкновение этнических идентичностей).

В случае с перечисленными странами можно наблюдать все три фактора в абсолютной их форме. Численность мигрантов в странах ЕС уже позволяет им сохранять свою идентичность и отстаивать свои права на отправление религиозных ритуалов. За 2016 год в Европе было зарегистрировано более 660 тысяч беженцев, подавших официальные ходатайства о предоставлении убежища[17]. Следует понимать, что это данные, известные только об официальных обращениях. Сколько именно нелегальных мигрантов в Европе на данный момент сказать сложно, известно лишь, что на 2016 год в Европе находилось примерно 1,2 млн нелегальных мигранта[18]. Тем не менее, можно с уверенностью говорить, что на данный момент Европа испытывает небывалый кризис, связанный с миграционными процессами, которые в последний раз можно было наблюдать во время конфликта в Югославии в 1990-е годы[19].

Итак, ситуацию, связанную с миграционными процессами в Европе можно охарактеризовать, как бесконтрольное нелегальное прибытие иностранных граждан, требующее немедленного решения, удовлетворяющего всех стран-членов ЕС. Одно дело, когда группа мигрантов исповедует свою религию, отправляет традиционные ритуалы и т.д., не привлекая к себе внимания общественности, и совершенно другое, когда они демонстрируют свою идентичность, свои особенности, тем более, навязывают свои нормы окружающему большинству. Такая ситуация наблюдается на данный момент в посттрадиционных странах ЕС.

5 мая 2018 года в городе Кале во Франции около пятидесяти мигрантов напали на полицейских. В результате столкновения двое сотрудников правопорядка получили ранения, был поврежден один полицейский автомобиль.

Как известно, в названном городе, находящемся на севере Франции, с 2002 года действует нелегальный лагерь беженцев. К лету 2016 года в нем проживало около 8 тыс. человек. В октябре власти провели мероприятия по расселению мигрантов в официальные пункты приема, но, несмотря на это, в лагере еще остается порядка 300-600 тыс. человек[20].

Это далеко не предел всех беспорядков, учиняемых нелегальными мигрантами. Так, в ночь на 10 января в германском городе Кельне прошли массовые акции протеста, вызванные противоправными действиями мигрантов. Как стало известно, в ночь на 1 января 90 немок подверглись домогательствам со стороны «приезжих», некоторые жители города пожаловались на агрессию с их стороны[21]. Это ничтожно малая доля конфликтов, возникших и возникающих между членами принявших обществ и мигрантами из неблагополучных стран.

Не менее конфликтогенным является содержание мигрантов за счет налогоплательщиков[22]. И без того нагруженный бюджет стран ЕС вынужден выплачивать денежные пособия безработным, что естественно, является фактором, ухудшающим отношение местных жителей как к мигрантам, так и к властям, не решающим должным образом проблемы. Это недовольство зачастую выливается в массовые протесты. Так, в Риме прошла волна протестов против строительства дорогостоящей магистрали Турин-Лион. Граждане высказали недовольство высокими расходами, если учесть, что Италия выплачивает 35 евро в день на размещение каждого безработного, это довольно значительная сумма, если учесть, что на 2016 год в этой стране по официальным данным Евростата находилось свыше 80 тысяч мигрантов[23].

В итоге, имеется общая картина, сложившаяся не только вокруг Европы, но также и России, частично Канады и США, то есть, полиэтнических обществ, испытывающих на данный момент наиболее острые проблемы, связанные с миграционными процессами. Проведенная работа показывает, что миграционные процессы не имеют тенденции к значительному снижению, хотя, с момента начала военной операции ВКС РФ в Сирии, поток мигрантов из этой страны сократился, но Сирия – это не весь Ближний Восток, хотя 362775 беженцев в ЕС родом из этой страны[24]. Тем не менее, пик миграционных процессов из стран Северной Африки и Ближнего Востока уже миновал по тем или иным причинам. Кроме того, отдельные страны ЕС предпринимают попытки по урегулированию ситуации и высылке нелегальных мигрантов. Особого внимания в этом плане заслуживает генеральный план по миграции (Masterplan Migration) главы МВД ФРГ Хорста Зеехофера[25]. Так или иначе, страны ЕС ищут пути выхода из сложившейся ситуации и решения накопившихся проблем.

Данная работа является попыткой обобщить данные о конфликтах в полиэтнических государствах, вызванных миграционными процессами на 2018 год и изучить феномен социокультурных конфликтов, их особенности в современных полиэтнических обществах. Несмотря на проделанную работу тема останется открытой вплоть до стабилизации обстановки в странах – «донорах» миграционных процессов и решения острых социокультурных конфликтов между мигрантами и принявшими их обществами. Тем не менее, прогресс в преодолении накопившихся проблем имеется в виде принятия законодательных актов в принимающих странах и установления порядка в нестабильных государствах. Работы в этих направлениях предстоит еще очень много, некоторым может показаться, что это сизифов труд, однако ситуация вовсе небезнадежна.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Война в Югославии 1991-1995, 1998-1999 гг. // Национальная Энциклопедическая служба // URL: http://politike.ru/termin/voina-v-yugoslavii-1991-1995-1998-1999-gg.html

  2. Германия больше не верит беженцам // Газета.ru // URL: https://www.gazeta.ru/social/2016/01/10/8014001.shtml

  3. Дмитриев А. В. Конфликтогенность миграции: теоретические и практические проблемы // URL: http://jour.isras.ru/index.php/snsp/article/viewFile/3110/2898

  4. Информационное агенство России ТАСС // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5183208.

  5. Информационное агенство России ТАС // URL: http://jour.isras.ru/index.php/snsp/article/viewFile/3110/2898

  6. Информационное агенство России ТАСС // URL: http://tass.ru/proisshestviya/5182970

  7. Карта плотности населения мира // URL: http://www.200stran.ru/maps_group19_item1456.html

  8. Кирсанов   А. И. «С. Хантингтон о «Столкновении цивилизаций» в контексте глобальных трансформаций» // Refdb.ru // URL: https://refdb.ru/look/2269511.html.

  9. Количество беженцев по странам размещения // URL: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope

  10. Кушнер П.И. «Этнические территории и этнические границы» // Институт этнологии и антропологии // URL: http://iea-ras.ru/index.php?go=Files&in=view&id=170

  11. Миграционный кризис в Европе // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии) // URL: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope

  12. Попов М.Е. Диссертация на тему «Конфликты идентичностей в посттрадиционной России». Место защиты: Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2011.

  13. РИА Новости // URL: https://ria.ru/world/20180710/1524298813.html

  14. Самойлова О.М.  Социокультурные конфликты (особенности определения и типологизации) // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsiokulturnye-konflikty-osobennosti-opredeleniya-i-tipologizatsii

  15. Социальные пособия беженцам в странах Европы //URL: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope

  16. Социологический словарь // URL: http://endic.ru/sociology/Multikulturalizm-4754.html

  17. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 31.12.2014 N 522-ФЗ

  18. Хантингтон С.  «Столкновение цивилизаций» // tower-libertas.ru // URL: https://docviewer.yandex.ru/view.

  19. Юридический словарь «Академик» // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14985 Immigrate to Canada // URL: https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/services/immigrate-canada.html

  20. SWI swissinfo.ch // Новости Швейцарии на 10 языках // URL: http://www.swissinfo.ch/rus/politics/41557352

  21. SWI swissinfo.ch // Новости Швейцарии на 10 языках // URL: http://www.swissinfo.ch/rus/politics/41557352

  22. U.S. Immigration Software Online // URL: https://www.us-immigration.com/



[1] См.: Социологический словарь // URL: http://endic.ru/sociology/Multikulturalizm-4754.html (07.08.2018).

[2] См.: С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций» // tower-libertas.ru // URL: https://docviewer.yandex.ru/view (07.08.2018).

[3] См.: А. И. Кирсанов «С. Хантингтон о «Столкновении цивилизаций» в контексте глобальных трансформаций» // Refdb.ru // URL: https://refdb.ru/look/2269511.html (07.08.2018).

[4] См.: М.Е. Попов Диссертация на тему «Конфликты идентичностей в посттрадиционной России». Место защиты: Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2011.

[5] П.И. Кушнер «Этнические территории и этнические границы» // Институт этнологии и антропологии // URL: http://iea-ras.ru/index.php?go=Files&in=view&id=170 (07.08.2018).

[6] См.: Карта плотности населения мира // URL: http://www.200stran.ru/maps_group19_item1456.html (07.08.2018).

[7] См.: Социальные пособия беженцам в странах Европы //URL: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope (07.08.2018).

[9] Информационное агенство России ТАСС // URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5183208 (11.08.2018).

[10] Информационное агенство России ТАСС // URL: http://tass.ru/proisshestviya/5182970 11.08.2018.

[11] SWI swissinfo.ch Новости Швейцарии на 10 языках // URL: http://www.swissinfo.ch/rus/politics/41557352 (11.08.2018).

[12] См.: U.S. Immigration Software Online // URL: https://www.us-immigration.com/ 11.08.2018.

[13] См.: Юридический словарь «Академик» // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14985 (12.08.2018).

[14] См.: Дмитриев А. В. Конфликтогенность миграции: теоретические и практические проблемы // URL: http://jour.isras.ru/index.php/snsp/article/viewFile/3110/2898 (12.08.2018).

[15] См.: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 31.12.2014 N 522-ФЗ

[16] См.: О.М. Самойлова Социокультурные конфликты (особенности определения и типологизации) // URL:https://cyberleninka.ru/article/v/sotsiokulturnye-konflikty-osobennosti-opredeleniya-i-tipologizatsii 12.08.2018.

[17] SWI swissinfo.ch Новости Швейцарии на 10 языках // URL: http://www.swissinfo.ch/rus/politics/41557352 12.08.2018.

[18] Миграционный кризис в Европе // Центр Сулакшина ( Центр научной политической мысли и идеологии) // URL: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope 19.08.2018.

[19] См.: Война в Югославии 1991-1995, 1998-1999 гг. // Национальная Энциклопедическая служба // URL: http://politike.ru/termin/voina-v-yugoslavii-1991-1995-1998-1999-gg.html 19.08.2018.

[20] См.: Информационное агенство России ТАС // URL: http://jour.isras.ru/index.php/snsp/article/viewFile/3110/2898 19.08.2018.

[21] См.: Германия больше не верит беженцам // Газета.ru // URL: https://www.gazeta.ru/social/2016/01/10/8014001.shtml 20.08.2018.

[22] См.: Социальные пособия беженцам в странах Европы //URL: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope 12.08.2018.

[23] См.: Количество беженцев по странам размещения // URL: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope 20.08.2018.

[24] Количество беженцев по странам гражданства // URL: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope 20.08.2018.

[25] См.: РИА Новости // URL: https://ria.ru/world/20180710/1524298813.html 20.08.2018

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати