ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Чешско-венгерские отношения входят в динамическую фазу

12:13 13.12.2018 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Чешско-венгерские отношения, не отличавшиеся ранее чрезмерной активностью, входят в динамическую фазу, и итоги официальных переговоров премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в Праге с президентом Чехии Милошем Земаном и премьером Андреем Бабишем в конце ноября это подтвердили (1).

К концу текущего года товарооборот между двумя странами достигнет €10 млрд. Особенно активное сотрудничество происходит в энергетической, фармацевтической, пищевой, транспортной промышленности и сельском хозяйстве.

Венгрия является автором инфраструктурного проекта по соединению Будапешта, Праги, Варшавы и Братиславы совершенной автомобильной артерией. Венгерская сторона готова выделить к 2020г. €4,6 млн. на экспертно-оценочные работы в этом направлении.

Новинкой визита стало обсуждение перспектив военного сотрудничества. Венгрия купила у Чехии два учебных и два разведывательных самолета и направляет военных лётчиков на обучение в Чехию. Помимо этого по чешской лицензии Венгрия произведёт 200 тыс. единиц стрелкового оружия (2).

Оживлению отношений Будапешта и Праги во многом способствует независимая политика Орбана и присущий чехам евроскептицизм, выразителем которого и является венгерский премьер. По данным соцопросов в 2017 г. 36% чехов не одобряли членство своей страны в ЕС - и это самый высокий показатель среди всех стран союза (3).

Будапешт выступает в качестве стороны, инициирующей многие политические шаги, не согласующиеся с требованиями Брюсселя. Отсюда вытекает потребность для Будапешта обеспечить себе в Центрально-Восточной Европе прочную экономическую и дипломатическую площадку для сохранения своих позиций в диалоге с Брюсселем.

В качестве такой площадки Будапешт видит Вышеградскую «четвёрку» (Венгрия, Чехия, Словакия, Польша). Венгры надеются достичь максимально возможной консолидации позиция стран «четвёрки» по целому ряду чувствительных для себя вопросов. Таковыми являются:

в краткосрочной перспективе - ход выборов в Европейский парламент в 2019 г.;

в долгосрочной – миграционная проблема в Европе, формирование бюджета ЕС, распределение полномочий среди стран-членов ЕС и урезание полномочий Европейской комиссии, участие стран «четвёрки» в обсуждении внешнеполитическая курса ЕС на равных правах с европейскими «тяжеловесами».

В этом контексте в Праге прозвучало конкретное заявление Орбана о том, что «уставшие члены Европарламента должны уйти», освободив дорогу для свежих сил, «которые понимают, что мы вступаем в новую эру».

При этом внутри Вышеградской «четвёрки» существует ряд разногласий, мешающих ей выступать единогласно на европейской политической сцене. Среди таких разногласий:

- разный взгляд Венгрии и Польши на санкционную политику ЕС и США в отношении России, при котором Венгрия высказывается за смягчение санкций, а Польша – за их ужесточение;
- разный взгляд Венгрии и Польши на военное присутствие США в Европе - Венгрия воспринимает его более сдержанно, чем Польша;
- разное видение Венгрией и Польшей сотрудничества с Россией в энергетической сфере;
- разное отношение стран «четвёрки» к событиям на Украине. Польша открыто поддерживает националистический режим в Киеве, Венгрия открыто его критикует за нарушение прав венгерского меньшинства, Словакия соблюдает стойкий нейтралитет, позиция Чехии колеблется между поддержкой и нейтралитетом.

Польша и Венгрия претендуют внутри «четвёрки» на роль идеологических и политических лидеров, в то время как Чехия и Словакия ведут себя более пассивно, не имея явно выраженной идеологии. Ввиду несовпадения позиций Варшавы и Будапешта по многим вопросам последний активизирует сотрудничество с Прагой и Братиславой.

Словакия заинтересована в углублении сотрудничества с Венгрией ввиду трансформации внутреннего состава ЕС в связи с уходом Великобритании (Brexit). Экспортно-ориентированную словацкую экономику ожидает падение ВВП на 0,4%. Это меньше, чем в среднем по ЕС (1,5%), но не является тем показателем, который можно было бы не принимать во внимание.

В 2017 г. на Великобританию приходилось 6% словацкого экспорта и 2,5% импорта (4). Великобритания занимает шестую позицию в списке главных экспортных направлений для Словакии. Ожидается, что особенно пострадает автомобильная промышленность: каждый седьмой автомобиль, произведённый в Словакии, предназначается для британского рынка.

Ввиду этого Братислава ищет пути диверсификации своего экспорта, и Венгрия может быть одним из направлений. Помимо этого Словакия рассчитывает, что с Венгрией также можно будет реализовывать совместные экономические проекты в ее приграничных восточных районах, более депрессивных в сравнении с другими.

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что чешско-словацкий вектор в дальнейшем будет приоритетным для Венгрии внутри Вышеградской «четвёрки», в то время как польско-венгерские отношения будут развиваться меньшими темпами и наименее активным направлением будет сотрудничество в военной сфере.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) http://abouthungary.hu/blog/pm-orban-in-prague-on-the-rough-terrain-of-european-politics-only-the-brave-ones-survive/

2) http://www.kormany.hu/en/ministry-of-foreign-affairs-and-trade/news/hungarian-czech-economic-cooperation-has-moved-up-a-level

3) https://globalriskinsights.com/2018/08/euroscepticism-czech-republic-central-european-disaster-waiting-happen-hot-air/

4) https://rmx.news/slovakia/slovakia-prepares-hard-brexit

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати