ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Гранды мировой экономики и антироссийские санкции, или турбины для Крыма

11:27 12.12.2018 • Денис Батурин, политолог

Инициаторы антироссийских санкций действуют в нескольких направлениях: с одной стороны, это давление на Россию, российский бизнес, с другой стороны, это давление на страны и бизнес, которые имеют интересы в России. В санкционную политику «зашито» многое. В санкциях нашли отражение и глобальная конкуренция, и конкуренция транснациональных корпораций, и геополитические установки США в отношении Западной Европы. Эти направления очень тесно переплетены друг с другом, даже если в одном случае виден приоритет политических интересов, а в другом интересы какой-нибудь транснациональной корпорации или флагмана одной из отраслей одного из государств. Так, Германия, кажется, до сих пор с недоумением отбивается от напора Вашингтона, который настаивает, что Берлин должен отказаться от экономической выгоды «Северного потока - 2» по политическим причинам и обеспечить тем самым экономическую выгоду США, предлагающих взамен трубопроводного российского газа свой более дорогой сжиженный газ.

Есть прецеденты, которые инициаторы санкций стремятся превратить в урок для западного бизнеса. Например, проблемы компании Siemens, которую обвиняют в поставке в 2015–2016 годах газовых турбин для двух крымских ТЭС в обход санкций.

В 2016 году немецкий промышленный гигант Siemens попал под подозрение в том, что намерен поставить турбины юридически в Краснодарский край, а фактически в Крым. Эта история прошла в СМИ. Речь идет о турбинах SGT5-2000E, изготовленные совместным предприятием Siemens и ОАО «Силовые машины» — «Сименс Технологии Газовых Турбин» (Санкт-Петербург). Это была не первая попытка, как минимум, сорвать сделку, и как максимум - извлечь из ситуации политические дивиденды.

Наконец, 5 июля 2017 года бдительные московские корреспонденты Reuters (кстати, это же агентство в августе 2016 сообщило о подготовке поставок турбин Siemens в Крым) обнаружили в портах Крыма турбины «похожие на продукцию Siemens». Агентство сообщило, что речь шла о турбинах, произведенных компанией Siemens, а их поставка была осуществлена вопреки санкциям.[i] История вышла на новый круг. 

Нужно сказать, что информация о самих турбинах несколько противоречива. Одни источники говорят, что «турбины были поставлены Siemens в Россию», другие, что турбины изготовлены российско-германским СП «Сименс Технологии Газовых Турбин», третьи, что турбины были закуплены на вторичном рынке и модернизированы на российских предприятиях компании «Ростех».[ii] Каждый из вариантов определяет разное происхождение турбин, а значит, и уязвимость схемы поставок турбин, наличие, либо отсутствие последствий нахождения турбин в Крыму для Siemens в связи с санкциями. 

Интересно, что почти месяц вопрос поставок турбин в Крым обсуждался в СМИ, госкомпании и коммерческие структуры в Германии и России делали заявления, инициировали расследования, а дипломатическая реакция последовала только 21 июля 2017 года: МИД Германии заявил, что ситуация с поставкой турбин в Крым угрожает германо-российским отношениям. В этот же день некую веху в этой истории определил концерн Siemens, заявив, что приостанавливает поставки в Россию энергетического оборудования по контрактам с государственными компаниями, а так же прекращает участие в российской компании «Интеравтоматика», в которой Siemens принадлежало 45,7%, и которая является одним из подрядчиков по установке турбин.[iii]

За ситуацией Siemens внимательно наблюдают из офисов российских и зарубежных компаний, из Москвы, Вашингтона и офисов еврочиновников. Это наблюдение за тем, как работают санкции, на какие компромиссы и с каким обоснованием готовы идти участники, как можно обходить санкции на законных основаниях и какими могут быть последствия поиска путей обхода санкций. При этом была и реакция бизнеса, с ситуацией Siemens, казалось бы, напрямую не связанная. Крупнейшие американские компании выступили против законопроекта, ждавшего утверждения в Конгрессе США, который расширял санкции против России. Тревожный звонок для санкционной политики и ее адептов: «По данным CNN, против законопроекта выступило больше десятка компаний, в том числе такие отраслевые мейджоры, как BP, Exxon, General Electric, Boeing, Citigroup, MasterCard и Visa... (...) Свои замечания по поводу законопроекта также донесли до конгрессменов представили Ford, Dow Chemical, Procter & Gamble, International Paper, Caterpillar и Cummins, рассказали CNN источники».[iv] А это значит, конгрессменов взяли в оборот лоббисты упомянутых крупнейших компаний, и вопрос стал не только вопросом внешнеполитического курса, но и вопросом внутренней политики США, более того, касался политического будущего конкретных конгрессменов и партий, их спонсорской поддержки. Как американский бизнес и политики будут лавировать среди рифов личной и бизнес выгоды - посмотрим. 

На наш взгляд, самое главное в этом санкционном эпизоде, ради чего, как говориться, и песня писалась, это: «Документ предусматривает заморозку активов и запрет на ведение дел с широким кругом российских банков, оборонных и энергетических компаний, бизнесменов и чиновников, а также санкции против инвесторов, подрядчиков и прочих лиц, связанных со строительством газопровода «Северный поток — 2»».[v]

Одним словом, все это затеяно ради того, чтобы заставить Европу ограничить поставки российского газа и посадить ее на иглу американского сжиженного природного газа (СПГ). Это отдельный эпизод санкционной войны и энергетической конкуренции, который требует отдельного анализа.

Дальнейшее развитие истории и то, как стороны намерены выходить из рискового поля определили два события: 

- 11 июля 2017 концерн Siemens Aktiengesellschaft подал иск к «Технопромэкспорту», которого германский концерн обвиняет в незаконном перемещении газотурбинных установок в Крым, иск передан в Арбитражный суд Москвы. 

- Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Крым поставляется оборудование, в том числе энергетическое, произведенное в России: «Мы уже говорили и нам нечего добавить, что там (в Крыму) действительно размещается технологическая продукция, в том числе связанная с электроэнергетикой, энергетикой в целом, и вся эта продукция, страна происхождения которой является Россия».[vi]

Таким образом, Siemens решил отстаивать свои права и «очищать» свою репутацию в российской юрисдикции, а турбины, которые поставлены в Крым имеют российское происхождение, а это уже вопросы технологической экспертизы, которую вряд ли Siemens будет проводить в Крыму по тем же санкционным причинам.

История с поставкой турбин для крымских электростанций началась с момента их проектирования. С этого же времени ведется проработка этого вопроса, независимо от того, что говорят об этой ситуации в СМИ. Было бы наивно полагать, что как Siemens, так и российская сторона в лице компании «Технопромэкспорт» в деле поставок турбин полагались или полагаются на авось. Наверняка юридические, организационные и технические вопросы проработаны детально. Турбины были доставлены в Крым и со второй половины 2018 года идут пусконаладочные работы.

Но санкционная политика не позволяет ее инициаторам забыть о турбинах, и Siemens продолжает отбиваться. В ноябре 2018 года Гамбургская прокуратура «инициировала расследование в отношении сотрудников Siemens, связанное с нарушением крымского эмбарго».[vii] Расследование ведется в Гамбурге по причине того, что, как сообщили европейские СМИ, турбины, доставленные в Крым, покинули Германию через порт этого города. Стоит отметить деталь - расследование немецкой прокуратурой ведется в отношении трех граждан Германии, работающих на концерн в Санкт-Петербурге, о чем сообщила пресс-служба российского офиса Siemens: «Согласно имеющимся данным, следствие ведется в отношении отдельных лиц, а не всей компании. С самого начала Siemens в полной мере сотрудничает со следственными органами. Просим отнестись с пониманием, что мы не можем комментировать ход расследования».[viii] Эта деталь может свидетельствовать о двух вариантах развития ситуации прецедента Siemens: 1. Концерн продолжает отступать под санкционным давлением, но не сдается, уходя от удара, ставит под него отдельных сотрудников;

2. Через Siemens начата новая спецоперация против России и немецкого бизнеса одновременно – расследование может быть выведено на «раскрытие коррупционной схемы» сотрудничества с российской стороной.

При этом можно предположить, что причиной расследования в любом случае является намерение Германии сотрудничать с Россией. Наибольшее раздражение вызывает сотрудничество в энергетических проектах – «Северный поток – 2» находится под шквалом критики со стороны США, поступают угрозы в отношении всех компаний, связанных с реализацией этого проекта.

Поле сотрудничества России и Германии обширное, в него вовлечены множество кампаний обеих стран. Ежегодные встречи представителей немецкого бизнеса и российского руководства стали традиций. Как сообщает издание Frankfurter Allgemeine Zeitung: «В этом году во встрече, помимо прочих, приняли участие представители фирм «Фольксваген» (Volkswagen), «Метро» (Metro), «Сименс» (Siemens), «БАСФ» (BASF) и «Юнипер» (Uniper)».[ix] А несколько недель назад, отмечает издание, министр экономики ФРГ Петер Альтмайер подтвердил в Москве новый девиз: «Мы должны бороться за двусторонние отношения», поскольку, только разговаривая друг с другом, можно решать проблемы».

Бизнес Германии и ответственные политики этой страны прекрасно понимают истинную суть санкций – они являются еще одним элементом установления господства одной из стран мира, заинтересованной в нестабильности, а местами и хаосе за пределами своих границ. Санкции направлены не только против России, но и против заинтересованных в сотрудничестве с Россией стран, которые видят в этом не только экономическую выгоду для бизнеса, но и для граждан этих стран.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати