Жесткие экономические санкции, введенные США против Ирана, существенно углубляют противоречия между Вашингтоном и его ближайшими союзниками. Евросоюз, Великобритания, Франция и Германия выразили сожаление в связи с действиями американского президента Дональда Трампа и заявили о необходимости защитить свои компании от мер Вашингтона. При этом восемь стран получили от США полугодовую «отсрочку» в вопросе введения санкций – что еще больше запутало расклад сил и создало условия для роста градуса напряженности по вышеуказанному вопросу.
США объявили о вступлении в силу восстановленных санкций против Тегерана, предусматривающих запрет на покупку иранской нефти и нефтепродуктов, 5 ноября. Национальное министерство финансов подчеркнуло, что они стали «самыми жесткими» за всю историю: «Это самые жесткие санкции США, когда-либо введенные против Ирана, они будут нацелены на важнейшие секторы экономики Ирана, такие как энергетика, судоходство и судостроение, а также финансовый сектор. Соединенные Штаты ведут кампанию с максимальным финансовым давлением на иранский режим и намерены настойчиво применять эти санкции, которые вступили в силу». [1]
«Беспрецедентное финансовое давление, которое министерство финансов оказывает на Иран, должно дать понять иранскому режиму, что ему грозит все возрастающая финансовая изоляция и экономическая стагнация, пока он принципиально не изменит свое дестабилизирующее поведение. Максимальное давление, оказываемое Соединенными Штатами, с этого момента будет только возрастать», - подчеркивает министр финансов США Стивен Мнучин. В Вашингтоне не скрывают, что конечной целью санкций видят сведение экспорта нефти из Ирана «до нуля».
В санкционном списке оказались свыше 700 физических и юридических лиц. Речь идет, в частности, об иранской национальной авиакомпании Iran Air, более 65 принадлежащих ей воздушных судах, нескольких десятках кораблей морского торгового флота. Санкции запрещают закупки иранской нефти, а также направлены против операторов портов, судоходных и судостроительных компаний, финансового сектора, – прежде всего компаний, страхующих танкеры, - а также ограничивают операции с иранскими банками и Центробанком.
Штрафы грозят всем, кто торгует с Ираном нефтью и работает с его банковской системой. Вторичные санкции (штрафы и исключением из долларовой системы) могут быть наложены и на компании третьих стран. США также потребовали от международной системы платежей SWIFT «отключить» Иран. Согласно имеющейся информации, указанная система 5 ноября действительно приостановила доступ некоторых иранских банков к своей системе, - правда, без ссылки на американские санкции. [2]
Нынешний шаг последовал за объявленным в мае текущего года президентом США Дональдом Трампом выходом из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, принятого в 2015 году с участием Ирана, США, России, Китая, Великобритании, Франции и Германии и предусматривавшего ослабление санкций в отношении Тегерана в обмен на сворачивание им своей ядерной программы под контролем МАГАТЭ. Президент США назвал документ «худшей из сделок», заявив, что он не препятствует Ирану в реализации его ядерной и ракетной программ. После выхода Вашингтона из соглашения остальные его участники заявили о своей приверженности данному документу.
За два дня до введения в действие санкционного пакета президент США Дональд Трамп дал понять, что США готовы к заключению нового соглашения с Ираном на более жестких условиях. «Наша цель - заставить режим сделать четкий выбор: либо прекратить свое злонамеренное поведение, либо продолжать путь к экономической катастрофе», - заявил американский президент 3 ноября: «Санкции будут нацелены на доходы, которые иранский режим использует для финансирования своей ядерной программы, а также на ее развитие и распространение баллистических ракет, и которые подпитывают региональные конфликты, поддерживают терроризм и обогащают своих лидеров». При этом, по словам Дональда Трампа, «Соединенные Штаты по-прежнему открыты к достижению новой всеобъемлющей сделки с Ираном, которая навсегда заблокирует ему путь к ядерному оружию, коснется всего спектра его злонамеренных действий и будет достойна иранского народа. Пока этого не случится, наши исторические санкции будут оставаться в силе». [3]
Введя против Тегерана «беспрецедентно жесткие» санкции, Дональд Трамп в рамках собственного бизнес-подхода к международным делам оставил существенные «окна возможностей» для последующего торга по более широкому кругу вопросов международной повестки дня. США сделали исключение для восьми государств. Временную возможность покупать иранскую нефть получили Китай, Индия, Греция, Италия, Тайвань, Япония, Турция и Южная Корея. Согласно информации лондонской газеты The Financial Times, данные государства смогут импортировать ограниченное количество иранской нефти в течение ближайших шести месяцев. [4]
Одновременно госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что более 20 стран уже уменьшили экспорт нефти из Ирана, сократив закупки более чем на 1 млн баррелей в сутки. [5] Независимые источники свидетельствуют о том, что среднесуточная нефтедобыча в Иране сократилась с 3,8 млн баррелей в мае до 3,3 млн баррелей по состоянию на начало октября. Это немало: в результате сокращения Иран недополучает около 1 млрд долларов в месяц.
Вышеуказанные исключения из санкционного списка носят временный характер, и, очевидно, уже весной США возобновят политический и экономический торг с вышеупомянутой «восьмеркой» стран на предмет сохранения для них благоприятного режима. В первую очередь это касается Китая. Президент Дональд Трамп попытается использовать «иранский фактор» для того, чтобы добиться от Пекина максимальных уступок по торгово-экономическим вопросам – и в том числе может попытаться заставить китайскую сторону пересмотреть совместные энергетические проекты с Россией. Пока же реакция Китая на возвращение США к режиму антииранских санкций оказалась показательно сдержанной. Представительница китайского министерства иностранных дел призвала Вашингтон уважать торговые права Китая и выразила «сожаление» по поводу того, что США возобновили действия санкций против Ирана. [6]
Более решительно ответили Вашингтону в Европейском союзе – чьи торгово-экономические интересы антииранские санкции подрывают в первую очередь. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, а также министры иностранных дел Великобритании, Франции и Германии выпустили совместное заявление, в котором пообещали оградить свои компании от действия ограничительных мер США. «Наша цель - защитить субъекты европейской экономики, у которых есть легальные коммерческие связи с Ираном», - указывается в документе. [7]
Вместе с тем, серьезные проблемы возникли у Евросоюза в вопросе создания конкретной структуры, которая позволила бы европейским компаниям продолжать торговать с Ираном, не рискуя попасть под санкции Вашингтона. В октябре в Брюсселе обещали, что новый механизм оплаты иранского нефтяного экспорта должен быть юридически готов к 4 ноября, а заработать в начале 2019 года. Однако, по информации газеты The Financial Times, к моменту введения нынешних санкций европейцам не удалось даже подготовить юридическое обоснование защитного механизма и согласовать место размещения соответствующей «структуры специального назначения» (SPV). «Сейчас мы активно обсуждаем, где SPV будет размещена, решаем, кто будет участвовать, и начинаем процесс ее регистрации. Времени мало, и учитывая сложность и чувствительность этого вопроса в свете геополитических последствий, мы видим весьма быстрый и действенный прогресс», - заявил представитель министерства финансов Франции.
Чувствительность вопроса для европейцев заключается в нежелании самим попасть под жесткие санкции Вашингтона – особенно в условиях углубляющихся торгово-экономических противоречий между США и ЕС. Власти США действительно демонстрируют, что будут действовать агрессивно по отношению к нарушителям санкций, и это усиливает эффект, - предупреждает партнер юридической фирмы Morrison&Foerster и бывший директор Офиса по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США Джон Смит. «Когда США угрожают жестко карать нарушителей и делают это на практике, примеры наказанных компаний заставят других всерьез задуматься», - заявил он в интервью американской газете The Wall Street Journal. [8]
Не дожидаясь вступления в действие санкционного режима, президент Ирана Хасан Роухани заявил, что Тегеран сможет его преодолеть. «Америка хочет свести к нулю нефтяные продажи Ирана, но мы продолжим продавать нефть, чтобы прорвать санкции», - заявил он. [9]
В Тегеране не могли пройти мимо того факта, что возобновление пакета санкций США против Ирана совпало с годовщиной захвата американского посольства в Тегеране в 1979 году на волне исламской революции. Верховный лидер аятолла Али Хаменеи в обращении к соотечественникам заявил: «Цель американских санкций - калечить и сдерживать экономику Ирана, но в реальности результатом стало стремление страны к самодостаточности». «Главная задача Соединенных Штатов во всем этом - вновь добиться доминирования, которое было в период тирании. Но этого не будет», - пообещал аятолла Хаменеи. [10]
При этом в Тегеране не видят принципиального значения в исключении из санкционного режима восьми государств. «Исламская республика может продавать свою нефть, и даже если бы эти восемь стран не были исключены, мы бы все равно продали нашу нефть» - заявил в этой связи Хасан Роухани.
Введенные Вашингтоном антииранские санкции пока не оказывают прямого влияния на Россию. В опубликованном Министерством финансов США санкционном списке присутствует лишь российская «дочка» иранского Bank Melli – зарегистрированный в Москве «Мир Бизнес Банк» (МБ Банк). [11] Его акционером выступает Bank Melli Iran, который, по данным США, оказывает многомиллиардную финансовую, материальную и технологическую поддержку Корпусу стражей исламской революции (КСИР). «Bank Melli позволял КСИР и связанным с ним лицам перемещать средства как внутри Ирана, так и за его пределами», - говорится в заявлении американского Минфина. АО «Мир Бизнес Банк» было зарегистрировано в Москве в 2002 году. Bank Melli Iran является его единственным акционером. [12]
Согласно имеющейся информации, администрация Трампа решила пока не акцентировать российское направление в своем давлении на Иран с прицелом на ожидающуюся до конца текущего года новую встрече президентов России и США. Она может пройти 11 ноября в Париже на мероприятиях, посвященных 100-летию окончания первой мировой войны, либо – что вероятнее - на саммите «Большой двадцатки» в Аргентине в конце ноября – начале декабря текущего года. Однако вне зависимости от исхода данной встречи, России следует ожидать, что ее торгово-экономические связи с Ираном, а в более широком контексте – взаимоотношения с ОПЕК – станут объектом нового витка глобальных игр администрации США.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[1] URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Pages/iran.aspx
[2] URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/11/05/785596-vosem-pokupat-neft-irana
[4] URL: https://www.ft.com/content/90adb102-e101-11e8-8e70-5e22a430c1ad
[5] URL: https://www.rbc.ru/politics/05/11/2018/5be054629a7947eb40d16df1
[6] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bdff95c9a7947d9672319df?from=materials_on_subject
[7] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5bdc9fca9a794743c14e1034?from=materials_on_subject
[8] URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/11/05/785596-vosem-pokupat-neft-irana
[9] URL: https://www.rbc.ru/politics/05/11/2018/5be049809a7947e8d49edae2?from=main
[10] URL: https://www.rbc.ru/politics/05/11/2018/5bdfe5419a7947d7720692b7?from=materials_on_subject
[11] URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/OFAC-Enforcement/Pages/20181105_names.aspx
[12] URL: https://www.rbc.ru/business/05/11/2018/5be05a5b9a7947ec6ff33e00?from=main
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs