«Международная жизнь»: Владимир Владимирович, Австралия поддерживает антироссийскую риторику. Как это отражается на положении наших соотечественников и на отношении к ним на бытовом уровне? Какие проблемы их тревожат сегодня?
Владимир Ежов: Проблема, думаю, общая у соотечественников, особенно у тех, которые едут не на короткое время работать за границу, а переезжают на постоянное место жительства. Это, конечно, сохранение русской культуры, русского языка в семьях и в поколениях. Все мы, кто живет там, хорошо знаем, как легко потерять язык. И если замечательно говорят и пишут на языке родители, тогда и у детей с этим проблем нет. Но дети общаются со своими сверстниками и им легче говорить с ними на языке страны пребывания, чем на русском, поэтому они и дома говорят не на русском. И язык «уходит». Это проще, но они не понимают, какое сокровище они теряют. Удержать язык дидактически и нарочито невозможно, поэтому нужно, чтобы поддерживать интерес к русскому языку. И вот для этого нужно обмениваться опытом на тех мероприятиях, которые проводят соотечественники в разных странах, чтобы стало привлекательным для молодого поколения, а через язык они смогут изучать культуру, историю и оставаться российскими по духу людьми, чтобы не потерять родство – это я считаю главной задачей. Она же является и проблемой.
«Международная жизнь»: И как вы решаете ее?
Владимир Ежов: В семье каждый по-своему, но семья имеет здесь главное значение. А кроме семьи – организации, школы, клубы по интересам, кружки, конкурсы. Так вот нужно, чтобы Российская Федерация проводила больше конкурсов при поддержке Россотрудничества, посольств, МИД России. Чтобы призеры, победители этих конкурсов приезжали в Россию, находили себе друзей здесь и по всему миру, чтобы эта связь не утрачивалась, потому что мы-то сохраним, но когда-нибудь и мы уйдем. А что будет с нашими детьми, хочется, чтобы следующие поколения не выпадали из российской ауры. Наша организация довольно большая, она включает в себя 47 организаций по Австралии, и мы проводим детские конкурсы. У нас есть ответственный за это – в прошлом он был участником телепередачи «Что? Где? Когда?» – Андрей Кузьмин. Он проводит конкурсы на высоком уровне, детям всегда ждут этого конкурса. На конгрессе я хотел бы поделиться своим опытом работы в русской общине. Мы проводим в Южной Австралии так называемые «Подмосковные вечера». Это регулярное мероприятие, тематическое, оно называется «Вечера литературно-музыкальной импровизации», где звучат песни, стихи, рассказы и обязательно видеообращение людей со всего мира, посвященное той или иной дате. Так у нас выступали дочери Юлиана Семенова, Роберта Рождественского, Вениамина Смехова. Считаю, что «Подмосковные вечера» - это выдающаяся песня, она стала классической и может объединить соотечественников по всему миру - и в Китае, в Бразилии, Австралии, в Японии, Аргентине, Тунисе, - мы бы все были на связи, обменивались бы роликами, сценариями. И тогда мы будем ощущать себя одной семьей, надо, чтобы это было не по должности, а по чувству. Вообще любовь – это чувство, а особенно любовь к России. Чувство возникает естественным образом. Хочется наш опыт передать соотечественникам в других странах, а обмениваться им на Всемирных конгрессах, которые происходят раз в три года. За этот период происходят наработки чего-то нового, чем надо делиться, понимать, что каждый раз появляются новые люди, которые попадают в эту орбиту. Ощущать себя гражданами и составной частью Русского мира – это очень волнующе и приятно, но и ответственно.
Русофобия всегда есть. Это чувство зависти, основа русофобии – это зависть. Есть такая замечательная православная вера – почему она в России есть, а у других ее нет? Или в творческом плане – посмотрите на победителей конкурсов – музыкальных или научных – очень много фамилий, связанных с Россией. Откуда возникает талант? Мы живем в своих странах в благополучных обществах, а у нас этого нет. Почему? У людей много вопросов к России. Почему такая большая страна? Зачем им столько природных богатств, а мы живем на вулканической породе? Вместо того, чтобы развивать свои преимущества, способности и таланты, или просто брать пример с тех образцов, они наоборот хотят низвести все российские достижения до уровня меркантильности, потребительского понимания. Россия – это не страна потребления. Я бы сказал, может быть, это последнее романтическое общество на Земле, в котором можно что-то делать на энтузиазме, на романтике, на чувстве долга, любви, на высоких чувствах, которые не меряются материальным. Русофобия – это свойство меркантильного общества, отсюда и двойные стандарты. С ними бесполезно спорить, бороться, нисходить до их уровня. Русофобов надо жалеть. А Россия живет своей жизнью. Мы еще в космос полетим, и спасем там американского космонавта. Россия – это очень великодушная страна, гостеприимная, и это чувство с нами глубоко. Я настолько счастлив, что я русский человек! Когда я нахожу среди соотечественников общие интересы, у нас сразу возникают возвышенные темы, не про страховку, не про доходы, а о том, какие у нас песни, походы, рассветы-закаты, какая природа на севере и на юге, какая тайга, животный мир – на этом возникает общность.
И вот сейчас я думаю, что в Австралии я нужнее, потому что в России таких как я много, а в Австралии я бы мог нести Россию большому количеству людей, объединять их вокруг любви к России, интереса к ней. Учить детей русскому языку, литературе и истории. И вот так у русских много друзей, и вокруг люди видят, что русские интересные люди, а совсем не такие, как их представляют в «их кино». Там же невозможно смотреть кино, в котором фигурируют русские, - это смех, карикатуры на наших соотечественников, это детский сад, прямолинейно, убого, никакой глубины передать не могут, не говоря о психологизме образов. Такое представление о наших соотечественниках надо менять. У меня за границей много друзей и у них представление о России не то, которое им хотят навязать русофобскими методами. Думаю, что может быть этим мое положение там ценнее, чем здесь. А в Россию я всегда приезжаю с наслаждением, здесь даже поспать не удается, потому что хочется всех увидеть, поговорить, повидаться, пойти в театр, в музеи. Здесь вдыхаешь жизнь полной грудью и с этими впечатлениями расстаешься на полгода или до следующего конгресса».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs